Как зарабатывать в такси, не садясь за руль машины. Подробная инструкция
. Оказывается, автомобили такси могут приносить доходы не только водителямИнвестиции и пассивный доход — один из главных трендов последних лет. Существует множество различных методов обеспечить себя деньгами, не работая, но все они различаются как по размерам этого дохода, так и по надежности.
Один из сравнительно новых, но еще малоизвестных вариантов — инвестиции в таксобизнес. И кажется, сейчас наиболее подходящий момент для таких вложений. Дело в том, что с 1 августа в России повысился утилизационный сбор на все ввозимые автомобили. А с тех пор как многие иностранные компании приостановили свои производства или вовсе покинули наш рынок, импортных автомобилей в продаже — большинство.
Поэтому в ближайшее время машины ощутимо подорожают, причем цены на некоторые модели могут увеличиться практически на 20%. Повышение стоимости автомобилей повлечет за собой и рост цены на все сопряженные с автобизнесом сферы, в том числе и на пассажирские перевозки. Именно по этой причине инвестиции в автомобили такси стоит сделать именно сейчас.
Чем такой вид вложений отличается от других и в каких случаях он выглядит более привлекательно, РБК Life разбирался на примере нового продукта компании с многолетней репутацией «Пул Инком».
Доходы пассивные и не очень
По результатам опроса сайта «Работа.ру», 29% совершеннолетних россиян регулярно получают деньги от имущества или инвестиций. Если экстраполировать итоги опроса на всю Россию, то это больше 30 млн человек. А по данным Мосбиржи, количество частных лиц, которые инвестируют в акции, выросло за пять лет почти в восемь раз: в 2022 году в торгах приняли участие более 20 миллионов человек. Таким образом, в акции инвестируют примерно две трети тех, кто может получать пассивный доход.
Но далеко не всем такие инвестиции действительно приносят пассивный доход: чтобы получать прибыль от роста стоимости акций, их надо продавать, то есть надо предпринимать какие-то действия, как минимум следить за курсом и продавать или покупать бумаги. Дивиденды и купоны дают ощутимые деньги, только если акций очень много.
Основные источники пассивного дохода для большинства — это проценты по банковским депозитам и от сдачи в аренду недвижимости. Но доход по ним относительно невелик — редко превышает 10% годовых, а в целом колеблется на уровне около 5–7% годовых.
Наиболее стабильными выглядят инвестиции в недвижимость. Однако даже если считать, что квартиры и дома никогда не падают в цене (хотя спады и тут вполне возможны), то речь идет о довольно существенных суммах — как минимум несколько миллионов рублей — и длительных сроках: при среднем доходе на уровне 5% от стоимости жилья в год покупка будет окупаться в течение 20 лет. И нельзя сказать, что это совсем пассивный доход — надо уметь находить арендаторов, сами объекты нуждаются в обслуживании и ремонте, а это требует и денег, и времени на организацию и контроль работ.
Банковские депозиты требует наименьшего внимания — достаточно перевести деньги на счет и ждать окончания срока депозита. Условия в банках разные, но ставки выше 10% — редкость, причем, как правило, доход выплачивается после закрытия вклада. Таким образом, рассчитывать на постоянный приток средств нельзя.
Но как тогда получать пассивный доход, если речь идет о сравнительно небольшой сумме — скажем, в пределах 1,5 млн руб.? И каким мы видим идеальный источник пассивного дохода? Безусловно, чем он прибыльнее, тем лучше. Кроме того, он должен требовать минимум внимания, а входной порог не должен быть очень высоким. Это могут быть инвестиции в бизнес. Однако зачастую такие вложения требуют контроля. Но что если это за инвестора сделает специализированная компания? Одна из таких — как раз «Пул Инком». Компания уже пять лет работает в области инвестиций в таксобизнес и является одним из пионеров этого сегмента рынка. Идея довольно проста: есть водители, которые хотят зарабатывать в такси, но по каким-то причинам не хотят или не могут приобрести для этого автомобиль. И есть люди, которые готовы инвестировать свои средства в таксопарки, но не готовы тратить время и усилия на контроль за использованием автомобилей. Компания связывает водителей и инвесторов, и обе стороны получают решение своих проблем.
У «Пул Инком» крупнейший в России таксопарк с девятью филиалами в разных городах, среди которых Санкт-Петербург, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Краснодар, Новороссийск, Тосно, Сочи, Уфа. Общая численность автомобилей в парке — около 1000. И более 500 из них принадлежат частным инвесторам. Именно принадлежат — это не просто инвестиции «под честное слово», а вложения в реальные активы. Автомобиль становится собственностью инвестора, и это гарантия возврата вложений.
Схему покупки автомобиля и сдачи его в аренду можно реализовать и самостоятельно, но это потребует намного больше хлопот, чем сдача квартиры. Надо контролировать водителей, следить за состоянием самой машины (по закону за это отвечает собственник), платить за полисы ОСАГО и каско (а для такси, да еще с несколькими водителями, коэффициенты едва ли не максимальные), разбираться с возможными штрафами и, в случае чего, со страховыми компаниями... А еще в этом самом «случае чего» автомобиль надо где-то ремонтировать, и все это время он не будет приносить доход.
Именно для исключения таких потерь и работает «Пул Инком». Она объединяет в автопарк машины одного класса, складывает суммарный доход от их эксплуатации и вычитает расходы, а затем поровну делит доходы среди владельцев машин, то есть инвесторов.
Таким образом, доход инвестора не зависит от везения водителя на линии и от неисправностей конкретного автомобиля, не говоря уже о том, что большому таксопарку за счет массовости заказов техобслуживание и ремонт обходятся значительно дешевле.
При этом каждый собственник имеет возможность постоянно следить за состоянием своего автомобиля благодаря отлаженной системе ежедневных фотоотчетов. То есть стать инвестором и контролировать свою собственность можно даже в другом городе или из-за рубежа. За состоянием и поведением водителей следит сама компания.
С чего начать
Автомобили сейчас довольно дороги — за Lada Granta на данный момент просят в среднем 900 тыс. руб., а востребованные для работы в такси модели обычно стоят не менее 1 млн, подходящие же для класса «Комфорт» — уже около 2,5 млн руб. Грядущее увеличение утилизационного сбора повысит стоимость новых автомобилей, так что всем покупателям не стоит медлить, особенно инвесторам — высокие цены «съедят» доход. Впрочем, в случае с «Пул Инком» в парке у компании уже есть выкупленные автомобили по пока еще актуальным на текущее время ценам.
Автомобиль также можно приобрести за счет потребительского кредита — компания рекомендует именно его, а не целевой кредит на машину. Во втором случае ставки не сильно ниже, но это накладывает на владельца ограничения: эксплуатацию автомобиля в такси мало какой банк считает бережливым отношением к заложенному у него имуществу.
Другой вариант при недостатке собственных средств — оформление лизинга*. Это также снижает входной порог инвестиций. К тому же за счет использования кредитного плеча компании можно сократить затраты в несколько раз — «Пул Инком» добавит свои средства, и можно вместо одной машины купить две или три.
Но чтобы понять, как это работает, лучше всего рассмотреть конкретный пример лизинга. Первоначальные затраты в случае с Lada Granta составят 522 тыс. руб. Да, надо будет платить, как и за кредит, но при стандартном сроке лизинга 36 месяцев платеж составит 15 845 руб. в месяц. При этом, по расчетам «Пул Инком», средние ежемесячные выплаты за такую машину составят 26 723 руб. То есть еще не оплаченный полностью автомобиль уже будет приносит пассивный доход в размере около 10 тыс. руб. в месяц. И здесь уже учтена комиссия «Пул Инком», которая составляет 11% от доходов с автопарка.
Если автомобиль оформлен на ИП с упрощенной системой налогообложения, то собственник должен будет уплатить налог 6% от дохода. Если инвестор действует как физическое лицо, компания обязана действовать как налоговый агент и удерживать 13% НДФЛ. Но машину можно оформить и на юрлицо.
При расчетах надо учесть и другие расходы: ОСАГО и транспортный налог должен платить собственник автомобиля. Кроме того, надо будет оплатить гонорар нотариусу за оформление доверенности на автомобиль.
Впрочем, по словам основателя компании «Пул Инком» Сергея Строкина, эти обстоятельства незначительно влияют на доходность от инвестиций.
«Даже с расходами на страховку и транспортный налог потенциальный доход 20% годовых несколько снижается, но в среднем составляет 17%. Но и это заметно больше, чем по депозиту в банке или сдаче в аренду недвижимости. Тем более что в последние несколько лет на рынке сложилась уникальная ситуация, когда и сами автомобили (даже с учетом амортизации) растут в цене, а не дешевеют», — подытоживает Строкин.
Реклама. Рекламодатель: ООО «ПУЛИНКОМ», ОГРН 1194704020180.
*Услуги предоставляются ООО «ОПТИМУС-СТРОЙ», 193231, город Санкт-Петербург, пр-кт Солидарности, дом 21, литер А, помещение 8-Н, ОГРН 1147847284375
erid: 4CQwVszH9pUjq6BPz14