«Мы можем говорить о чуде». Президент «Каро» — о «Чебурашке» и Голливуде

. РБК Life поговорил с главой киносети о будущем большого экрана

Президент «Каро» — о «Чебурашке» и Голливуде: «Мы можем говорить о чуде»

Обновлено 10 ноября 2023, 10:51
<p>Президент киносети &laquo;Каро&raquo; Ольга Зинякова</p>
Фото: Личный архив

Президент киносети «Каро» Ольга Зинякова

Проект «Театр в кино», который охватит более 50 регионов России, стартует в киносети «Каро» уже 12 ноября. На большой экран в ближайшие месяцы будут выходить профессионально снятые постановки ведущих российских театров. Череду показов откроет «Пиковая дама» «Геликон-Оперы».

Накануне старта проекта президент киносети «Каро» Ольга Зинякова в интервью РБК Life рассказала, как коммерческий прокат выживает без легальных голливудских премьер, какие картины смогут повторить успех «Чебурашки» и почему отказ от массового строительства кинотеатров в регионах — правильная стратегия.

— Российский кинопрокат существует без Голливуда — производителя наиболее кассового прежде контента — уже почти два года. Адаптировалась ли отрасль к новым реалиям?

— Схлопывания отрасли не произошло — это главное. Увеличены инвестиции со стороны Фонда кино в создание проектов, на следующий год запланировано большое количество действительно масштабных картин. На текущий момент мы имеем результаты, которые при всех вводных можно уверенно назвать чудом. Кинотеатральному бизнесу периодически пророчат падение и страшную мучительную смерть последние, наверное, лет пятнадцать: пиратство, онлайн, кризисы. А потом отрасль показывает рекордные цифры: то Россия становится рынком № 1 в Европе, то «Чебурашка» собирает в два раза больше, чем самые кассовые фильмы за всю историю.

— Россия — рынок № 1 в Европе?

— Мы недавно анализировали другие рынки. Понятно, что наша ситуация несколько иная с точки зрения структуры бизнеса. Потому что мы если не единственная, то одна из немногих территорий, которые не работают с голливудским контентом. И надо сказать, что голливудские студии из других стран на фоне осложнения геополитической ситуации раньше не уходили.

Что мы имеем по цифрам. Азия, куда мы относим Японию, Китай, Индию и Южную Корею, в текущем году демонстрирует минус 7% совокупных кассовых сборов по отношению к 2022 году. Европа, а именно Великобритания, Франция, Германия, Италия и Голландия, — плюс 34%. США — плюс 26%. Россия же к предыдущему году дает плюс 67%. Это результаты, которыми необходимо гордиться, о которых важно рассказывать, чтобы было правильное восприятие всей отрасли, ее результатов и перспектив.

— Не связан ли этот рост с эффектом низкой базы в 2022 году на фоне ухода западных киностудий?

— Мы действительно единомоментно потеряли голливудский контент — 70% нашей выручки. Но, для того чтобы вы понимали конфигурацию, приведу несколько цифр по количеству фильмов, которые выходили на большой экран за последние три года. В 2021 году было 680 картин, из которых 222 — российские, 413 — зарубежных независимых студий и 45 — голливудских. В 2022 году вышло 732 картины, из которых 312 — российских, 413 — зарубежных независимых и 7 — голливудских. За десять месяцев 2023 года мы получили 535 картин. Из них 169 — российских (в два раза меньше, чем в прошлом) и 366 — зарубежных. То есть российских фильмов в абсолютных значениях в два раза меньше, чем иностранных. Это к разговору о том, что у нас нет иностранного кино: оно есть, и его довольно много, но масштаб этих фильмов несопоставим с тем, который предоставляли голливудские студии. Поэтому по итогам года, вероятно, российское кино будет занимать около 65–70% рынка в плане сборов.

— Чем тогда обусловлен столь значительный рост к 2022 году?

— Есть картина, которая стала феноменом отрасли, — «Чебурашка». Этот фильм практически перезагрузил прокат. Эффект «Чебурашки», во-первых, дал совершенно новое понимание объемов рынка. Во-вторых, он окончательно убрал аргументы относительно популярности или непопулярности российского кино и его потенциала. Но и до «Чебурашки» Россия была единственным рынком, на котором отечественные картины занимали лидирующие строчки относительно всего бокс-офиса. То есть практически нигде в мире сборы локальных картин не превышают сборов Marvel. У нас же первую строчку занимал «Холоп», в десятке были «Последний богатырь» и «Движение вверх».

— Вы назвали «Чебурашку» феноменом. На ваш взгляд, состоялся бы этот феномен, если бы у нас в репертуарной политике сохранялась ситуация 2019 года? Если бы была полноценная конкуренция в виде «Аватара», других голливудских картин, каков был бы сценарий?

— Я абсолютно уверена, что эта картина все равно поставила бы рекорд. К этому вело большое количество факторов и помимо отсутствия конкуренции, что тоже дало огромный дополнительный объем рынка. Все-таки это была картина, которую просто нельзя было пропустить. Это полноценный бренд, ориентированный на семейную аудиторию. А именно фильмы-бренды работают наилучшим образом. Это касается и российского, и иностранного кино. Есть результаты «Леди Баг и Супер-Кот: Пробуждение Силы» (по данным единой системы Фонда кино заработала 827 млн руб. — РБК Life), например, или «Бабы-яги» («Баба-яга. Спасает мир» — 590 млн руб. — РБК Life). Плюс качество самой картины.

— Создается ощущение, что после «Чебурашки» теперь любой фильм сможет собирать по 7 млрд руб.

— Да, у «эффекта «Чебурашки» есть такая обратная сторона: теперь многим кажется, что фильмы могут собирать если не 7 млрд, то 3–4 млрд руб. — легко. Но все же впереди нас ждут большие фильмы-бренды — «По щучьему велению» (уже идет в прокате. — РБК Life), «Холоп 2», «Бременские музыканты», новые «Три богатыря», «Летучий корабль», «Сто лет тому вперед», «Волшебник Изумрудного города» — это все действительно те картины, которые смогут составить очень бодрый костяк. И если таких картин будет хотя бы по две в месяц плюс крепкий середнячок, то, я думаю, к 2025 году ситуация на рынке позволит говорить о его стабильности.

Обложка видео
Central Partnership / YouTube

Трейлер фильма «Бременские музыканты». Картина выйдет в прокат 1 января 2024 года

— Что происходит с ценами на билеты?

— Есть некий рост среднего чека относительно 2021 года. Но он, конечно, несопоставим ни с инфляционными показателями, ни с тем, как растут цены на другие услуги и сервисы. Билет в кино остается самым доступным развлечением для широкой аудитории. Кинотеатры стараются держать цены на приемлемом уровне, понимая, что аудитория сейчас тоже находится в сложной финансовой ситуации.

Нам очень важно все-таки сохранить эту привычку ходить в кино, причем не только в Москве и Петербурге, но и в регионах. Но наши расходы увеличиваются: растут издержки, клининги, ФОТы, да и конкуренция достаточно серьезная. При этом выручка не растет. То есть эффективность бизнеса, его выживаемость зависят от ключевых договоренностей по себестоимости и аренде. Мы сейчас работаем на очень коротких промежутках. Теперь встает вопрос выживания сильнейших и адаптации в новых реалиях по контенту и маркетингу.

— Год назад киносети активно просили поддержку у Министерства финансов. Была даже озвучена определенная цифра — 6,5 млрд руб., — которая необходима отрасли для поддержания ее функционирования. И Минфин, и Минкультуры тогда в помощи отказали. Сейчас, по прошествии года с момента этого отказа, как вы считаете: решение властей было правильным? Или ситуация в прокате могла бы быть еще лучше — не плюс 67%, а плюс 167%?

— Мы выступали с различными инициативами по поддержке бизнеса: помимо субсидий были предложения по налогам, ставкам и мораториям. В итоге поддержка была оказана только в Москве (в виде субсидии, что очень помогло) и Петербурге, где регулярно проходят акции по выкупу билетов. Вопрос федеральной субсидии активно обсуждался в открытом поле. Мы тогда прекрасно понимали, что самый тяжелый и, возможно, непроходимый период — это лето, когда российские фильмы еще не успели произвести, а иностранные компании уже ушли. Мы имели дело с закрытием и залов, и целых кинотеатров. Я знаю, что совершенно точно было и остается понимание непростой ситуации, в которой находится индустрия.

— Благо, по официальной статистике, большинство кинотеатров все-таки смогли остаться открытыми. Но тем не менее сейчас многие строители и владельцы торговых центров, особенно в регионах, утверждают, что не будут оснащать новые здания площадями под кинозалы. На ваш взгляд, насколько такой скептицизм в отношении будущего индустрии оправдан? Говорит ли это о какой-то стагнации отрасли либо недоверии к производителям контента? И какой это может иметь долгосрочный эффект?

— Я даже отчасти рада, что такого безумного объема новых площадей больше не будет. Объясню почему. У нас совершенно точно есть ряд локальных рынков, городов, которые перенасыщены кинотеатрами и залами.

— Например? Москва?

— Москва, Петербург, Новосибирск, Омск. При этом кинотеатры — это очень сложная история: инженерно, организационно и операционно. Она подразумевает «гребенки» (многоярусная рассадка. — РБК Life) и совсем другой формат, объем инвестиций, которые нельзя в отличие от магазина одежды или аптеки конвертировать во что-то другое. Поэтому позиция торговых центров относительно того, чтобы перестать массово открывать кинотеатры, — это абсолютно правильное решение.

Но есть локации, торговые центры, которым действительно необходим кинотеатр. И, насколько мне известны планы по девелопменту, все-таки ключевые площадки, у которых рядом есть хороший жилой фонд, по-прежнему закладывают кинотеатры в бизнес-модель и в прогноз.

Какого-то скептицизма к кинопрокату я не вижу. Просто рынок в ряде городов был перегрет. Есть еще одна проблема: у нас большое количество кинотеатров, которым по 20 лет. И они морально устаревают. Некоторые наши коллеги говорят, что у них сильно падает посещаемость. А потом ты приходишь в их кинотеатры и понимаешь, что там темнота, духота и полное отсутствие ремонта. И даже если у тебя было желание посмотреть какую-то картину, то подобные помещения никак не ассоциируются с приятным времяпрепровождением: кино идет три часа, а тебе элементарно неудобно сидеть. Именно поэтому очень важно поддерживать и развивать сервис гостеприимства и качества услуг.

— К разговору о сервисе: что сейчас происходит с продукцией кинобаров с учетом инфляции и покупательной способности населения?

— Наш основной вопрос, который мы решали весь прошлый год, касался импортозамещения. Можно сказать, что в настоящий момент он решен. Сейчас ассортимент в кинобаре действительно очень достойный. Если говорить все-таки о перкапе, то есть о количестве денег в баре, потраченных на один билет, то он остался на уровне прошлых лет. В отличие от контента, производством которого мы не занимаемся и в части которого мы зависимы от наших партнеров, все-таки баром мы управляем полностью самостоятельно. Поэтому для нас очевидно, что кинобар остается приятным дополнением к походу в кино.

— Сами картины влияют на спрос?

— Конечно. Есть так называемые «попкорн-муви», они остаются и сейчас. Как пример можно привести франшизу «После», «Беспринципные в деревне», «Любовь-морковь: Восстание машин». Есть картины, перед которыми зрители не пользуются услугами кинобара. Но семейное кино традиционно привлекает широкую аудиторию. И здесь активная работа ведется над форматом самого продукта.

Зритель сейчас достаточно искушенный. Ему важны красивая упаковка, выкладка, понятное и желательно приятное ценообразование, наличие каких-то скидок и дополнительных бонусов. Поэтому активно развивается киномерч. И «Чебурашка», и «Леди Баг», и предстоящие «Холоп 2», «Бременские музыканты» и «Летучий корабль» будут сопровождаться линейкой такого киномерча. Это ниша пока совершенно не заполнена, она составит отдельное направление в нашей работе.

— Несколько лет назад активно обсуждалась перспектива запрета проноса в кинотеатры своих напитков и еды. Но в виде какого-то закона она так и не была реализована. На ваш взгляд, насколько это предложение сейчас было бы жизнеспособным? И есть ли у вас оценка, как много людей приходят в кино со своей едой?

— Это все еще важный аспект культуры похода в кино. Нигде в мире не разрешен пронос своей еды в кинотеатры. У нас это допускается, и любые попытки кинотеатров решить этот вопрос законодательно уже который год встречают отказ. Процент зрителей, которые приносят что-то с собой, разнится от фильма к фильму. Нельзя сказать, что это явление носит массовый характер. Но в принципе это не очень приветствуется со стороны кинотеатров и создает большое количество проблем для других гостей. Продукция в кинобаре даже с точки зрения упаковки и формы подачи рассчитана на удобство. Понятно, что на какие-то площадки зрители и с борщом приходят, и с пельменями. Но чего вы добьетесь, кроме того, что испачкаете все вокруг и испортите другим настроение? Поэтому мы разговор о подобном запрете на «нет» не сводим.

— Какие новые каналы монетизации развивают сейчас киносети?

— Важным каналом получения прибыли по-прежнему является реклама. Растет услуга «Ключи от зала» (аренда зала под частные кинопоказы или мероприятия. — РБК Life), которая на сегодня составляет 3% от общей выручки сети. Абсолютная выручка в этой категории выросла в 1,5 раза к полугодию 2021 года и в два раза — к полугодию 2022-го. Динамика роста спроса видна по цифрам, но при этом стоимость услуг мы не поднимали с 2022 года.

Кинобары помогают наращивать средний чек: в первом полугодии 2023 года они заработали сумму, сравнимую с общей выручкой всего 2022 года. Но сейчас слабым местом является маржинальность, потому что поставщики хотят повышения цен. В итоге приходится искать альтернативные партнерства.

— Предлагаю вернуться к контенту. Вы уже упомянули, что есть тренд на бренды, на семейное кино. Какой еще запрос от зрителей вы фиксируете?

— На легкое, веселое кино, чистый жанр. Исследования, которые говорили бы, что якобы хочет видеть зритель, существуют, но на практике это работает иначе. На эту тему есть давняя смешная история, которая не потеряла своей актуальности. Вниманию аудитории предлагается немое кино про робота, который на заброшенной планете выращивает растения. Если спросить зрителя, хотел бы он посмотреть такое кино, ответ, скорее всего, будет отрицательным. Но, как мы понимаем, речь идет о фильме «Валли», совершенном хите своего времени.

— Как бы вы охарактеризовали спрос на иностранное кино?

— Зритель продолжает его активно смотреть. Другое дело, что это контент не мейджорский (мейджорами принято называть пятерку крупнейших голливудских киностудий. — РБК Life), а значит, и бюджетов на большие промокампании у фильмов нет. Чаще всего прокатчик выкупает права, фильмы идут в пакетах и пиарятся малыми средствами. Безусловно, это влияет на то, встретит ли зритель даже потенциально интересный ему фильм. Зарубежное кино, если мы не говорим про успешные франшизы типа «Джона Уика» и «После» или, к примеру, известные бренды типа «Леди Баг», сейчас не так драйвит наш прокат.

— А что вообще сейчас драйвит спрос? Вернулась ли у аудитории после полутора лет пандемии привычка ходить в кинотеатры?

— Это был один из самых главных страхов отрасли на момент пандемии — как вернуть зрителя, отвыкшего за месяцы простоя площадок, обратно в залы. Многие говорили, что теперь все будут только смотреть онлайн. Но эти предположения ни на чем не основаны, так как речь идет не о формате потребления киноконтента, а о формате потребления в принципе.

Вспомним про успех «Венома 2», который не только бил рекорды постковида, но и показал образцовый старт для российского проката в принципе (сборы в России — 2 млрд руб. — РБК Life). Индустрия вернулась к доковидным показателям быстрее всех. Так и сейчас — главным остается вопрос качества контента.

Драйвером проката за последний год стал именно российский кинематограф. Мы перестраиваем маркетинг. Раньше хороший результат давала коммерческая реклама в интернете. А сейчас нередко можно заметить, что фильмы схожей тематики работают очень по-разному в зависимости от того, какие маркетинговые каналы выбраны. И это даже не всегда вопрос бюджета.

— Какие еще направления, помимо классического кинопроката, вы развиваете?

— Если говорить о контенте, один из ключевых проектов для нас на следующий год — это проект «Театр в кино», который инициирован и реализован в основном на базе проектов, специально снятых для большого экрана телеканалом «Культура». У нас порядка 150 театров по стране, и далеко не каждый зритель, даже живя в Москве или Петербурге, может попасть на известную постановку. Поэтому мы с партнерами и коллегами из других сетей приняли решение запустить этот проект. Это будет новое слово для кинопроката, которое охватит более 50 регионов.

Поделиться