Сквош и сауна: как компании привлекают сотрудников в офис
. HR-специалисты рассказали о новых трендах корпоративной культурыРоссийские HR-специалисты рассказали о новых трендах корпоративной культуры
Российские работодатели все реже стали предлагать сотрудникам удаленный режим работы, сообщили РБК Life в компании SuperJob. Если в августе 2023 года такой режим практиковали 43% предприятий, то в декабре — только 37%. Причем в большинстве таких компаний дистанционных сотрудников осталось меньше 10% штатной численности. Удаленку и гибридный график предлагают лишь избранным, констатируют в SuperJob, чаще всего — программистам, менеджерам по продажам, инженерам и бухгалтерам.
Вакансий с удаленной работой на рынке труда России в целом сегодня от 5 до 7%. Работу с дистанционной занятостью чаще хотят найти женщины, на них приходится 8% от числа активных женских резюме. Среди соискателей-мужчин резюме в поиске удаленки создали только 4%.
РБК Life пообщался с кадровыми специалистами ведущих российских компаний и выяснил, наблюдают ли они взаимосвязь между посещением офиса и продуктивностью, какие преимущества находят в гибком подходе к режиму работы и какой формат предпочитают сами.
«Иногда бывает важно минимизировать количество встреч»
Елена Богданович, директор по развитию бренда работодателя VK
Продуктивность сотрудника зависит не от того, где физически стоит стол, за которым он сидит, а от вовлеченности и желания сделать максимум для своего продукта или проекта. VK никогда полностью не отказывался от офиса. В 2020 году мы ввели гибридный формат, в котором комбинируем работу в офисе и удаленно, и с тех пор работаем в нем.
Гибрид позволяет тонко настраивать вовлеченность в зависимости от типа и задач команды: где-то важно ежедневно рядом с коллегами брейнштормить новые идеи и находиться в постоянном контакте при обсуждении рабочих вопросов, а где-то — сконцентрироваться на задаче и минимизировать количество встреч. Мы в первую очередь ориентируемся на результат, а на него влияют не только режим работы, но и внутренняя культура, мировосприятие и особенности команды.
Несомненно, хотя бы периодическое, но регулярное присутствие в офисе повышает вовлеченность. Мы много вкладываемся в то, чтобы офис стал вторым домом, пространством для совместной работы и креатива: у нас комфортные рабочие места и большое количество переговорных комнат любого размера, тренажерный зал и полноразмерный спортзал, мы организуем спортивные мероприятия и клубы по интересам, компенсируем затраты на питание, а еще приглашаем известных людей в гости на мастер-классы. Я сама хожу в офис почти каждый день: здесь постоянно появляется что-то новое. И я рада встречать своих коллег, которые тоже в него ходят.
По запросам самих сотрудников мы видим, что востребованы разные подходы. Некоторые хотят ходить в офис на пятидневку: им важно быть рядом с коллегами, нравится проводить время после работы на общих мероприятиях или занимаясь спортом. Есть те, кто живет далеко от офиса, и ездить каждый день им тяжело, поэтому они работают удаленно или приезжают только на большие командные встречи. В этом и преимущество гибридного формата: он гибко настраивается под потребности каждого сотрудника.
«Офисы — это площадка для продуктивной коммуникации»
Дарья Золотухина, HR-директор «Яндекса»
Гибридный режим работы — это стандарт, принятый в «Яндексе» для всех сотрудников. Он подразумевает, что человек должен периодически посещать офис, но может несколько дней в неделю работать, откуда захочет. В индивидуальных случаях, безусловно, возможны и другие форматы, такие как удаленная работа.
Как и большинство крупных IT-компаний в России и за рубежом, мы считаем, что офисы — это в первую очередь площадка для продуктивной коммуникации и коллаборации. Ни в коем случае офис не должен быть способом следить за количеством отработанных часов, которые мы никогда не отслеживали и не собираемся. Для нас присутствие сотрудников в офисе — это точно не вопрос трудовой дисциплины. Развитие и рост сотрудника зависят только от его результатов, которые оцениваются в рамках полугодового ревью.
Однако мы уверены, что именно в офисе сотрудники максимально продуктивны, поскольку могут увидеть своих коллег, формально и неформально пообщаться, обсудить проекты, свои взгляды на развитие разных сервисов — из таких мелочей и состоит продуктивная и креативная рабочая среда. При полной или преобладающей удаленке все это просто перестает работать. Люди годами могут лично не видеть своих коллег, и если для каких-то должностей это может быть нормой, для большинства это все-таки не так.
Гибридный режим имеет и свои особенности. Например, стало труднее планировать рабочие места, ведь кто-то может решить не ходить в офис в понедельник, а кто-то — в пятницу. Появилось больше командировок, потому что многие команды работают распределенно. Поэтому, безусловно, «гибрид» повлиял на процесс онбординга новых сотрудников и на то, как организовано наше офисное пространство. Например, в офисах появились зоны коворкинга, рассчитанные на сотрудников, которые большую часть времени работают удаленно. Одновременно с этим мы стараемся обеспечить в офисе все необходимое не только для работы — например, спортивный зал или сервисы доставок, химчистку и другие бытовые услуги. Мы также стараемся делать офисы одинаково удобными и единообразными во всех городах. Новый офис «Яндекса» в Москве вообще проектировался с учетом запросов сотрудников — помимо стандартных вещей вроде парковки, кафе и спортзалов с тренажерами, там появятся бассейн, отдельные залы для йоги и сквоша, большее количество переговорок и лифтов и многое другое.
«Мы делаем все, чтобы команды встречались офлайн регулярно»
Александра Остановская, старший бизнес-партнер по персоналу «Авито»
Гибридный формат работы — тренд 2024 года. В «Авито» около 8 тыс. сотрудников, которые работают из 50 городов России. Офисы «Авито» открыты в пяти городах. У нас есть сотрудники, которые работают полностью дистанционно, есть те, кто ходит в офис каждый день, а есть люди, которые совмещают работу из офиса и из дома. При гибридном формате сотрудник может сам определить, когда ему удобнее выйти в офис, а когда он может работать удаленно, но это не касается команд с установленным сменным графиком.
Одна из ценностей «Авито»: «Главное — результат». А из дома или из офиса он достигается, для нас не так уж важно. Процессы в компании выстроены так, что посещение офиса не влияет на продуктивность и карьерные перспективы, тем более в этом помогает развитие технологий. Что касается социализации, мы делаем все, чтобы команды все-таки встречались офлайн регулярно, проводили время вместе. Например, мы организуем командные встречи, стратегические сессии и тимбилдинги для команд в разных городах. Кроме того, мы стараемся помочь сотрудникам выстроить баланс между работой и отдыхом независимо от того, в каком формате они работают.
Для наших сотрудников офис — это пространство для теплых встреч, креативных форматов, тимбилдингов и ощущения причастности. Лично я посещаю офис часто, но мне также нравится иметь возможность поработать из дома, если это необходимо.
«Значительную часть задач невозможно выполнять удаленно»
Роман Ермоленко, директор по корпоративному развитию и управлению персоналом «МегаФона»
В «МегаФоне» есть как офисный, так и удаленный режим работы, выбор между форматами зависит от характера задач конкретного сотрудника. Дистанционный формат более распространен в специализациях, связанных с разработкой, IT или работой с big data, что мы учитываем при открытии вакансий в этих сферах: в связи с развитием бизнеса и запуском новых проектов потребность в новых сотрудниках здесь традиционно высокая. Сейчас примерно 30% сотрудников компании работают в дистанционном режиме. В то же время значительную часть задач невозможно выполнять удаленно. Например, это работа в рознице или техническое обслуживание оборудования мобильной связи.
При сохранении обоих вариантов мы в «МегаФоне» приветствуем офисный формат, поскольку на удаленке практически невозможно эффективное кросс-функциональное взаимодействие, в котором особенно важны такие факторы, как социализация, эмоциональный контакт и чувство локтя. Сотрудникам, которые работают в команде, важно ощущать себя частью целого, чувствовать причастность к процессу и к результату. А для этого требуется «живое» общение в единой среде.
Мы прилагаем значительные усилия для того, чтобы сотрудникам было комфортно в офисе. В конце 2023 года штаб-квартира «МегаФона» получила платину в рейтинге офисов крупных российских компаний от Forbes и Pridex, наш офис в Оружейном переулке признан лучшим в телеком-отрасли. Мы уделяем много внимания обратной связи от сотрудников и стараемся учитывать их пожелания в самых разных аспектах — от установки массажных кресел до меню в кафе и дизайна интерьера.
Не стоит также забывать, что удаленный формат работы влияет и на бизнес-кругозор, который развивается за счет эффективного нетворкинга — от деловой встречи с бизнес-партнерами в соседнем с офисом кафе до короткого разговора с коллегой у лифта.
Я в офисе каждый день. Мое расписание очень насыщенно: встречи, собрания, совещания, собеседования. Более того, у меня есть привычка приходить сюда и по субботам. Для меня это время для саморазвития, рефлексии и выработки стратегии и тактики по тем проектам, которые требуют провести время с самим собой и взвесить плюсы и минусы каждого решения. Офисная среда сама по себе располагает к такой деятельности, сразу приводит в рабочее состояние.
«Мотивированные на результат сотрудники остаются такими везде»
Дарья Куклина, HR-директор издательской группы «Эксмо-АСТ»
В нашем холдинге всегда были представлены разные форматы работы. Например, издательство «МИФ» («Манн, Иванов и Фербер») с момента основания работает полностью удаленно, в электронной рознице («Литрес» и объединенная сеть «Читай-город» — «Буквоед») многие специалисты в IT-подразделениях выбирали такой формат и до пандемии. Мы всегда были открыты к найму специалистов из регионов. После пандемии в офис вернулась большая часть сотрудников. Многие ценят возможность пользоваться всей нашей инфраструктурой, однако число сотрудников, работающих удаленно и в гибридных форматах, значительно возросло.
Тем не менее никакой явной связи между посещением офиса и продуктивностью я не обнаружила. Мой многолетний опыт работы с людьми в очень разных компаниях и условиях говорит о том, что эффективные, мотивированные достигать результат сотрудники остаются эффективными везде, как и неэффективные или те, которых нужно контролировать и подгонять в офисе, вне офиса могут совсем расслабиться. Продуктивность работы в офисе зависит, скорее, не от сотрудника, а от типа выполняемой работы и условий, которые для этой работы необходимы. Например, специалисты кадровой службы, бухгалтеры, которые работают с большим количеством первичных бумажных документов, не смогут это делать эффективно вне офиса. Сотрудники творческих профессий, многие наши редакторы, художники, для которых важен эмоциональный контакт с коллегами, возможность спонтанно обсудить идею новой книги, поспорить о качестве и подборе иллюстрации, предпочитают сохранять возможность хотя бы часть времени работать в офисе. Некоторые процессы и работы, связанные с обучением и оценкой сотрудников, эффективнее проходят офлайн.
Карьерные перспективы в компаниях холдинга связаны прежде всего с личной результативностью, непрерывным развитием и ростом необходимых компетенций. Что касается социализации, для всех новичков при наличии возможности мы рекомендуем первые три месяца поработать в команде офиса, чтобы быстрее напитаться «духом компании», выстроить необходимые связи в команде. Но также есть программа адаптации для тех, кто проживает в регионах и совсем не имеет возможности работать очно.
Несомненное преимущество такой вариативности и персонализации графиков и форматов работы — расширение потенциальной целевой аудитории наших будущих кандидатов и создание уникальных условий для свободы творчества и достижения как профессиональных, так и личных целей наших сотрудников. Основной недостаток пока я вижу в обслуживании этой системы со стороны HR. Это, конечно, потребует больше времени. Думаю, тут нам поможет внедрение КЭДО (система электронного документооборота), которое уже идет полным ходом.
Что касается лично меня, я выполняю свои обязанности в гибридном графике и порядка 60% времени в месяц работаю удаленно.
Какие еще тренды отмечают HR-специалисты
Далеко не каждый сотрудник готов согласиться ради удаленного формата работы, например, на снижение зарплаты. По данным SuperJob, такую жертву готовы принести только четверо из десяти работников. 19% согласны лишиться 5% заработка, каждый восьмой — 10% заработка. Получать на 15, 20 и даже 25% меньше готовы по 3%. Совершенно не хотят отказываться от части заработка ради удаленки 37% россиян.
Такое же соотношение — четыре из десяти — наблюдается и в доле сотрудников, которые скорее уволятся, чем согласятся вернуться в офис. 37% готовы подчиниться распоряжению руководства и отказаться от работы из дома. Еще 23% утверждают, что будут пытаться договориться об индивидуальных условиях. Причем среди женщин больше тех, кто однозначно откажется работать в офисе и предпочтет уволиться: 53 против 31% среди мужчин. Чаще всего это связано с необходимостью заниматься воспитанием детей.
Прямая связь есть и между зарплатными ожиданиями и удаленностью офиса от дома. Ради работы в получасе от дома 23% россиян готовы на уменьшение зарплаты на 5%, а каждый девятый — на 10%. А наибольшая доля тех, кто не готов поступиться своим уровнем дохода ради территориального удобства, зафиксирована среди опрошенных с зарплатами от 80 тыс. руб. в месяц — таких в этой группе 47%.