Nike обвинила New Balance и Skechers в краже технологий. Что происходит
. Производитель кроссовок уже не первый раз обвиняет конкурентов в плагиатеNike обвинила New Balance и Skechers в краже технологий: почему так произошло
Американский производитель спортивных товаров Nike подал в суд на своих соотечественников — компании New Balance и Skechers, обвинив их в использовании запатентованной технологии изготовления кроссовок.
РБК Life разобрался в том, что же вызвало недовольство у одного из крупнейших производителей спорттоваров, а также выяснил, что это далеко не единственный случай, когда Nike судится со своими конкурентами.
Что случилось
В исковых заявлениях Nike, поданных в суды штатов Массачусетс и Калифорния, отмечено, что их конкуренты применяют при производстве собственных кроссовок технологию Nike Flyknit без разрешения правообладателя. В документе указано, что она позволяет создавать «обувь с отличными эксплуатационными характеристиками, дизайном и эстетикой», но при этом со сниженным количеством материалов и отходов после производства.
По мнению представителей Nike, запатентованную технологию New Balance использовала при выпуске кроссовок из линеек Fresh Foam и FuelCell, а Skechers применяла ее для изготовления моделей Ultra Flex и Glide Step. В компании требуют компенсации ущерба, а также принятия мер, которые не позволят другим производителям в дальнейшем нарушать патентное законодательство.
При этом в New Balance уже отреагировали на иск, заявив, что «уважают права на интеллектуальную собственность конкурентов». Однако в компании подчеркнули, что Nike не обладает исключительным правом на использование технологий, которые «применяются в отрасли уже на протяжении десятилетий».
Что такое Nike Flyknit
Nike, которая сама начинала свою деятельность с перепродажи японских кроссовок фирмы Onitsuka Tiger (теперь называется Asics) в США, в середине 1980-х задалась целью создания прочной, но легкой обуви. Тогда американцы выпустили для марафонцев кроссовки Sock Racer c очень легким и дышащим верхом, который, впрочем, не обладал достаточной надежностью.
Работа над технологией Flyknit началась в 2008 году в связи с потребностью бегунов в обуви, обладавшей «качествами носка», плотной и с поддерживающей посадкой, практически незаметной для ее владельца. В течение четырех лет инженеры и дизайнеры Nike после ряда многочисленных экспериментов переделали вязальную машину для носков и свитеров таким образом, что она под управлением компьютеров смогла делать тонкие высокопрочные волокна для верхнего слоя кроссовок с необходимыми областями поддержки ноги, растяжения и воздухопроницаемости.
Первую обувь с инновационными сложными текстурными узорами Nike представила в 2012 году, когда появилась модель Flyknit Racer, предназначенная для профессиональных бегунов. Уже через год знаменитый дизайнер Nike Эрик Авар на основе новой технологии спроектировал для звезды NBA Коби Брайанта баскетбольные кроссовки Kobe Elite 9, которые вылились в общедоступную линейку Flyknit Kobe. А в 2014 году появились футбольные бутсы Magista, в которых в том числе играл немец Марио Гетце, забивший победный гол в ворота Аргентины в финале чемпионата мира в Бразилии. Вместе с тем технология Flyknit активно используется в непрофессиональных lifestyle-линейках Nike.
Nike против Adidas и Puma
Nike уже далеко не в первый раз судится с конкурентами за использование своих технологий в их обуви. Так, в конце 2021 года американский производитель спорттоваров попросил Комиссию США по международной торговле запретить импорт нескольких десятков моделей кроссовок немецкой компании Adidas. По мнению истцов, немцы нарушили сразу шесть патентов в технологии Primekit, которая, как отметили в Nike, появилась через несколько месяцев после премьеры первых кроссовок Flyknit в 2012 году. Похожие дела также были возбуждены против компаний Puma и Lululemon.
Однако Adidas организовала встречный иск, обвинив Nike в нарушении сразу девяти патентов, связанных с изготовлением обуви и созданием мобильных приложений для занятий спортом. Один из пунктов касался системы Nike Adapt 2016 года с автоматической фиксацией стопы, которая самостоятельно затягивает или ослабляет шнуровку кроссовок в зависимости от того, тренируется спортсмен или отдыхает. По мнению представителей Adidas, эта технология нарушила патент на систему «интеллектуальной обуви» с функцией автоматической регулировки амортизации пятки на основе данных интегрированного микропроцессора, используемого на модели Adidas_1 еще в 2004 году.
Еще один пункт касался мобильных приложений Nike Run Club, Training Club и SNKRS, которые отвечают за звуковые сигналы во время тренировок, планирование активностей, отслеживание маршрута при помощи геолокации, резервирование одежды из лимитированных линеек, интеграцию со сторонними устройствами и другие возможности. Немцы утверждали, что Adidas первая смогла реализовать весь этот функционал в своих программах для мобильных гаджетов, тогда как Nike позже просто воспользовалась уже готовыми решениями.
Вскоре после выдвижения встречных обвинений Adidas, как и Puma, удалось урегулировать дело об использовании технологии Flyknit, после чего иск со стороны Nike был снят. Однако решения по делу против канадской фирмы Lululemon пока еще не вынесено.
«Сатанинские» кроссовки
Еще одно громкое судебное разбирательство, организованное по инициативе Nike, было связано с деятельностью нью-йоркской арт-группы MSCHF. Коллектив из Бруклина известен благодаря созданию провокационной обуви, одежды и аксессуаров. В марте 2021 года дизайнеры компании выпустили на базе кроссовок Nike Air 97 модель под названием Satan Shoes («Обувь Сатаны»), в разработке которых принял участие американский репер Lil Nas X. Появление особой модели стало частью продвижения клипа на песню Montero (Call Me by Your Name), где музыкант исполняет приватный танец на коленях у дьявола.
Особенностью Satan Shoes стало использование крови сотрудников MSCHF, которой заполнили амортизационный пузырь воздуха в подошве базовых кроссовок Nike Air. Кроме того, на шнурках обуви появилась бронзовая подвеска в виде перевернутой пентаграммы, а также надпись «LUKE 10:18», отсылающая к отрывку из Евангелия от Луки: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию». Вся серия из 666 пар обуви стоимостью $1018 была раскуплена всего за одну минуту.
Nike сразу же столкнулась с обвинениями в свой адрес и призывами бойкотировать бренд, выпустивший «сатанинские» кроссовки. При этом сам производитель спорттоваров заявил, что не имеет никакого отношения к выпуску этой серии, и подал против MSCHF иск о нарушении прав на товарный знак.
Вскоре компании достигли соглашения, которое предполагало, что креативная команда из Нью-Йорка выкупит назад все распроданные 665 пар (одну пару MSCHF оставила себе на память) и вернет покупателям их полную стоимость. Однако, сколько именно владельцев «сатанинских» кроссовок согласились отдать свою обувь взамен на $1018, так и неизвестно.