Как отличить звонок мошенника от реального работника банка. Лайфхак

. 10 способов не стать жертвой телефонных аферистов

Адвокат Зорин: СМС от мошенников не приходят в существующую переписку с банком

Обновлено 27 декабря 2023, 17:50
Daniel Berehulak / Getty Images
Фото: Daniel Berehulak / Getty Images

Мошенники постоянно придумывают все новые способы по выманиванию денег у доверчивых граждан. Все мошеннические схемы объединяет единая цель — человек теряет свои деньги и вернуть их зачастую невозможно.

В настоящее время самой популярной схемой является телефонное мошенничество. К нему относятся звонки от так называемых работников банка. РБК Life выяснил у экспертов, как отличить звонок афериста от реального работника банка. Свои рекомендации дали адвокат, партнер Адвокатского бюро Москвы «Соколов, Трусов и Партнеры» Оксана Петровская и адвокат, кандидат юридических наук Александр Зорин.

Качество связи

Банковские и финансовые организации тщательно следят за этим, для чего используют специальную технику шумоподавления, чтобы разговору с клиентом ничего не мешало. Если вы слышите на фоне разговоры других людей, качество связи низкое (постоянный треск и шум, а временами вообще пропадает связь) — это повод насторожиться.

Автоинформатор

Для подтверждения операций банковские организации не используют роботов. В случае любой нестандартной ситуации с вами свяжется сотрудник банка. Автоинформатор применяется исключительно для информирования о новых предложениях и акциях.

Запись разговора

Обратите внимание, прозвучало ли сообщение о том, что ведется запись разговора. При звонке от представителя банка клиент всегда слышит фразу «все звонки записываются для улучшения качества обслуживания».

«Поскольку большинство мошенников не пользуются услугами дата-центров и систем для анализа звонков, то при общении с ними вы не услышите такое сообщение или будет проигрываться «запись с записи», узнать которую можно по характерному щелчку в начале разговора», — пояснила в беседе с РБК Life адвокат Оксана Петровская.

Подтверждение

Если у вас возникают любые сомнения в личности вашего собеседника, попросите его прислать уведомление в приложении банка. Естественно, мошенники не смогут этого сделать и начнут объяснять, почему это невозможно.

Фальшивые СМС

Аферисты используют СМС-рассылку для обмана граждан, однако такие сообщения всегда приходят в новую переписку. Мошенники технически не способны отправить сообщение в уже существующую переписку с банком. Чтобы привлечь внимание, они используют различные уловки, сообщают о крупном выигрыше или о непонятных операциях по карте. Чтобы не попасться на хитрость, нужно обратить внимание на другие сообщения в переписке. Если их нет — это гарантированно обман.

Запрос информации

Банковский сотрудник, связывающийся с клиентом, имеет доступ ко всей его персональной информации, включая номер договора и данные карты. Он никогда не будет запрашивать CVC или CVV, пин-код, требовать назвать код из СМС-сообщения. Если у вас возникли сомнения, попросите собеседника назвать полный номер карты и остаток на счете. К этой информации мошенники доступ не имеют.

«Мошенники тщательно готовятся и собирают личные данные будущих жертв. Они могут знать ваше ФИО, основные паспортные данные, номер вашего банковского счета и даже последние четыре цифры банковской карты и оперировать этими данными, чтобы ввести вас в заблуждение. Однако они никогда не будут знать кодовое слово и пин-код от вашей банковской карты, а также заветные три цифры с оборота карты. Если у вас запрашивают эти сведения — это повод прекратить разговор и положить трубку», — предостерегла Петровская.

Формат общения

Сотрудники call-центров проходят тщательную подготовку и ведут диалог по строгому регламенту. Поскольку их работа контролируется, они не могут отходить от прописанных правил, так как могут получить штрафные санкции от работодателя.

«Если в общении с вами собеседник меняет тон разговора, начинает проявлять излишнюю эмоциональность, грубит или торопит, начинает задавать вопросы не по теме звонка, это повод повесить трубку», — пояснил редакции кандидат юридических наук Александр Зорин.

Проверка личности

По словам адвоката Зорина, если у человека возникли сомнения по поводу личности собеседника, надо попросите его назвать ФИО и должность, после чего положить трубку.

«Перезвоните по одному из официальных номеров банка, указанному на сайте или в приложении, и попросите соединить с человеком, используя полученную информацию. Это самый простой способ проверить, не является ли ваш собеседник аферистом».

Ограничение операций для пожилых родственников

Поскольку граждане преклонного возраста — самая любимая категория для мошенников, не лишним будет установить запрет на онлайн-операции, ограничить максимальную сумму одной операции или установить лимит трат. Сделать это можно в приложении любого банка, пояснили эксперты.

Блокиратор звонков

Существует множество специального софта для защиты от телефонных мошенников. Установив лицензионную программу, вы будете получать уведомления о небезопасных номерах, рекламных рассылках и спамерах. Такие приложения работают по одному принципу. Они содержат доступ к базе номеров, которые используются аферистами. При звонке с нежелательного номера на экране возникает информация с пометками «робот», «спам», «рекламная рассылка», «мошенники». При этом звонки от официальных организаций будут сопровождаться названием и видом деятельности, например «доставка», «интернет-магазин Солнышко», «Сбербанк» и т.д.

Важно: чтобы не стать жертвой мошенников, никогда и никому нельзя сообщать никакие сведения, касающиеся банковской карты или счета. Если по каким-то причинам это произошло, надо срочно обратиться в банк и заблокировать свои карты.

Поделиться