Море в «русской бухте»: гид для тех, кто летит на китайский Хайнань

. Россиян на этот остров пускают без виз

Опубликован гид по острову Хайнань для россиян: цены и достопримечательности

Обновлено 07 февраля 2024, 17:11
Shutterstock
Фото: Shutterstock

Для российских туристов недавно полноценно открылось еще одно пляжное направление — Хайнань. На этот китайский остров можно поехать без виз, если прилетаете прямым рейсом — с 27 декабря такие есть у «Аэрофлота». Самая южная и экзотическая провинция Китая до пандемии была популярна преимущественно у жителей нашего Дальнего Востока. Между тем по колориту, сервису и впечатлениям Хайнань не уступает ни Таиланду, ни Вьетнаму. А цены на туры в КНР сейчас даже привлекательнее.

Стереотипы

— А как будет по-китайски такси?

— Чу-зу-чхе.

— А телефон хоть те-ле-фо?

— Шоу-дзи.

— А Россия как будет?

— Е-ло-сы.

— Ясно, короче. Сплошное ёлосы. Ты куда нас привезла? ...

Мне кажется, друзья, которых я уговорила лететь в Китай, смотрят на меня с ненавистью. А ведь мы только приземлились, стоим в очереди на паспортный контроль. Но они-то впервые, со своими стереотипами. А я… Впрочем, хотя я тут и жила, но было это десять лет назад.

— А Китай-то как будет? Чай-на?

— Чжунго. Что в переводе означает «Срединное государство». Потому что они считают, что находятся в центре. Так, ребят! Забудьте все, что вы знали про Китай. Он совсем другой!

Представить страну, которая так сильно изменилась за какие-нибудь десять лет (особенно в масштабах китайской цивилизации, которой более пяти тысячелетий), сложно. Если вы все еще думаете, что в Китае работают за горстку риса и шьют майки Abibas, то это не так. Если вы слышали, что сюда переместился один из центров мировой политики, плотность населения зашкаливает, а небо над городами затянуто смогом, — это так, но есть хорошие новости: не на Хайнане.

Этот тихий тропический остров на типичный Китай не похож. Но при этом точно не забыт: власти развернули в самой южной провинции страны масштабный эксперимент — здесь собираются делать «второй Гонконг». А уж если партия что-то решила — будет исполнено. Хотя бы потому, что в КНР фактически неограниченные ресурсы: не столько финансовые, сколько людские.

Но вернемся к инновациям. На Хайнане запрещены вредные производства, закольцованы системы очистки воды, сортируют мусор, а за чистоту каждого отдельного водоема лично отвечает специально назначенный человек. Здесь поощряют электрокары и к 2030 обещают перейти на них полностью. Их помечают особыми номерами — на зеленом фоне.

Добраться из Санья, где обычно останавливается большинство туристов, до столицы Хайкоу можно всего за пару часов на поезде. Это первая в мире высокоскоростная кольцевая дорога. И достопримечательность: опоясывает остров, виды на море открывает невероятные. Недавно вдоль побережья открылась еще и кольцевая туристическая автомагистраль протяженностью почти 1000 км.

Если повезет, станете свидетелем зрелищных запусков с космодрома Вэньчан — из-за близости к экватору ракеты запускать выгоднее. Кстати, широта у острова одна с Гавайями — поэтому Хайнань с ними часто сравнивают. Только с серфингом здесь хуже, зато с фруктами — лучше. Локальные — очень вкусные (за манго я бы продала душу, при этом стоит оно в два раза дешевле, чем в Москве).

Жуков-тараканов тут не едят — это фишка конкретной провинции в Китае, Гуандуна (где просто часто был голод). Специалитеты Хайнаня — вэнчаньский цыпленок (文昌鸡), линшуйская лапша, морские ежи, трепанги. Все это заедается паровым рисом, который тут вместо отсутствующего хлеба. Зато имеются паровые булочки баоцзы. Среди десертов — рисовые блинчики со свежим манго (芒果肠粉) и суп цинбулян, представляющий из себя фрукты в кокосовой воде или кокосовом молоке.

Население провинции не превышает 10 млн (меньше московского) на огромном острове. Впрочем, в сезон количество народа, конечно, возрастает по экспоненте: многие состоятельные китайцы привозят сюда семьи на зимовку. Точно сюда не стоит ехать во время китайского Нового года (в 2024 году — с 10 по 17 февраля).

Хайнань — главный курорт страны и, конечно, здравница — без этого слова с налетом нафталина не обойтись. До 2011 года сюда приезжали исключительно на лечение — на острове и сейчас для этого прекрасные возможности, например целый кластер медицинского туризма «Лэчен». У китайцев есть шутка: «В Таиланд едем терять здоровье, на Хайнань — поправить его».

Иностранцев на Хайнане было немного и до пандемии — преимущественно из постсоветского пространства. «Европейских, американских туристов нет. Но китайцы, кажется, как-то совсем не переживают по этому поводу. Россия была основным поставщиком иностранных туристов, и теперь на нее очень рассчитывают. Еще на Казахстан. Очень ждут белорусов», — объясняет генеральный директор компании Sanya Phoenix Travel Service Юлия Шустрова.

Я спрашиваю Юлию, которая живет тут уже десять лет, как изменился остров после пандемии. Она увлеченно рассказывает мне, что в «русской бухте», Дадунхай, реконструировали набережную. «Теперь просто картинка! Правда… Забыли они одну вещь, очень важную для нас и совершенно не нужную для китайцев».
Мы переглядываемся, и я понимаю, о чем она. Зонтики и лежаки. Да, бороться за свободный шезлонг, как в Анапе, точно не придется: азиаты просто не загорают (ну вы наверняка слышали про культ белоснежной кожи). А на море ходят исключительно любоваться пейзажами.

Пляжи

— Давай, давай, Ка-тю-ша!

Я делаю вид, что не слышу. Но парень в красной майке на вышке на берегу не унимается. Свистит, машет руками. Назло ему я разворачиваюсь и плыву дальше в море: у меня разряд. И вообще, имею право — шторма нет, флагов не видела. Оглядываюсь: их уже трое, подтаскивают к воде лодку.

— Ка-тю-ша! Шан-лай, шан-лай! («Выходи, выходи!» — кит.).

Морская вода на курортах Хайнаня никогда не охлаждается ниже 22 градусов. А летом и вовсе +28–29 °С. Видно, как плавают рыбки, в некоторых местах отличный дайвинг. Но есть проблема. Точнее, две.

Первая — обратные течения (rip current): вроде штиль, но даже отличных пловцов может унести в море. Правда, из-за особенностей дна такие явления происходят, как правило, в одних и тех же местах, куда отдыхающих не пустят. В некоторых бухтах купаться вообще нельзя никогда. Например, в Хайтанге, где стоит один из самых роскошных отелей острова — Atlantis. Богатым китайцам хватает бассейнов.

Вторая — даже если купаться можно и шторма нет, но спасатели, которые на пляже сидят через каждые 500 м, не заступили на работу, в воду заходить запрещено! А рабочий день у них начинается с девяти утра.

Втихую залезть никто не даст — явится дежурный патруль. Китайцы (кстати, очень немногие из них умеют плавать, и это умение вызывает у них восторг) помешаны на безопасности. В отличие, скажем, от того же Таиланда, где никто так пристально за любителями купаться не смотрит и где, как следствие, регулярно появляются новости об утонувших туристах.

Градообразующий фактор главного курорта Санья — который, словно Сочи, растянулся по побережью огромным червяком, — бухты. Самая красивая и гламурная — Ялунвань. Находится в отдалении от центра, на автобусе сюда минут сорок. Зато — лазурное море, светлый песок, идеальный семикилометровый пляж-баунти. Антураж соответствующий: европейские особняки, дорогие авто, хипстерские бары — местами напоминает типичный турецкий курорт. Marriott, Sheraton, Hilton — все находятся здесь. Цены, правда, стремятся в космос, как ракеты с соседнего космодрома: в лучших ресторанах за ужин с вином — около 9 тыс. руб. За ту же бутылку самого известного в Китае пива — «Циндао» — в пляжном баре с нас взяли 45 юаней (500+ руб.), хотя обычно она стоит 20 (а в магазине и вовсе шесть-восемь).

«Ресторан крестьянской железной кастрюли», «Пекиская утя», «Массаж центр заботливых глаз» — уже по вывескам понятно, почему Дадунхай называют «русской бухтой». До пандемии шутили, что россиян здесь больше, чем китайцев.

Туристов из России тут знают, любят — но китайцы в целом народ очень дружелюбный, хотя и бестактный по нашим меркам. Но это скорее из-за разницы менталитетов и банального любопытства. Например, сразу после знакомства могут запросто спросить, сколько вам лет, в отношениях ли вы и сколько зарабатываете (при этом о погоде говорить неприлично). Но второй вопрос после «как зовут» будет «откуда вы». И тут надо гордо сказать «Элосы» («Раша» не прокатит, нашего звука Р в китайском нет). В ответ вам скажут, что страна у нас очень красивая, а раскрепощенные напоют «Катюшу» (кстати, первая леди КНР даже исполняла ее на русском).

Торговые центры «Лето», «Зима», «Ананас» (названия народные, но все поймут, о чем речь) — это в Дадунхае. Если хочется побольше соотечественников, селитесь в популярный у россиян отель Sunshine Resort Intime — интерьеры в стиле нулевых, свой медицинский комплекс с русскоговорящим персоналом.

Центральная бухта Санья Бэй тянется на почти два десятка километров. «Море здесь мутноватое, более-менее прозрачное только в конце из-за своеобразного песка — он как бы висит в воде. Хотя само море очень чистое. Зато благодаря такой структуре по этому берегу можно даже на велосипедах проехаться — песок довольно твердый», — говорит фотограф и журналист Ольга Зима, которая живет на Хайнане несколько лет. Тут много хороших апартаментов с кухней. И потусоваться тоже можно: огромный ночной рынок, целая улица баров.

Интровертам — в Циншуйвань, или Бухту чистой воды. Не метафора: вода настолько чистая, что около берега — целые колонии морских ежей. Так что аккуратнее. Плюс дно каменистое. Россиян здесь встретишь редко.

По соседству — Хайтанг Бэй. Плавать не разрешат, только гулять — опасные течения. А вот недалеко — серферская деревушка Хоу Хай, где много людей на досках и сапах с ластами и масками. Так что серфинг в Китае тоже возможен.

Достопримечательности

— Мы вызвали скорую: ваш друг сказал, что ему плохо.

— Вы его неправильно поняли!

— Он же не говорит по-китайски! Он держался за живот и изображал муку. Мы решили, острый приступ. Нет?

— Нет. Он просто жестами хотел спросить, где тут у вас туалет.

Диалог происходит при входе в одну из главных достопримечательностей острова — парк Янода. По-английски на Хайнане не говорят, даже в туристических местах, музеях и отелях, с этим беда. Так что «туалет» — вовсе не toilet. Вдруг мой собеседник превращается в зомби. Из громкоговорителей раздается какой-то бодро-идиотский мотив, и взрослый пузатый мужик, словно робот, начинает лениво исполнять что-то вроде танца маленьких утят.

«У них тут каждые три часа что-то вроде тимбилдинга. Движения, которые должен делать весь персонал. По дудке, — объясняет мне наш гид Андрей. — Знаешь, что «Я-но-да» означает на местном диалекте? «Раз-два-три!»

Забор вокруг огромного парка Янода — как раз длиной 123 км. Этот облагороженный тропический лес с горами, ущельями, реками и водопадами, что находится всего в 35 км от Санья, конечно, местный must see.

Один стеклянный мост длиной 365 м чего стоит! На входе вам обязательно выдадут забавные плюшевые тапки — чтобы не царапать пол. Виды с высоты 400 м невероятные: лес, посреди которого затеряны коттеджи дорогого отеля, море вдали.

Кому не хватит экстрима — можно опробовать местный зиплайн и полетать над тропическими зарослями. Еще тут есть сад орхидей (если присмотреться, цветки примотаны к деревьям специальным скотчем), а в расщелине ствола баньяна, которому тысяча лет, нужно загадывать желание.

Глядя на всю эту красоту, сложно поверить, что Хайнань долгое время был местом ссылки. Остров вошел в состав Китая в VI веке вместе с коренным населением — народом ли. Считается, что они были мирными фермерами и вообще первыми в Поднебесной освоили ткачество. Но захотели независимости, взбунтовались, и император выслал сюда с континента отряды воинов мяо. Эти, напротив, были кочевниками, охотниками и вообще ребятами суровыми — вместо домашних собак держали питонов. В итоге каким-то чудом оба народа помирились и стали жить дружно. Эту историю показывают в этнографическом парке Бинлангу — на часовом театрализованном шоу с огнями, живыми гусями и танцами. Гиды называют это место «деревней», хотя в хижинах никто не живет.

Но все равно старушки, которые только при виде туристов начинают греметь древними ткацкими станками, поражают. Во-первых, гибкостью пальцев — такая моторика в 80–90 лет впечатляет (благодаря еде палочками). Во-вторых, дамы эффектно «забиты» — татуировки покрывают их лицо, руки, ноги. Такой узор девочкам народа ли оставляли с 12 лет: процедура инициации была крайне болезненной, но терпели — иначе предки не будут защищать.

Третье место, которое точно стоит посетить, — термальные источники Баньлин, открытые незадолго до пандемии. Более старые, Наньтянь, вдвое масштабнее. Принцип один и тот же: купели с термальной водой 38–40 градусов посреди тропического леса. Каждая со своими добавками: кофе, зеленый чай, орхидеи, вино, жасмин — выбирайте, в чем отмокать. В одной обязательно будут «пилинговые» рыбки — легко найти по возгласам.

Если времени остается больше, загляните в городские парки — «Олень повернул голову» (Luhuitou Park) или «Край света», а еще в Центр буддизма Наньшань, чтобы помолиться 108-метровой статуе трехликой Гуаньинь — богини милосердия.
И обязательно на ночной рынок (йеши, 夜市) — все таксисты знают, куда везти. Как раз то самое место, где можно и поесть морепродуктов, и закупиться ширпотребом, если требует душа.

Связь, транспорт, деньги

Ориентиры. На Хайнане два аэропорта для туристов. Южный, самый популярный, — на Санья, северный — в столице и городе-порте Хайкоу, где, кстати, тоже есть что посмотреть. Например, крупнейший в мире — размером порядка сорока футбольных полей — магазин duty free с люксовыми марками. Есть классный киногородок — там много зданий в «типично европейском» и корейском стилях. Дорога между курортами занимает 1,5 ч на скоростном поезде или 4–4,5 ч на автобусе.

Сезон. Лучшее время для посещения Санья — с конца октября по апрель, когда не слишком жарко и не дождливо. Но не во время китайского Нового года!

Виза. Россияне могут оставаться на Хайнане без визы до 30 дней, если прилетели прямым рейсом. Теперь такие есть у «Аэрофлота». Но я рекомендую лететь с пересадками через Пекин, Шанхай или Гуанчжоу, где можно задержаться на день-два. Виза в КНР оформляется сейчас несложно: во-первых, недавно для нас снизили сборы — однократный въезд обойдется в 2,5 тыс. руб., во-вторых, не нужно предварительной записи. В-третьих, россияне пока освобождены и от биометрии. В общем, товарищи из КНР очень стараются.

Деньги. Бумажные деньги, как и банковские карты, тут редкость. Все китайцы, даже древние бабули, массово расплачиваются QR-кодами через смартфоны. Присоединиться к этой удобной системе можно, если зарегистрироваться в Alipay, куда нужно привязать банковскую карту. Естественно, неподсанкционного банка. Если у вас такой нет, выход один — наличные. Юани лучше покупать в России, они продаются во всех крупных банках. Ехать с долларами или евро — плохой вариант, замучаетесь искать обменники и потеряете на курсе.

Связь. «Великий Китайский файерволл» охраняет государство от варварских лазутчиков так же хорошо, как знаменитая стена несколько тысяч лет назад. Блокирует он как запрещенные в России соцсети, так и все продукты Google, в том числе YouTube, Google Maps (можете использовать вместо них Maps.me) и Google Translate. Не работает Telegram. Почти не работают Viber, WhatsApp (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России), Skype.
Бесплатный VPN быстро блокируется, с платным шансов чуть больше. Но тут, как и с деньгами, есть «дедовский» способ — роуминг-пакет. С ним блокируют только то, что запрещено в России, остальные ресурсы спокойно открываются.

Цены на туры. Из Москвы на девять ночей — от 96 тыс. руб. с человека. Прямые рейсы у «Аэрофлота» — от 36 тыс. руб. туда-обратно. Можно самим купить билеты и забронировать только проживание у туроператора. Например, у Fun&Sun — от 40 тыс. руб. на двоих за неделю, говорит руководитель по связям с общественностью компании Ольга Иванова. Есть предложения и у других туроператоров.

Важно: самостоятельным туристам перед вылетом лучше иметь бронь от отеля хотя бы на первые три дня.

Поделиться
Авторы
Теги