Marvel's Spider-Man 2: обзор самой быстро продаваемой на PS5 экшен-игры

. Почему хороших сценария и графики оказалось недостаточно
Обновлено 30 октября 2023, 16:54
Скриншот из игры Marvel’s Spider-Man 2
Фото: Скриншот из игры Marvel’s Spider-Man 2

Пока киновселенная Marvel страдает от скучных сюжетов, дешевых визуальных эффектов и повально низких оценок, игровая вселенная той же компании уверенно набирает обороты. Видеоигры про героев в трико выходят не так часто, как фильмы, но куда чаще попадают в цель. За последние пару лет нас успели порадовать уморительное приключение Guardians of the Galaxy (80 баллов на Metacritic, заблокированном в РФ), тактическая стратегия Midnight Suns (81 балл) и коллекционная карточная Snap (85 баллов). А теперь на консоли PlayStation 5 заглянула и Marvel's Spider-Man 2 — флагманский проект от Sony и Insomniac Games, который должен был задрать планку качества для игр по комиксам до высоты Эмпайр-стейт-билдинг.

Обозреватель РБК Life Артем Дубровский провел неделю в полетах по виртуальному Нью-Йорку и готов поделиться впечатлениями от потенциально одной из самых зрелищных игр поколения PS5.

В жизни Паучков, казалось бы, наконец все спокойно. Питер Паркер получает работу школьного учителя по физике и пытается съехаться с Мэри Джейн, а его протеже Майлз Моралес вовсю готовится к поступлению в колледж. Но не успевают персонажи под управлением игрока провести и пары минут в амплуа обычных людей, как на город обрушивается Песочный человек, готовый сравнять с землей (простите, с песком) целые кварталы Нью-Йорка. Ничего не поделаешь — придется в очередной раз бросить все дела, надеть цветное трико и заняться спасением простых горожан.

С первых же секунд разработчики из Insomniac Games показывают, что игра значительно прибавила в темпе по сравнению с первой частью. События развиваются стремительно, герои двигаются и сражаются словно на ускоренной перемотке, а геймплейные секции дают намного больше способов прочувствовать адреналиновую динамику. Например, перемещения на паутине — главная продающая фишка проекта — дополнились полетами на специальных крыльях. Благодаря этому герои теперь могут на огромных скоростях рассекать воздух, выделывая попутно зрелищные кульбиты.

Соответствует общей динамике и история. За первые пару часов мы в шкурах Питера и Майлза успеем поучаствовать в таком количестве событий, что спокойно хватило бы на пару самостоятельных проектов. Эпическая битва с Песочным человеком в духе «Человека-паука 3» Сэма Рейми моментально перетекает в самостоятельное исследование города с десятком побочных активностей: от фотографирования достопримечательности до раскрытия процедурно-сгенерированных преступлений. Потом нам сразу же представляют сурового Крэйвена-охотника — одного из центральных антагонистов истории, а заодно самую серьезную угрозу в карьере Паучков. А сразу после знакомят и с Гарри Озборном, лучшим другом Питера и главным двигателем основного сюжета.

Несмотря на скорость подачи и некоторую обрывочность (которая особенно отчетливо ощущается ближе к концу игры), история и сценарий в Spider-Man 2 неизменно радуют. Персонажи получились интересными, в меру глубокими и похожими на реальных людей больше, чем когда-либо. Шутка ли, но около 20-30% прохождения отведено под миссии, где мы управляем Питером и Майлзом в их человеческих амплуа и просто общаемся. Так у сценаристов получается поднять градус драмы ко второй половине сюжета, а заодно показать нам истинные лица протагонистов, что для историй про супергероев даже важнее, чем маски, за которыми лица скрыты.

Порадуются и фанаты оригинальных комиксов. Каноничных героев и злодеев в сюжете предостаточно, при этом предыстории и мотивы многих из них в Spider-Man 2 переработали, дополнив авторскими придумками команды Insomniac Games. Благодаря чему каждый персонаж оказался органично вшит в общее полотно сюжета, привнося что-то свое в развитие истории. Как ни странно, наибольшее развитие при таком подходе получила Мэри Джейн — выросшая из роли «подружки главного героя» в полноценного третьего протагониста со своими переживаниями, мотивацией и особыми способностями. Нестандартным получился и взгляд на Венома, главного антагониста проекта, чья зубастая пасть уже успела засветиться на всех промо-материалах игры. Ему здесь прописали неканоничную ветку, но при этом очень плавно провели по пути злодейского становления.

К сожалению, в игре хватает и неумелого фан-сервиса, добавленного только ради реакции отдельных поклонников. Это и многочисленные отсылки к Мстителям (которых, вероятно, активнее начнут вводить в сюжет в будущих частях), и отдельные сцены после титров, и заигрывания с уже надоевшими мультивселенными. На мой взгляд, игровой мир Spider-Man вполне удачно существует как самостоятельная сущность без нужды в подпитке другими проектами Marvel. Но ничего не поделать — видимо, все франшизы студии обречены на неминуемое разрастание и объединение.

Самой спорной же частью игры оказался, как ни странно, геймплей. С ростом динамики неминуемо выросла и зрелищность, что окончательно сделало Spider-Man 2 похожей на дорогое кино со всеми вытекающими. Каждая погоня, каждая схватка с боссом и каждая игровая секция в рамках основного сюжета великолепно срежиссированы и позволяют почувствовать себя прямым участником событий. Но стоит постановочному фрагменту закончится, как выясняется, что за игровым процессом не осталось никакой глубины.

Да, бои стали удобнее за счет новых способностей Пауков и переработанной системы их использования — теперь мы «заряжаем» свои суперсилы и гаджеты обычными ударами по врагам, а потом выпускаем всю накопленную энергию разом, нанося много урона. Но из-за этой удобности вся боевая система упростилась настолько, что сражения превратились в буквальное "закликивание" неприятелей.

Смотрите сами. Подавляющее большинство боев в игре проходит на небольших закрытых аренах, где Человеку-пауку нужно победить всех злодеев. И вот мы начинаем методично выбивать из них дурь: лупим кулаками, изредка залепляем паутиной, иногда уворачиваемся, а потом используем накопленные способности или гаджеты. Потом повторяем эту последовательность действий, а потом еще раз и еще до полной зачистки области. Следом смотрим несколько минут постановочных сцен, а после оказываемся на еще одной такой же арене и по новой начинаем заниматься тем же самым. Обстоятельства не меняются, локации тоже (изменения здесь исключительно косметические), а видов противников не так много, чтобы во время боя приходилось перестраиваться на новую тактику. Усугубляет ситуацию и очень быстрая прокачка персонажа, из-за которой уже к середине прохождения Питер с Майлзом будут побеждать почти любого противника парой тычков.

Чтобы немного разнообразить геймплей, разработчики добавили в Spider-Man 2 популярную в современных играх систему парирования — если в нужный момент нажать кнопку блокирования, то герой сможет отбить даже смертельную атаку, не получив урона. И, кажется, настолько прониклись этой системой, что выстроили все сражения с боссами исключительно вокруг нее. В итоге моя финальная схватка с Веномом (напомню, главным и самым сложным боссом игры) выглядела так: два удара, парирование, уворот, потом снова два удара, парирование и уворот. И так до полного опустения полоски здоровья. Как итог, никакой эпичности, никакого погружения и никакого удовлетворения от победы.

Про уровни, требующие скрытного прохождения, даже говорить не хочется — эту особенность геймплея разработчики так и не «починили» со времен первой части. Теперь Питер и Майлз могут прокладывать удобные паутинные дорожки для более эффективного устранения неприятелей с высоты. Но кто в здравом уме захочет пользоваться этим функционалом, когда спуститься вниз, и просто побить всех кулаками будет в два, а то и в три раза быстрее?

На момент написания этой статьи Spider-Man 2 успела стать самым быстро продаваемым проектом за всю историю PlayStation и получить внушительные 90 баллов на Metacritic. Заслуженно ли?

У Insomniac Games получилось создать большую, зрелищную и очень аддиктивную игру. Она куда больше похожа на дорогое кино, чем многие аналоги на рынке, и, в отличие от недавней Baldur's Gate 3, сразу же охватывает куда большую аудиторию. Собственно, как и любой фильм Marvel — эдакое идеальное попкорновое развлечение для всех.

К сожалению, за масштабом, эффектами и недурным сценарием скрывается геймплейная примитивность и практически полное отсутствие хоть сколько-нибудь значимых нововведений. Что критично для потенциального номинанта на звание «Лучшей игры года», но совсем не критично для дорогого игрофильма на пару вечеров. Поэтому и финальную оценку проекту стоит выставлять, исходя из ваших собственных ожиданий от Spider-Man 2. Для меня же новое творение Insomniac Games оказалось симпатичным и приятным игрокомиксом, но довольно средней видеоигрой.

Поделиться
Авторы
Теги