«Туристы возвращаются в Петербург». Сергей Корнеев – о росте турпотока
. Как необычная информационная кампания привлекла новых гостей в ПетербургПравительство Санкт-Петербурга сообщило об увеличении турпотока в 2023 году. Аналитики службы «Турбарометр Санкт-Петербурга» считают, что на это повлияло продвижение туристских возможностей города.
РБК Life поговорил с Сергеем Корнеевым, председателем Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга, и разузнал о главных точках роста, новых центрах притяжения и туристических маршрутах, а также специфике успешной информационной кампании, которая позволила Северной столице привлечь новых гостей.
— Санкт-Петербург всегда был одним из самых популярных у туристов городов России, причем как для наших соотечественников, так и для иностранцев. Тем не менее, по данным Росстата, за последние пару лет турпоток в Северную столицу еще больше вырос. Вы могли бы рассказать чуть подробнее про основные показатели этого роста?
— Чтобы подробно рассказать об этом, нужно будет ненадолго вернуться в 2019 год — один из самых успешных в истории туристического Санкт-Петербурга. Тогда город принял почти 10,4 млн туристов, из них 5,5 млн россиян и около 4,9 млн иностранцев. При этом зарубежные туристы формировали примерно 60% оборота, так как у них было, в частности, более длительное пребывание в городе и, соответственно, более высокий средний чек.
В 2022 году Санкт-Петербург посетили 8,1 млн человек, а в 2023-м, по прогнозу, 9,4 млн. Мы почти вернулись к допандемийному показателю, правда, пока только по количеству, а не по обороту и среднему чеку. Однако определенный оптимизм есть, и мы сейчас совместно с Минэкономразвития активно работаем с перспективными дружественными странами для привлечения новых туристов.
— А с чем связан такой рост? Понятно, что последние несколько лет внутренний туризм актуален как никогда, однако и в этом аспекте Санкт-Петербург всегда был в лидерах на фоне остальных туристских регионов страны. Проводится ли какая-то специальная работа для привлечения туристов?
— Когда началась пандемия и индустрия туризма буквально остановилась, мы начали анализировать, какие у нас основные проблемы и какие есть точки роста. До пандемии к нам приезжало много российских туристов, но это были, как правило, однократные посещения города, воспринимавшегося как музей под открытым небом. Турпоток состоял преимущественно из путешественников старшего возраста. Анализируя их основные точки интересов, мы поняли, что где-то есть перегрузка, а в огромном количестве других увлекательных и красивых мест нашего города мы не досчитываемся посетителей. Стало ясно, что наша основная задача — это привлечение семейных людей с детьми, а также молодежи до 35–40 лет.
Кроме того, мы тогда проводили опрос среди профессионального сообщества о том, каковы главные туристские направления в городе на Неве. Все опрошенные, конечно же, говорили про культурно-познавательный, деловой, экскурсионный, школьный туризм (ведь Петербург, по сути, учебник под открытым небом), но также многими была отмечена важная общая особенность города — его «неповторимая атмосфера».
Сегодняшний Санкт-Петербург — современный, динамичный и креативный город, который очень активно меняется и развивается. На базе этой идеи и родилась концепция новой туристской географии, которая, помимо классического Санкт-Петербурга, включает в себя новые объекты и маршруты, а также перспективные виды туризма, такие как промышленный, гастрономический, свадебный, медицинско-оздоровительный, научно-популярный и другие.
Поэтому мы начали вести информационную кампанию именно в этом направлении. И по статистике двух последних лет видим, что эта концепция работает. Количество повторных посещений Северной столицы увеличилось с 20% три года назад до 48% в нынешнем году. Значит, у туристов формируется привычка возвращаться в Санкт-Петербург, потому что здесь все время происходит что-то интересное: как с событийной точки зрения, так и с точки зрения появления новых объектов и маршрутов.
— Но ведь и инфраструктурные изменения повлияли?
— Да, это все взаимосвязанные вещи. У нас активно создаются новые общественные пространства — это одна из программ города, которую курирует лично губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов. И все эти пространства не просто начинают жить какой-то своей креативной жизнью, но и вписываются в туристские маршруты. Например, «Севкабель Порт», «Никольские ряды», «Ленполиграфмаш», «Брусницын», «Новая Голландия» и другие — все они могут стать новыми туристскими магнитами, но, конечно, о них нужно рассказывать. Надо вести кампанию по продвижению, делать интересные туристские предложения вокруг этих объектов при помощи информации для туристов, а также туроператоров и всех участников рынка. А увеличение количества туристов будет в дальнейшем стимулировать развитие этой самой инфраструктуры.
— Для продвижения Санкт-Петербурга как туристского центра вашим ведомством была разработана даже новая концепция, которая называется «Город историй». Можете подробнее рассказать о ней?
— Концепция «Город историй» — это продолжение формирования различных причин посещения Санкт-Петербурга для туристов. В ее фокусе — люди и их желания. Мы говорим о том, что Cеверная столица — это не только мегаполис с богатой историей, но и город совершенно уникальных возможностей. Для каждого гостя есть разные варианты и сценарии, у каждого может сложится своя история, свой личный образ Петербурга.
Поддерживать репутацию гостеприимного города — это колоссальная работа всей индустрии гостеприимства. Для нас в этом плане очень важен такой показатель, как удовлетворенность гостей города своей поездкой. А она последние три года растет. Согласно соцопросам, 86% посетителей Санкт-Петербурга оценивают уровень гостеприимства как «высокий» или «очень высокий». Это один из самых высоких показателей в стране.
— С 25 ноября в рамках концепции «Санкт Петербург — город историй» у вас начался новый этап кампании для привлечения туристов на новогодние праздники. На что делается упор на этот раз и какая работа проводится ведомством?
— Мы адаптируем информационную кампанию к сезону и событиям. Новый этап в рамках концепции «Санкт-Петербург — город историй», проводимый в преддверии Нового года, имеет свой акцент: «Петербург — город, где рождается сказочное настроение». Здесь мы говорим о зимней Северной столице.
Вообще сезонность — это одна из важнейших для нас историй, ведь Петербург должен стать городом четырех сезонов, в каждом из которых турист может найти что-то свое. В зимний сезон главное — это календарь городских событий. В этом году, я надеюсь, мы будем отмечать праздники без серьезных пандемийных ограничений и все новогодние мероприятия пройдут в полном формате. В городе очень много новых точек притяжения, которые охвачены новогодним настроением. И вокруг них выстраиваются новые экскурсионные маршруты.
— Традиционно большой турпоток в Петербург из Москвы, Московской области и других крупных городов европейской части России. Проводится ли какая-то работа для привлечения туристов из других регионов?
— Да, конечно. Мы провели деловые презентации вместе с представителями индустрии гостеприимства Северной столицы в Сибири, на Урале и в других регионах России. Это еще одна отличительная и очень важная особенность нового этапа информационной кампании. Причем мы расширяем не только географию, но и медиаформаты, при помощи которых пытаемся привлечь аудиторию. Например, видеоролики о зимнем Петербурге размещены на медиафасадах, цифровых экранах и на объектах транспортной инфраструктуры в городах 16 регионов России. В общей сложности информация о разнообразных туристских возможностях Санкт-Петербурга была размещена более чем на 2500 носителях, которые должны обеспечить свыше 50 млн показов. И мы уже отмечаем результаты проделанной работы — наблюдается рост доли туристов из регионов. Мы видим, что в Северную столицу приезжают путешественники из частей России, которые ранее не входили в десятку лидеров нашего регионального турпотока, например из Псковской, Нижегородской, Тверской, Самарской областей.
— У города большая и очень красочная экспозиция на Международной выставке-форуме «Россия» в Москве. Расскажите подробнее, что ждет посетителей?
— Сейчас на экспозиции Северной столицы проходит гостеприимный сезон, организованный Комитетом по развитию туризма. Он продлится до 8 января 2024 года. В преддверии Нового года мы хотим подарить посетителям атмосферу волшебного города на Неве. Помимо праздничного оформления экспозиции, подготовили для гостей большую развлекательную и образовательную программу, которая состоит более чем из ста мастер-классов, лекций, авторских театральных постановок и многого другого. Аудитория может взаимодействовать с героями экспозиции. Один из них — Чижик-Пыжик — петербургский символ. Второй — Кот-почтальон, с помощью которого посетители могут отправить близкому человеку поздравление, и оно обязательно дойдет до адресата.
В первую неделю работы нашего гостеприимного сезона 23 декабря прошел День региона Санкт-Петербург. Гостям была представлена деловая, образовательная, культурная, концертная и гастрономическая программа. В Доме российской кухни на ВДНХ проходило масштабное кулинарное шоу ведущих шеф-поваров Северной столицы. Они готовили культовые петербургские блюда, включая розовые блины Арины Родионовны, и угощали ими посетителей. Завораживающим мероприятием в этот день стала светомузыкальная 3D-программа, которую можно было увидеть в вечернее время на арке главного входа ВДНХ и здании павильона № 58.
Хочу отметить, что на главных площадях Петербурга и Кронштадта уже началась праздничная мультимедийная программа и как раз 23 декабря в Москве в День региона была проведена трансляция старта этого светового зрелища с Дворцовой площади.
— Какого эффекта вы в целом ждете от выставки для города и его продвижения?
— Международная выставка-форум «Россия» дала нам возможность показать многогранный интересный Петербург в любое время года. Я считаю, что каждый должен посетить экспозицию Северной столицы на ВДНХ, особенно семьи с детьми. Здесь можно в разных форматах рассказать ребенку про удивительный город на Неве, а затем приехать к нам и увидеть все классические и современные точки притяжения Петербурга вживую.
Участие в выставке «Россия» стало существенным дополнением к нашей работе по продвижению города на Неве как туристского направления. В ней сочетаются различные элементы. В том числе, например, открытие нового мобильного туристско-информационного павильона Санкт-Петербурга в московском Парке Горького, которое состоялось 22 декабря.
— В заключение хочется задать пару вопросов немного личного характера. Какое место вы бы обязательно порекомендовали посетить каждому туристу в Петербурге, чтобы прочувствовать дух города? И какое ваше любимое место в Санкт-Петербурге?
— Мое детство прошло в петербургской Коломне, и этот район всегда будет для меня особенным. Семимостье, Никольские ряды, Крюков канал — с этими местами связаны самые теплые воспоминания. Это уникальный район, где уголок исторического Петербурга дополняется объектами «новой туристской географии». Например, именно там, в историческом комплексе Никольских рядов, расположено современное общественное пространство, где можно этой зимой поиграть в кёрлинг или гольф на льду.
Туристам я бы советовал увидеть не только классический, но и новый, современный город на Неве. Приобщиться к петербургской гастрономии в пространстве «Балаган» на Петроградской стороне; сделать головокружительные снимки с Южной дороги Крестовского острова с видом на совсем иной Петербург — созданные уже в XXI веке «Лахта Центр», Западный скоростной диаметр и стадион «Газпром Арена». Северная столица неисчерпаема — стоит приехать сюда один раз, и вы будете возвращаться снова и снова, каждый раз открывая ее для себя заново.