Далекий и ледяной. Как открыли Плутон и почему его лишили статуса планеты

. До 2006 года он считался девятой планетой Солнечной системы

17 лет назад Международный астрономический союз перевел Плутон в категорию карликовых планет

Обновлено 24 августа 2023, 13:54
<p>Масса Плутона меньше массы Луны в 6 раз, а&nbsp;объем меньше объема спутника Земли&nbsp;в 3 раза</p>
Фото: NASA / APL / SwRI via Getty Images

Масса Плутона меньше массы Луны в 6 раз, а объем меньше объема спутника Земли в 3 раза

17 лет назад в Солнечной системе стало на одну планету меньше — одна из них была лишена этого статуса. Речь идет о Плутоне, который был девятой планетой на протяжении 76 лет. 24 августа 2006 года космический объект перешел в разряд карликовых планет, так как перестал соответствовать всем требованиям «планетарного» списка. РБК Life вспомнил, как и почему Плутон лишили статуса планеты.

Поиски и открытие планеты X

Открытию Плутона предшествовали долгие поиски. Планеты Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн были известны человечеству с глубокой древности — обнаружить их на небосводе можно невооруженным глазом. В 1840-е годы ученые заметили странные возмущения орбиты Урана, что дало основания предполагать существование другой планеты. И в 1846 году немецкий астроном Иоганн Галле обнаружил Нептун.

В феврале 1929 года американский астроном «Обсерватории Лоуэлла» Клайд Томбо с интервалом в несколько дней делает снимки ночного неба. Затем последует год работы и расчетов, после чего 13 марта 1930 года он сообщил в Гарвардскую обсерваторию о своей находке. Имя космическому объекту, известному тогда как «Планета X», придумала школьница, 11-летняя жительница Англии Венеция Берни. Она предложила назвать планету «Плутон» в честь римского бога подземного мира.

Что из себя представляет Плутон

• Плутон образован из каменистых пород и льда,
  • диаметр составляет около 2370 км,
  • масса меньше массы Луны в 6 раз,
  • объем меньше объема Луны в 3 раза,
  • один год на ней длится 248 земных лет,
  • температура на поверхности — около минус 229 по Цельсию.

Орбита «планеты» обладает большим эксцентриситетом и наклоном к плоскости эклиптики. Атмосфера — из газов (азот, метан и угарный газ), которые при удалении от Солнца замерзают и конденсируются, а во время приближения испаряются. Поверхность Плутона довольно разнообразна: горы, долины и кратеры. Расстояние от Солнца до Плутона составляет около 5,8 млрд км. Для сравнения этот космический объект находится в 40 раз дальше от Солнца, чем Земля. Недра Плутона состоят в основном из камня и льда.

У Плутона пять известных астрономам спутников: Харон, Никс, Гидра, Керберос и Стикс. Последние четыре обнаружили при помощи космического телескопа «Хаббл». Каждый из этих четырех спутников намного меньше Харона, а его диаметр, в свою очередь, составляет 1212 км (753 мили), что немногим больше половины диаметра Плутона.

Переклассификация Плутона

Пересмотр термина «планета» в отношении Плутона произошел в 2006 году. Однако серьезные предпосылки к этому были с 1992 года, когда астрономы стали открывать за орбитой Нептуна новые небольшие ледяные тела. Они были похожи на Плутон орбитой и даже составом, после чего его статус поставили под сомнение.

В 2005 году был открыт транснептуновый объект, по размерам практически равный Плутону, он получил имя Эрида. Ученые всерьез задумались, может ли находка считаться новой планетой или же сам Плутон и не планета вовсе. Они пришли к выводу, что, если ориентироваться на те определения, которые позволяют назвать Плутон планетой, тогда в будущем число планет в Солнечной системе может существенно вырасти.

Международному астрономическому союзу (МАС) ничего не оставалось, как переопределить понятие слова «планета».

Согласно новым стандартам:

• она должна вращаться вокруг Солнца,
  • она должна быть достаточно массивной, чтобы принять форму гидростатического равновесия (форму шара) под действием своих гравитационных сил,
  • она должна быть в состоянии очистить свою орбиту от других объектов.

Третьему пункту новых стандартов Плутон не удовлетворяет. Для объектов, которые соответствуют первым двум критериям, ввели понятие «карликовая планета».

Полет к Плутону

В январе 2006 года NАSА отправило к Плутону межпланетный космический аппарат New Horizons (МКА «Новые горизонты»). После почти десятилетнего полета, 15 июля 2015 года, зонд достиг максимальной точки сближения с поверхностью Плутона — 12,5 тыс. км. New Horizons впервые в истории сделал снимки космического объекта крупным планом.

Камера LORRI сфотографировала все спутники Плутона, азотный ледник протяженностью 1 тыс. км — так называемую западную часть «сердца Плутона», а также слоистую атмосферную дымку, которая поднимается на 480 км над его поверхностью.

Обложка видео
NASA Video / YouTube

Также аппарат обнаружил разнообразные рельефы поверхности: с большим количеством кратеров и без них. Ученые объяснили это геологической активностью Плутона в течение 4 млрд лет. Затем благодаря анализу данных космической станции New Horizons исследователи нашли свидетельства в пользу океана на Плутоне. Ученые из Японии и США предположили, что океан с жидкой водой на карликовой планете скрыт под ледяной коркой толщиной более 300 км, которую образовали метан и азот.

Полученные данные с зонда специалисты NASA продолжают изучать и по сей день. Исследователи надеются, что смогут однажды выяснить, способна ли существовать жизнь в подледных океанах на таких далеких от Солнца космических телах.