«Никто ничего похожего не делал». AkStar — о видеоблоге и мировом рекорде

. РБК Life поговорил с музыкантом, который стал популярен благодаря пранкам
Обновлено 21 декабря 2023, 10:00
<p>Павел&nbsp;Аксенов&nbsp;(AkStar)</p>
Фото: Личный архив

Павел Аксенов (AkStar)

Гитарист Павел Аксенов, более известный в YouTube как AkStar, получил широкую известность в 2020 году, когда начал снимать музыкальные пранки. За три года количество подписчиков на его канале превысило 3,5 млн.

В сентябре молодой музыкант выпустил первые композиции собственного авторства, а 8 ноября дал в Москве дебютный сольный концерт. РБК Life поговорил с ним о феномене его интернет-популярности, особой технике игры на гитаре, композициях собственного сочинения и особенностях русскоязычного сегмента YouTube.

— Многие тебя знают как гитариста, но известным ты стал благодаря своему блогу. Кем себя считаешь в первую очередь: музыкантом или блогером?

— В первую очередь я музыкант. Играю на гитаре 12 лет — это большая половина моей жизни. В первую очередь ощущаю себя музыкантом и уж точно не блогером. Потому что блогер в моем понимании — это человек, который практически всю свою жизнь транслирует на широкую аудиторию и живет в медиапространстве чуть ли не 24/7. Я же не такой и не люблю показывать личную жизнь публике. Стараюсь делиться тем, что действительно интересно аудитории.

Все эти годы я позиционировал себя как исполнитель. Но в последнее время очень продуктивно работаю и над собственным материалом, занимаюсь сочинительством и надеюсь, что очень скоро буду радовать аудиторию не только исполнением чужих произведений, но и своих композиций, включая вокальные треки, где сам пою.

— Но популярность ведь пришла именно как к исполнителю. Причем благодаря очень сложной и необычной технике игры — фингерстайлу. Как им увлекся?

— Фингерстайл — это самая сложная техника игры на гитаре, потому что объединяет в себе сразу исполнение мелодии, аккомпанемент, бас и еще и перкуссию. То есть такая техника будто бы заменяет несколько инструментов сразу. Хороший гитарист-фингерстайлист звучит как маленький оркестр. Такой стиль исполнения появился в США в середине прошлого века и с тех пор развивается и распространяется по всему миру.

Изначально занимался классической гитарой, и на это меня вдохновил ролик, который увидел в YouTube. Однажды посмотрел видео молодого корейского гитариста Чон Сонха и загорелся идеей записывать такие же. После этого попросил маму записать меня в музыкальную школу. И надо признаться, что это было не так просто. Потому что мама сама когда-то окончила музыкальное училище и изначально не одобряла мое желание заниматься музыкой, поскольку считала, что для моего характера музыка — это сложно и скучно. Тем более что до этого она однажды брала меня с собой на концерт классической музыки, где я уснул чуть ли не в самом начале. С тех пор она думала, что музыка — это точно не мое. Тем не менее удалось ее уговорить, и я начал заниматься в музыкальной школе. Причем, как оказалось, очень быстро прогрессировал и к окончанию музыкальной школы уже играл произведения из программы для студентов консерватории.

Параллельно смотрел очень много видео иностранных гитаристов и обратил внимание, что они во время игры используют еще и деку инструмента, постукивая по ней и всячески украшая свою игру нестандартными приемами. Так по видеороликам начал самостоятельно осваивать технику фингерстайла, то есть меня специально никто не учил, я постигал ее сам.

— Раз сказал про маму, не могу не уточнить: ты из музыкальной семьи?

— Можно сказать, частично. Моя мама — аккордеонист и окончила музыкальное училище, а после она долгое время трудилась в музыкальной сфере, но ее работа никак не была связана с аккордеоном. А папа вообще никак не связан с музыкой.

— А на какой музыке ты рос?

— Сложно однозначно ответить. У меня никогда не было любимого стиля или любимой группы, я всегда слушал просто красивую музыку без привязки к жанру или исполнителю: от Джорджа Майкла до Хозиера. Из современных российских исполнителей мне, например, очень нравится Oxxxymiron (Мирон Федоров, признан иноагентом). В общем, я люблю все, что круто звучит, и совершенно неважно, где, кем и в каком стиле сделана эта музыка.

— А с кем из современных музыкантов хотел бы что-то записать или исполнить совместно?

— Если говорить именно о гитаре, то есть такой польский гитарист Марцин Патжалек. Смотрю на него и удивляюсь: у него будто бы другой непостижимый уровень владения инструментом. Конечно, как музыкант осознаешь, что все возможно, но, с другой стороны, понимаешь: чтобы так играть, необходимо 24 часа в сутки заниматься. И опять же, очень сложно двум фингерстайл-гитаристам сделать что-то в дуэте, так как игра каждого звучит полноценно. Но тем не менее мне было бы интересно с ним сыграть что-то совместно.

А если говорить не только об инструменталистах, а об артистах в целом, то мне было бы интересно поработать с такими же молодыми ребятами, как я. Но не могу раскрывать все планы сейчас, потому что их очень много и над некоторыми я уже вплотную работаю. И те, кто следит за моей музыкальной деятельностью, очень скоро все узнают.

— Почему и как ты решил делать YouTube-канал?

— Я начал выкладывать видео со своей игрой в YouTube практически сразу, как начал ходить в музыкальную школу. И даже пытался записывать какие-то собственные видеоуроки на гитаре. Хотя сейчас понимаю, что тогда со стороны это выглядело достаточно забавно.

Обложка видео
AkStar / YouTube

С самого начала обучения и где-то до 2016 года вел канал очень активно, но просмотров на роликах было совсем немного, и я даже на какое-то время забросил это дело. Но примерно через полтора года перерыва решил вернуться в YouTube и записал видео, в котором сыграл попурри, объединив семь самых популярных композиций 2017 года. И этот ролик выстрелил, набрав за две недели больше миллиона просмотров. После этого я понял, что нужно заняться YouTube всерьез, и начал периодически записывать похожие подборки из популярных композиций, которые набирали неплохие просмотры.

Достаточно быстро я набрал порядка 200 тыс. подписчиков, и у меня даже начали размещать рекламу. И как раз в этот период у меня украли канал. Тогда я всем занимался самостоятельно, и мне пришло предложение о размещении на канале рекламы компьютерной игры. Для интеграции мне нужно было скачать ее и записать на видео процесс игры. Но после того как я скачал игру и запустил ее на компьютере, она не загрузилась, а у меня в этот момент мгновенно украли логины и пароли не только от аккаунта YouTube, но и от почты и всех соцсетей.

Я был растерян и не знал, что делать. Но мне здорово помогли другие музыкальные блогеры, в частности Ярик Бро, с которым я тогда уже общался. Ребята запустили акцию с хештегом #АкстарЖиви, и я был приятно удивлен, что у меня такая большая аудитория, которая меня слушает и поддерживает.

Спустя полтора месяца мне удалось восстановить канал и доступ к нему, но, к сожалению, большинство старых видео были удалены. Но я не отчаялся и именно тогда придумал формат роликов «гитарист в чат-рулетке», которые, кажется, до меня в русскоязычном сегменте YouTube никто не делал. Я просто понял, что, помимо хорошей игры на инструменте, нужно вызывать у зрителей какие-то приятные эмоции за счет такой же реакции других людей. Эти ролики с самого начала набирали неплохие просмотры, но в 2020 году, когда мы все оказались на самоизоляции, формат выстрелил и стал очень популярен.

— Когда ты начал делать музыкальные пранки и как их придумал?

— Удивительно, но формат пранков, где я притворяюсь гитаристом-новичком, а потом удивляю профессиональной игрой, вообще придумал мой папа. Он мне в каком-то телефоном разговоре предложил такую идею. Мы ее, конечно, продумали, немного адаптировали под мой канал и решили запускать. И после того как я выложил первое видео в этом формате, оно феноменально быстро начало набирать просмотры. Буквально за несколько суток на нем было почти 4 млн просмотров, и я тогда даже поставил рекорд по динамике роста подписчиков в русском сегменте YouTube.

За четыре дня на мой канал подписались свыше миллиона человек, а сам формат разошелся по всему YouTube. Причем не только среди музыкантов. Новичками начали притворяться художники, шахматисты, инструкторы по вождению, автогонщики, армрестлеры, боксеры, баскетболисты и другие профессиональные спортсмены. По сути, мы внесли новое направление в русскоязычном сегменте YouTube.

Обложка видео
AkStar / YouTube

И только где-то через полгода я обнаружил, что похожие ролики выходили у одного зарубежного гитариста, но наш формат все же немного отличался. Однако, как ни странно, не всегда форматы, которые попадают в тренды за рубежом, так же хорошо работают у нас. Например, идею пранка, в котором я прихожу в библиотеку с гитарой и начинаю там всем мешать своей громкой игрой, я подсмотрел у иностранцев. На фоне остальных моих роликов он оказался не столь популярен, хотя когда я его перевел и выложил на англоязычную аудиторию, он сразу же набрал большое количество просмотров, да еще и разлетелся на шортсы.

— Ты чуть ранее сказал о том, что работаешь над собственным музыкальным материалом. Что тебя вдохновило писать собственные песни?

— В какой-то момент я понял, что нужно делать свою собственную музыку. Потому что, когда ты играешь чьи-то произведения, публика все равно воспринимает тебя как просто исполнителя и никогда не будет относиться, как к артистам или музыкантам, которые сочинили популярную песню или какое-то красивое произведение. Так что мне всегда хотелось писать свои песни, но для сочинительства тоже нужен определенный опыт. Поэтому я достаточно долго шел к этому. Сейчас мои навыки, знания и умения уже позволяют делать работы, которые мне нравятся. И у меня уже накоплено какое-то количество, как мне кажется, классных песен, которые я собираюсь выпускать.

— А как рождаются песни?

— Этот процесс каждый раз происходит по-разному. Но чаще всего песня пишется совместно с кем-то, потому что мне пока сложно самостоятельно работать над текстом и рифмами. Как правило, я сочиняю мелодию на гитаре, а после скидываю ее, скажем так, гострайтеру. Потом я рассказываю этому автору, какое у меня видение этой песни, что я в ней хочу сказать, и даже говорю какие-то строчки, которые у меня в голове родились и которые я бы хотел видеть, например, в куплете или в припеве. А после мы вместе сидим и думаем, как выстроить из этого красивую песню. Словом, с текстами мне помогают, но все равно в них заложены мои идеи. Потому что мне важно петь свои мысли и свои чувства. Когда ты поешь чужие тексты, положенные на чужую музыку, в них нет тебя.

— Когда ждать дебютный альбом АкStar? И сложно ли сейчас с дистрибуцией собственного музыкального контента на стриминговых сервисах?

— У меня пока выпущено всего две работы, но в запасе много накопленного материала. Так что в ближайшее время будут выходить еще песни. Большой полноценный альбом я бы хотел выпустить осенью 2024 года. Посмотрим, как будут развиваться события. Нынешний материал достаточно разнообразный, и сейчас мне хочется выпускать его отдельными синглами.

Что касается размещения на разных платформах, то есть российские дистрибьюторы, с которыми я сотрудничаю, — они уже занимаются размещением песен на разные музыкальные сервисы. Хотя с некоторыми зарубежными площадками есть проблемы. Например, в Apple Music мои работы есть, но, как обстоят дела со Spotify, я даже не знаю. На самом деле в текущей ситуации важно, чтобы композиции были популярны в «Яндекс.Музыке» и «VK Музыке» — все-таки там основная русскоязычная аудитория. А песни у меня пока что все на русском.

— Вопрос касательно твоей гитарной академии. Реально ли человека научить играть на инструменте онлайн?

— Реально. У нас есть много видео с учениками академии в самом начале обучения и после пройденного курса. И на них виден большой прогресс даже за полгода, когда человек в начале практически не умеет играть, а в конце, что называется, лабает. У меня всегда была идея создать гитарные курсы, но прообраз академии появился в 2020 году, когда ко мне пришла широкая известность. У меня появился деловой партнер, который предложил объединить мое желание обучать людей с его компетенциями организовывать онлайн-курсы. А сейчас у нас в академии больше 6 тыс. учеников.

— Я так понимаю, что с учениками академии вы даже установили какой-то мировой рекорд?

— Увы, официально рекорд не был зафиксирован никакой комиссией, потому что с этим есть большие сложности. Но мы планируем реализовать это в будущем. А дело было так: в феврале мы устроили онлайн-флешмоб, во время которого более 2500 гитаристов одновременно играли музыку из «Гарри Поттера». Никто ничего подобного до нас не делал. Я знаю, что однажды похожую акцию пытались организовать офлайн на стадионе. Но тогда точно собралось меньше тысячи музыкантов.

— Заключительный вопрос. Кем себя видит AkStar через десять лет?

— Активно выступающим музыкантом и артистом со своими песнями.

Поделиться