Галлея, Веста и другие. Эти 7 комет проходили рядом с планетой Земля

. Появление некоторых небесных тел вызвало настоящую панику
Обновлено 15 сентября 2023, 16:56
<p>Комета Хякутакэ (C/1996 B2)</p>
Фото: N. Dautel / Global Look Press

Комета Хякутакэ (C/1996 B2)

17 сентября жители Северного полушария Земли смогут наблюдать редкое космическое явление: рядом с нашей планетой пройдет комета Нисимура (научное название — C/2023 P1) с необычным хвостом зеленоватого оттенка, которую можно будет наблюдать невооруженным глазом. РБК Life решил вспомнить самые яркие и красивые кометы, появлявшиеся в ночном небе за последние полвека и попавшие в объективы камер.

Комета Икэя — Сэки (C/1965 S1)

В середине сентября 1965 года японский астроном-любитель Каору Икэя и его коллега-профессионал Цутому Сэки независимо друг от друга с разницей всего в 15 минут открыли новое небесное тело, которое стало одной из самых ярких комет XX века. После выхода из перигелия (ближайшей к Солнцу точки орбиты) свечение было настолько сильным, что комету Икэя — Сэки можно было наблюдать даже днем при хорошей погоде. К примеру, в Японии очевидцы рассказывали, что комета в определенные моменты была ярче полной Луны примерно в десять раз. Ученые установили, что незадолго до прохождения перигелия небесное тело под воздействием Солнца раскололось на три отдельные части, две из которых вернутся к Земле примерно в 2842 и 3021 годах.

Комета Веста (C/1975 V1)

Эта комета была открыта в ноябре 1975 года датским астрономом Ричардом Вестом, который анализировал фотографии звездного неба, сделанные в Европейской южной обсерватории. Наибольшей яркости небесное тело достигло в конце марта 1976 года, когда жители Северного полушария Земли могли наблюдать сияющую голову, за которой тянулся длинный хвост, напоминавший «фантастический фонтан света». Несмотря на эффектность и яркость объекта, комета Веста практически не упоминалась в СМИ. Частично это можно объяснить разочарованием после появления кометы Когоутека тремя годами ранее, которая вопреки прогнозам оказалась очень тусклой и была практически не видна с Земли.

Комета Галлея (1P/Halley)

Пожалуй, это самое известное подобное небесное тело. Комета Галлея — очень яркая короткопериодическая комета, возвращающаяся в окрестности Земли каждые 75–76 лет. Благодаря столь короткому периоду некоторые люди могут наблюдать ее дважды в жизни. В последний раз небесное тело «прилетало» в 1986 году, однако тогда ее появление стало одним из самых незрелищных за всю историю. Это обусловлено тем, что во время прохождения перигелия Земля и комета Галлея находились по разные стороны Солнца, что мешало наблюдению за космическим объектом в период его наибольшей яркости и максимальной длины хвоста. Тем не менее уровень развития космонавтики на тот момент позволил изучить комету в непосредственной близости. В частности, мимо нее пролетели советские космические аппараты «Вега-1» и «Вега-2», при помощи одного из которых ученые впервые смогли наблюдать ядро небесного тела. В следующий раз комета Галлея вернется к Солнцу в 2061 году, причем ее расположение будет более удобным для наблюдения невооруженным глазом.

Комета Хякутакэ (C/1996 B2)

Эта чрезвычайно яркая долгопериодическая комета была открыта 30 января 1996 года японским астрономом-любителем Юдзи Хякутакэ. Сначала она была видна только в телескоп, однако к весне 1996 года объект в течение нескольких месяцев был отчетливо заметен невооруженным глазом, что сделало его самой яркой кометой, наблюдаемой за последние 20 лет (после кометы Веста 1976 года). Из-за близости к Земле в прессе начали муссироваться слухи о том, что комический объект врежется в нашу планету, а некоторые издания даже называли Хякутакэ «кометой Судного дня».

Комета Хейла — Боппа (C/1995 O1)

Еще большую истерию в СМИ вызвало появление кометы Хейла — Боппа, открытой в июле 1995 года американскими астрономами Аланом Хейлом и Томасом Боппом. Небесное тело стало заметно с Земли в середине мая 1996 года, после чего его можно было наблюдать невооруженным глазом следующие 18 месяцев. Таким образом, новый объект двукратно побил рекорд Большой кометы 1811 года, которую видели на протяжении девяти месяцев. За полтора года небесное тело успело обрасти многочисленными уфологическими теориями. Скажем, американский астроном-любитель Чак Шрамек, сделавший цифровой снимок кометы, обнаружил странный, слегка удлиненный объект рядом с ней. «Охотники за НЛО» сразу же пришли к выводу, что за кометой следует инопланетный корабль. Подобные слухи привели к печальным последствиям. Так, в марте 1997 года 39 адептов религиозного культа «Врата рая» совершили массовое самоубийство, полагая, что их сущности телепортируются на космический корабль, летящий вслед за кометой.

Комета Макнота (C/2006 P1)

За свою карьеру австралийский астроном Роберт Макнот открыл около сотни новых комет, однако самой знаменитой стало небесное тело, обнаруженное им летом 2006 года. По мере приближения к Солнцу в начале 2007 года она приобрела блеск невероятной интенсивности, после чего была названа ярчайшей кометой за последние 40 лет после кометы Икэя — Сэки, «прилетавшей» в 1965 году. Из-за плотной облачности жители России практически не могли наблюдать яркое небесное тело, однако жители Южного полушария делились в интернете невероятными по красоте снимками кометы с огромным хвостом, растянувшимся на половину неба.

Комета NEOWISE (C/2020 F3)

В последний раз очень яркая комета приближалась к Земле три года назад, когда жители планеты могли наблюдать небесное тело под названием NEOWISE. Объект, открытый при помощи инфракрасного космического телескопа WISE, прошел перигелий 3 июля 2020 года на расстоянии 45 млн км от Солнца, но при этом не разрушился. Комета оставляла за собой сразу два хвоста: голубоватый газовый и золотистый хвост, состоящий из пыли. По прогнозам специалистов NASA, следующий шанс увидеть комету жителям Земли представится только через 6,8 тыс. лет.