Воздуха было на 12 мин. Невероятная история спасения с глубины 500 м

. Ровно 50 лет назад прошла операция по подъему британских подводников

50 лет назад прошла операция по подъему британских подводников с батискафа Pisces III

Обновлено 01 сентября 2023, 08:12
<p>1 сентября завершилась уникальная операция по спасению двух подводников, проведших почти трое суток на дне Атлантического океана</p>
Фото: PA Images / Getty Images

1 сентября завершилась уникальная операция по спасению двух подводников, проведших почти трое суток на дне Атлантического океана

Два месяца назад весь мир следил за поисками подводного аппарата «Титан», пропавшего во время погружения к лайнеру «Титаник». К сожалению, все закончилась печально — экипаж погиб. Ровно 50 лет назад произошел похожий случай, но только со счастливым концом.

РБК Life вспоминает историю невероятного спасения двух подводников, которые провели трое суток в затонувшем батискафе на дне Атлантического океана и были подняты на поверхность в самый последний момент.

Чрезвычайно сложная работа

Рано утром 29 августа 1973 года в 250 км к юго-западу от побережья Ирландии 35-летний инженер Роджер Мэллинсон и 28-летний бывший военный подводник Роджер Чапман, оставивший службу из-за проблем со зрением, приступили к выполнению своей рутинной работы. Они начали погружение на небольшом батискафе Pisces III канадской компании Vickers на дно Кельтского моря, где они занимались прокладкой трансатлантического телефонного кабеля.

Каждая смена длилась по восемь часов, а на одно погружение на глубину около 500 м уходило примерно 40 минут. По воспоминаниям подводников, это была невероятно утомительная работа, требующая постоянной концентрации. Медленное движение по дну океана в кромешной темноте с поднятым илом напоминала езду по автостраде ночью в густом тумане. Процесс осложнялся небольшими габаритами аппарата длиной 7 м и шириной всего 2 м, передвигаться в чреве которого приходилось буквально на корточках.

Помимо прокладки кабеля, операторам батискафа постоянно приходилось заботиться и о системе жизнеобеспечения. Каждые 40 мин они включали подачу гидроксида лития, чтобы впитать выдыхаемый углекислый газ, а затем подавали в кабину небольшое количество кислорода для дыхания. Кроме того, во время погружения Мэллинсон и Чапман записывали видео с комментариями о проделанной работе.

В тот день Мэллинсон устал сильнее обычного. Он не спал уже больше суток, так как перед сменой занимался ремонтом подводного аппарата, механический манипулятор которого получил повреждения во время предыдущего спуска. По счастливой случайности инженер заодно поменял и кислородный баллон, что тоже само по себе было непростой задачей. В старом баллоне оставалось достаточно воздуха для очередного погружения, однако решение заменить его на новый, как впоследствии оказалось, стало судьбоносным.

Авария и погружение в бездну

В конце смены Pisces III медленно всплыл на поверхность, после чего подводники начали ждать подъема на борт корабля-базы Vickers Voyager. Вскоре после начала операции в автономном кормовом модуле батискафа, где хранилось топливо и оборудование, прозвучала тревожная сигнализация о затоплении. Буксирный трос, при помощи которого Pisces III затаскивали на судно, сорвал люк модуля, после чего внутрь хлынула вода. Из-за резко возросшей массы батискаф перевернулся и начал стремительно опускаться на дно океана вместе с операторами на борту.

При этом вскоре после аварии на глубине около 50 м Pisces III резко остановился, удерживаемый страховочным тросом. Аппарат оказался подвешенным в воде носом вниз и, подхваченный морскими течениями, болтался из стороны в сторону. По воспоминаниям одного из подводников, батискаф трясся так сильно, «словно крыса в пасти у терьера».

В это время на борту «Вояджера» начали готовиться к экстренной спасательной операции. Команда решила отправить к Pisces III водолаза, который должен был закрепить более прочный трос — рискованно, но альтернатив на тот момент не было. В то же время на борту трясущегося батискафа разворачивалась настоящая борьба. Различные предметы, в том числе запасная батарея от подводной станции связи и гидролокатор, сорвались с креплений и стали летать из стороны в сторону, нанося травмы обоим мужчинам.

Мэллинсон схватил гаечный ключ, которым он начал откручивать напольный болт, державший 200-килограммовый свинцовый балласт, чтобы облегчить конструкцию. В этот момент буксирный трос оборвался и батискаф, перевернувшись вверх дном, снова начал тонуть. Тем не менее подводники не поддались панике. Они быстро собрали все вещи, которые могли бы нанести ущерб при ударе о дно, а затем выключили энергосистемы ради снижения риска возгорания. После этого они свернулись калачиком и положили себе в рот ткань от одежды, чтобы не откусить язык при столкновении.

На дне

Спустя 30 секунд после обрыва троса Pisces III на скорости около 65 км/ч врезался в дно Атлантического океана. При этом подводники не пострадали. Они сразу же связались с экипажем корабля, доложив, что с ними все в порядке и они ждут спасения. Запаса воздуха у них оставалось на 66 часов.

Сначала Мэллинсон и Чапман при помощи фонарика занялись разбором разбросанного оборудования, а также проверкой батискафа на предмет протечек. Убедившись в герметичности конструкции, они забрались как можно выше, чтобы не дышать углекислым газом, оседающим внизу кабины. Опытные подводники знали, что им нужно как можно меньше двигаться и разговаривать, чтобы запасов кислорода хватило на как можно больший срок. Лишь периодически они с силой сжимали руки друг друга, чтобы дать понять, что с ними все в порядке.

Мэллинсон и Чапман лежали в кромешной темноте, насквозь промокшие, ощущая сильный холод. Из запасов у них при себе был только сэндвич, банка лимонада, неполный термос кофе, пара яблок и пакетик с сахаром, однако ни есть, ни пить им не хотелось.

Сил подводникам, запертым в тесном батискафе на дне Атлантики, придавали мысли о семьях, которые ждут их дома живыми. Кроме того, Мэллинсон, который был неплохим музыкантом, мысленно проигрывал в голове произведения Баха, касаясь кончиками пальцев по воображаемым клавишам фортепьяно. Так он успокаивал себя, чтобы дышать как можно медленнее и ровнее, чтобы лишний раз не «выжигать» заканчивающийся кислород.

Сложности спасательной операции

В это время на поверхности началась спасательная операция, принявшая международные масштабы. Утром 29 августа, сразу же после инцидента, кораблю поддержки Vickers Venturer, который на тот момент находился в Северном море, было приказано отправиться в ближайший порт, чтобы выгрузить подводный аппарат Pisces II со своего борта. После этого батискаф тут же отправили самолетом в ирландский Корк, куда уже на всех парах шел Vickers Voyager. Плюс ко всему уже к полудню к месту крушения прибыл британский научно-исследовательский корабль HMS Hecate, оборудованный специальными длинными тросами.

Кроме того, Департамент аварийно-спасательных работ США направил из Калифорнии в Великобританию свой инновационный подводный аппарат Controlled Underwater Recovery Vehicle (CURV-—III) с дистанционным управлением. Наконец, из порта валлийского Суонси на помощь вышел корабль канадской береговой охраны John Cabot.

Вечером 30 августа Vickers Voyager дошел до Корка, где загрузил на борт батискафы Pisces II и Pisces V, после чего сразу же отправился обратно к точке катастрофы, где был уже в 2 часа ночи 31 августа. Команда моментально спустила на воду Pisces II, однако подъемный трос вырвало из механического манипулятора, из-за чего аппарат пришлось вернуть на поверхность для ремонта. Pisces V успешно достиг дна, однако попытки найти терпящий бедствие экипаж не увенчались успехом, и батискаф тоже всплыл для пополнения запасов энергии.

Следующая попытка была более удачной — запущенный заново на глубину Pisces V обнаружил пропавших подводников, однако не сумел прикрепить трос к лежащему на дне батискафу, но при этом остался рядом с ним для наблюдения и координации. Отправленные ему на помощь Pisces II и CURV-III не смогли достичь дна из-за протечек и выхода из строя электрооборудования. В результате после полуночи экипажу Pisces V было приказано вернуться на поверхность.

Мэллинсон и Чапман снова остались одни. На тот момент запасы кислорода и гидроксида лития для очистки воздуха от углекислого газа подошли к концу. Оба мужчины страдали от обезвоживания, холода и сильнейших головных болей.

Подъем на поверхность

Тем не менее 1 сентября в 5 часа утра отремонтированный Pisces II успешно прикрепил к задней части затонувшего батискафа специально изготовленный зажим с буксировочным тросом. Через несколько часов на дно опустился CURV-III, которому удалось зафиксировать еще один трос. В этот момент экипаж, к которому вернулась надежда на спасение, съел всю доступную еду и выпил все напитки.

Однако подъем на поверхность был долгим. Операция сопровождалось сильнейшей тряской, что еще больше дезориентировало и без того измученных подводников. На глубине около 100 м процесс был остановлен, чтобы к операции подключились водолазы, которые прикрепили к батискафу более тяжелые тросы. И только в 13:17 Pisces III всплыл на поверхность.

При этом еще около получаса ушло на то, чтобы разблокировать поврежденный люк. Мэллинсон и Чапман чуть не ослепли от солнечного света, а от свежего воздуха голова разболелась еще сильнее. Они с трудом могли передвигаться, но все это было ничем по сравнению с эйфорией, охватившей спасенных подводников. Когда они проверили баллон, то выяснилось, что запаса кислорода оставалось всего на 12 минут.

После спасения

История чудесного спасения моряков получила широкую огласку в обществе и средствах массовой информации. Вскоре после этого инцидента Роджер Чапман покинул компанию Vickers и учредил собственную фирму, предоставлявшую услуги по подводным спасательным операциям и тесно сотрудничавшую с британскими военными. В 2005 году он сыграл одну из ключевых ролей в спасении экипажа российской мини-субмарины «Приз АС-28», которая затонула на глубине 190 м в бухте Березовая в 75 км от Петропавловска-Камчатского. Именно британский подводный аппарат сумел перерезать тросы, удерживавшие батискаф на дне, после чего тот всплыл на поверхность. Чапман скончался от рака в 2020 году в возрасте 74 лет.

Роджер Мэллинсон занимался подводными операциями до 1978 года, после чего реализовал себя в восстановлении и реставрации старых паровых двигателей. Он до сих пор проживает на северо-западе Англии. В конце июня 2023 года 85-летний Мэллинсон активно комментировал ситуацию с батискафом «Титан», высказывая надежду на то, что его экипаж все же удастся спасти.

Поделиться