57% россиян сталкивались с кибербуллингом. Почему это проблема
. Как люди ведут себя и что может помочьVK: 57% российских пользователей сталкивались с кибербуллингом
57% российских пользователей социальных сетей сталкивались с кибербуллингом, это стало ясно из результатов совместного исследования, проведенного платформой VK и компанией UXSSR (занимается разработкой процессов анкетирования). Аудитория опроса: мужчины и женщины в возрасте 18 лет и старше, пользуются социальными сетями не реже нескольких раз в неделю. География: Россия, города с населением от 100 тыс. и больше. Размер выборки: 2 тыс. человек. Полученными данными авторы опроса поделились с РБК Life.
Кибербуллинг — это запугивание и травля с использованием цифровых технологий. Он может вестись в социальных сетях, в мессенджерах, на игровых платформах и так далее. Это повторяющиеся эпизоды, цель которых — напугать, разозлить или поставить в неловкое положение тех, кого преследуют.
Что еще выяснилось в ходе опроса
Большинство из тех, кто сталкивался с травлей, заявили, что были наблюдателями кибербуллинга, 33% — стали жертвами и 4% проявляли агрессию в интернете по отношению к другим пользователям. Многие из опрошенных в разных ситуациях занимали разные роли в травле.
42% пользователей считают, что уровень сетевого буллинга вырос за последние пару лет. Причиной этого эксперты называют повышенное внимание к агрессии в интернете. Играет роль и то, что пользователи все больше называют кибербуллинг реальной проблемой.
Почти половина пользователей знакома с инструментами, которые позволяют справиться с агрессором в Сети. Так, на проявления кибербуллинга в свой адрес почти половина (47%) жертв блокировала агрессора, еще 28% отправляли жалобу через специальную кнопку в соцсети.
Однако каждый пятый (20%) отвечал обидчику агрессией. А жертвы после столкновения с агрессором раздражались (46%), чувствовали обиду (26%), растерянность (17%), тревогу, страх и подавленность (16%).
День борьбы с кибербуллингом
11 ноября проходит «День борьбы с кибербуллингом» — ежегодная информационная кампания, посвященная борьбе с травлей в Сети и за ее пределами. В этому году акция проводится в пятый раз: впервые она появилась в 2019 году по инициативе VK.
«За пять лет существования проекта мы прошли большой путь: от отношения к кибербуллингу как к надуманной детской проблеме до осознанного отношения к травле в Сети как к реальной опасности. Цифры исследования, полученные в этом году, говорят о том, что проблема кибербуллинга актуальна и ее воспринимают всерьез. С другой стороны, стало ясно, что среди россиян растет уровень цифровой грамотности и кибербезопасности», — рассказала директор социальных проектов VK и автор проекта «День борьбы с кибербуллингом» Александра Бабкина.
На главном сайте проекта — информационном портале kiberbulling.net собраны советы экспертов-психологов и рекомендации для жертв, свидетелей или инициаторов травли, а также есть инструменты внутри соцсетей и сервисов VK, позволяющие защитить себя в Сети.
Так, «VK Клипы» в специальной подборке до конца ноября будут рассказывать личные истории блогеров, которые столкнулись с буллингом в Сети, а профессиональные психологи поделятся советами, как распознать и обезвредить травлю. Также платформа выпустила обучающие ролики о том, как реагировать на критику в соцсетях и самому не быть агрессором, публикуя комментарии. А «VK Знакомства» запустили онлайн-гид, в котором рассказывается о правилах безопасных знакомств.
Как пояснили РБК Life авторы проекта, маячки, помогающие в борьбе с травлей, легко отличить по логотипу «белое сердце».
Про буллинг
Эксперты объяснили редакции РБК, как защитить ребенка от травли в Сети и связанных с ней рисков. Родителям важно суметь научить своих детей принципам цифровой гигиены. Самым главным остается построение доверительных отношений в семье: чтобы при столкновении с кибербуллингом, сталкингом, пассивной агрессией и в других сложных ситуациях ребенок не оставался один на один с проблемой.
С травлей встретиться можно не только в интернете, но и на работе, и в школе. Так 20% школьников, посещающих 5–9-е классы (по данным опроса родителей учеников, проведенного SuperJob), признаются в нелюбви к образовательному заведению. Причинами негатива респонденты назвали отношение учителей к детям, отсутствие интереса к учебе, лень, строгую дисциплину, большую нагрузку и буллинг.