Веласкес, Гойя и Пикассо. Зачем нужно идти на выставку испанской живописи
. В Пушкинском музее показывают работы мастеров «золотого века»В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина вот уже несколько месяцев проходит большой проект — выставка испанского искусства, в которой представлены произведения из собраний российских музеев и Государственного Эрмитажа, а также работы русских авторов, по-своему интерпретирующие Испанию.
Демонстрацию эволюции искусства Испании оформили в двух частях: так, на вернисаже «Испанская коллекция. Из собраний российских музеев» при поддержке банка ВТБ впервые с 1937 года экспонируются произведения XVI–XIX веков из Эрмитажа, Пушкинского и нескольких региональных музеев.
Работы Диего Веласкеса, Франсиско де Сурбарана, Бартоломе Эстебана Мурильо, Антонио Переды, Хосе Антолинеса и других (всего более 50 экспонатов) дают представление о творчестве испанских живописцев XVII столетия — «золотого века». Впервые коллекцию картин испанских художников XIX века из собрания Пушкинского музея показывают в полном составе: российский зритель получил возможность оценить живопись Франсиско Гойи, Рикардо де Мадрасо, Хоакина Сорольи, Игнасио Сулоаги из знаменитых московских собраний Третьякова, Остроухова, Щукиных, Рябушинского и других коллекционеров.
Неудивительно, ведь одна из главных тем проекта — история коллекционирования, в которой испанское искусство потеснила популярность произведений художников из Франции и Италии. Интерес к Испании проявляла еще Екатерина II, приобретая искусство из коллекций Иоганна Эрнста Гоцковского, графа Генриха Брюля, лорда Уолпола. Затем Александр I заполучил 84 картины от антиквара Уильяма Кузвельта, часть которых сам и выбрал в его галерее в Амстердаме. Это положило начало испанской коллекции Эрмитажа. К сегодняшнему дню она насчитывает более 150 работ, что позволяет назвать ее самой крупной за пределами Испании.
Не обошли вниманием и Пабло Пикассо — его полотно «Старый еврей с мальчиком» (1903) из собрания Пушкинского завершает экспозицию. Но Пикассо представлен только в единственном экземпляре, рядом с «Иоанном Крестителем» Эль Греко, поскольку модерн выставка не затрагивает.
По словам старшего вице-президента ВТБ Натальи Кочневой, выставка отражает культурный диалог между двумя странами и «позволяет проследить взаимовлияние художественных традиций России и Испании».
«Мы благодарны коллегам из Пушкинского музея за эту возможность, такие проекты помогают не просто увидеть подлинные шедевры, но и глубже погрузиться в предпосылки их создания, понять контекст картин. ВТБ активно сотрудничает с музеем с 2005 года, поддерживает проекты, помогающие не просто сохранять и приумножать культурное наследие, а открыто дискутировать о нем с новым поколением», — рассказала РБК Life Кочнева.
В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков расположилась вторая часть — проект «Образы Испании. Русское искусство XIX–XXI веков», который изначально задумывался как завершающий этап всей выставки, но в итоге занял семь залов. Под кураторством Елены Каменской и Дарьи Колпашниковой здесь развернулась экспозиция работ русских авторов, которые по-своему представляли Испанию. Это не только живопись, но и поэзия, кинематограф и современное искусство.
Испанию в Пушкинском представляют до 4 февраля, билеты на выставку можно приобрести на сайте музея и в день посещения в кассах.