Вышел сериал «Зорро»: ностальгия по мексиканскому Робин Гуду

. Дон Диего де ла Вега говорит по-испански и мастерски орудует рапирой

На телеканале ТВ-3 состоялась премьера сериала «Зорро»

Обновлено 26 января 2024, 10:38
<p>Мигель Бернардо в сериале &laquo;Зорро&raquo;</p>
Фото: Prime Video

Мигель Бернардо в сериале «Зорро»

19 января на Prime Video поступила 26-я по счету экранизация легенды о народном мстителе Зорро. В России сериал вышел 26 января в онлайн-кинотеатре Premier и на телеканале ТВ-3, который уже анонсировал отечественную адаптацию проекта.

Кинокритик и автор телеграм-канала Age of Cinema Елена Зархина рассказывает про этот бесхитростный десятисерийный проект, напоминающий традиционный приключенческий роман — предсказуемый, но оправдывающий ожидания фанатов жанра.

1834 год, Калифорния времен Новой Испании, на тот момент — колония Испании и Северной Америки, в которую входила Мексика, юго-запад США и часть государств Центральной Америки. Война еще только впереди, а пока что коррумпированным местным властям противостоит обычный народ. Возглавляет локальное восстание отец главного героя, дона Диего де ла Вега (Мигель Бернардо из «Элиты»).

В очередной схватке с наемниками он погибает, но подозреваемым в трагедии объявляют народного мстителя Зорро, также отстаивающего интересы сопротивления. Он то ли случайно убил «брата по оружию», то ли умышленно. Сам Зорро тоже уходит в мир иной вслед за отцом Диего.

Чтобы разобраться в случившемся, в Лос-Анджелес приезжает де ла Вега. От друга погибшего отца он узнает, что в разное время под маской Зорро скрывались разные люди. Диего погружается в водоворот событий: вспоминает любовь своего детства — повзрослевшую Лолиту (Рената Нотни), отвергающую его теперь; узнает о коварстве местного губернатора Педро Виктория (Родольфо Санчо) и успевает рассориться с отважной индианкой На-Лин (Далия Чукоатль). Когда уровень несправедливости начинает зашкаливать, Диего собственными силами «воскрешает» народного мстителя, сам надевая маску.

Для мексиканского и испанского фольклора легенда о Зорро не просто очередная сказка в духе приключений Робин Гуда (адаптацией которой он, к слову, считается), а образ канонический, незыблемый и очень растиражированный.

Отражая высокие идеалы социальной справедливости и курса на перемены, образ мексиканского бунтаря неожиданно напоминает Виктора Цоя: иронично, что стены зданий в сериале исписаны утверждениями «Зорро жив».

Отсчет в массовой культуре образ Зорро ведет с XVII века, хотя долгое время герой фигурировал лишь в местных сказаниях. На международную арену его вывели приключенческие романы писателя Джонстона Маккалли. В частности, «Проклятие Капистрано» 1919 года. Отныне легенду о Зорро больше не пересказывали на разный лад из уст в уста — она обрела конкретную литературную форму, а там подтянулся и кинематограф.

Кино только закрепило славу народного мстителя с маской на лице, ловко орудующего рапирой. Первая экранизация приключений Зорро датируется 1920 годом — на экраны вышел черно-белый немой фильм «Знак Зорро», который теперь хранится в библиотеке конгресса США. Картина имела колоссальный успех, а в 1925 году вышло ее продолжение — лента «Дон Ку, сын Зорро», рассказывающая, очевидно из названия, о наследнике народного героя.



Однако самым успешным экранным воплощением Зорро считается картина «Маска Зорро» с Антонио Бандерасом, Кэтрин Зетой-Джонс и Энтони Хопкинсом. В 2005 году у нее появился сиквел с теми же актерами, но меньшим прокатным успехом: при бюджете $75 млн лента заработала в мировом прокате $142 млн.

После этого было еще несколько попыток возродить историю о Зорро на большом экране, но все они оказались по большей части неубедительными. Мексиканец в маске хоть и считается своего рода прообразом супергероев комиксов (чаще всего его сравнивают с Бэтменом — еще одним борцом за справедливость, сражаться со злом которому помогает не суперсила, а деньги и технологии), но значительно уступает им в масштабе и оригинальности.

В нулевые кино заполонили большие блокбастеры и супергерои, которые беспокоились не только о классовом неравенстве, а о судьбе целого мира. Более локальный Зорро просто поблек на фоне космополитичных «Мстителей». Но наступило время, когда массового зрителя утомили даже киновселенные Marvel и DC, зато увлекла ностальгия — и на арену вновь вернулся Зорро.

Испаноязычный сериал Prime Video появился как нельзя кстати — надо же чем-то заполнить образовавшуюся в супергероике пустоту. Он строго следует канону с легкой поправкой на новое время: героини сериала — это не жеманные дамы в беде, а самодостаточные и отважные женщины, которые управляются со шпагой и кнутом не хуже мужчин. В остальном же это хорошо известный сюжет про героев, которыми не рождаются, а становятся, коррумпированных чиновников, обескровивших и без того бедное население, черно-белый мир, в котором вечно сражаются добро и зло.

Все же верность оригинальному сюжету не позволяет сериалу привнести что-то новое в хорошо известную историю. Возможно, это намеренное авторское решение — создатели шоу ориентируются на испаноговорящее население, выросшее на мексиканских мыльных операх. «Зорро» во многом похож на такие, разве что снят на более качественные камеры и с большим бюджетом.

Среди достоинств проекта хочется выделить его открытость зрителям разных возрастов: он избегает кровавых баталий и в целом безобидный, даже немного плюшевый проект, который относится к себе слишком серьезно, но не причиняет никакого вреда аудитории. Правда, ему не хватает марвеловской задорной самоиронии и стильной мрачности комиксов DC.

Это история о герое с врожденной тягой к справедливости — благородное качество в реальной жизни, но недостаточное для художественного мира развлекательного кино. Впрочем, тоскующим по большим приключенческим романам десятисерийный «Зорро» версии 2024 года придется по вкусу. В конце концов, перечитать любимые книги мы беремся не потому, что забыли сюжет и хотим, чтобы он снова нас удивил. А наоборот, потому что слишком хорошо его знаем — этим и утешаемся.

Поделиться