Крещенский сочельник в 2025 году: когда отмечают, история и традиции

. В старину в этот день пели колядки и гадали
Обновлено 16 сентября 2024, 14:46
Антон Белицкий / Russian Look / Global Look Press
Фото: Антон Белицкий / Russian Look / Global Look Press

Крещенский сочельник — вечер накануне одного из главных христианских праздников, Крещения Господня. Этот день также называют навечерием Крещения Господня или Крещенским вечером. РБК Life рассказывает, какого числа отмечают сочельник в 2025-м и нужно ли верующим поститься в этот день.

Когда Крещенский сочельник

Крещенский сочельник приходится на 18 января (5 января по старому стилю). В 2025-м дата выпадает на субботу.

19 января, на следующий день после сочельника, отмечают Крещение Господне, или Богоявление. Это непереходящий праздник, то есть его дата не меняется — Крещенский сочельник и Крещение всегда отмечают 18 и 19 января.

История праздника

Примерно в III веке появился христианский праздник Богоявление — это было совмещенное празднование современных Рождества Христова и Крещения. Одновременно с этим возникла традиция за день перед Богоявлением придерживаться строгого поста, чтобы подчеркнуть важность предстоящего события. Однодневный пост был аналогом предпасхального поста, который в то время длился два дня [1].

Около V века праздник Богоявления большинство христианских церквей разделили на два события — Рождество Христово и Крещение Господне. Однако старые традиции остались. До сих пор в последний день перед Рождеством и Крещением церковью установлен строжайший пост. Верующим, которые могут держать его, нельзя есть весь день. Лишь вечером можно вкусить особое ритуальное блюдо — сочиво (кутью), постную кашу, которую готовят из пшеничных зерен, перловки, ячменя или риса с добавлением меда и сухофруктов. От слова «сочиво» и появилось название «сочельник» [2]. Так вечер перед Рождеством и вечер перед Крещением в православии стали называть Рождественским и Крещенским сочельниками.

Из-за особых традиций и обрядов, которые соблюдали в Крещенский сочельник, этот вечер также называли «голодным вечером», «голодной кутьей» или «крещенской колядой».

Традиции Крещенского сочельника

Народные традиции Второго сочельника

Крещенский сочельник в старину был одновременно и днем строгого поста, и последним днем святочных гаданий. Святки — особые праздничные дни после Рождества Христова. Есть несколько версий, когда они начинаются и заканчиваются. Например, сейчас церковь исходит из того, что Святки завершаются до Второго сочельника, то есть 17 января по новому стилю [3].

В старину Второй сочельник (то есть канун Крещения Господня) и последний день святок совпадали. Например, Аполлон Коринфский в книге «Народная Русь» (1912) писал, что по уставу православной церкви канун Крещения — постный день, но одновременно это и главный день святочных гаданий. «Проводит его русский народ не только в посте да молитве, но и в сыновнем общении с неумирающими пережитками язычески-суеверного былого-минувшего» [4].

Накануне Крещения Господня последний раз в году пели колядки — особые обрядовые песни [5]. Колядовали ряженые — девушки и юноши (реже — только юноши), одетые в костюмы и маски, с трещотками и другими музыкальными инструментами. Процессия шла по деревне, пела песни, поздравляла с праздниками, разбрасывала зерно, просила у хозяев дома взамен угощение или подарочек. Отказать ряженым было нельзя.

В Крещенский сочельник было принято мелом на дверях и оконных рамах в домах рисовать знаки креста. Считалось, что это оградит жилище от бесов. «Ходит-гуляет в этот вечер нечистая сила, всяким оборотнем прикидывается, в избу попасть норовит на пагубу святошничающему народу православному. И одна защита против нее, — гласит народное слово, — святой крест Господень...» [4].

В этот день за околицею и в поле собирали снег. Его сыпали в колодец — чтобы вода была в изобилии и не портилась. Клали на печную загнетку (место в русской печи, куда загребают угли) — чтобы защитить дом от нечистой силы. Добавляли в корм животным — чтобы были здоровыми. Помещали в кувшин и ждали, пока снег превратится в воду — ее потом использовали как лечебную. Девушки же умывались крещенской водой, чтобы «без белила белыми быть, без румяна — румяными».

С крещенским снегом связано много не только обрядов, но и примет. Например, говорили: «Много снегу — немало и хлеба!», «Привалит снегу вплоть к заборам — плохое лето! Есть промежек — урожайное!», «На каком амбаре плотнее снег — целее в том и батюшка-хлеб!» [4].

Современные православные традиции Крещенского сочельника

Второй сочельник, как и Первый, Рождественский, начинается со строгого поста. 18 января нельзя ничего есть до выноса свечи после утренней литургии (около полудня). После принято вкушать сочиво. Крещенский пост — первый после Рождества. Однако его меру и строгость верующим разрешено определять по самочувствию и обстоятельствам. Например, беременным, кормящим матерям, путешественникам и больным можно не придерживаться поста. В сам праздник Крещения Господня — 19 января — поста нет.

В Крещенский сочельник принято освящать воду. Верующие считают, что она обладает чудесными свойствами, и называют ее великой агиасмой (святыней) [6]. Второе освящение воды проходит в Крещение Господне, в этот же день принято трижды окунаться в прорубь. Обычай не предписан церковью, но широко распространен среди православных.

В Крещенский сочельник в церквях проходит всенощное бдение (так же, как и перед праздником Рождества Христова). Богослужение получило такое название, потому что в древности начиналось вечером и заканчивалось лишь утром в праздник. В современности в некоторых церквях всенощное бдение может начаться и утром [7]. Обычно служба длится около шести часов.

Интересные факты

  • Утренняя служба в Крещенский сочельник длится дольше обычной воскресной — ее называют Литургией Василия Великого. Ее совершают десять раз в год, большая часть служб приходится на период Великого поста [8].
  • Петербургский писатель Николай Лейкин упоминал, что в Крещенский сочельник у детей отбирали карнавальные маски, подаренные на Рождественские праздники, и сжигали [9].
  • Традицию освящать воду дважды (в Крещенский сочельник и Крещение) объясняют по-разному. По одной из версий, накануне Богоявления крестили оглашенных (готовившихся к крещению) — для них и освящали воду первый раз. В день праздника они могли присутствовать на литургии с остальными христианами, для которых освящали воду второй раз [10].
Поделиться
Авторы
Теги