«Каршеринг припаркован в реке». Что говорят о сбое GPS в центре Москвы
. Проблемы с навигацией иногда приводят к конфликтам водителей и пассажировЧто говорят о сбое GPS в центре Москвы: проблемы с навигацией иногда приводят к конфликтам
Практически сразу после атаки беспилотников на Кремль 3 мая многие водители начали жаловаться на сбой в работе навигаторов и систем GPS. О проблемах с работой приложений из-за неточности геопозиционирования сообщили и сервисы каршеринга.
Власти Москвы и Московской области ввели запрет на запуск дронов еще 3 мая, и эксперты главным образом связывают нарушение работы GPS с работой средств радиоэлектронной борьбы, которые глушат сигналы со спутников ради безопасности в небе.
РБК Life поговорил с людьми, чья повседневная жизнь и работа тесно связаны с активным использованием навигаторов в столице, и выяснил, как изменились их привычки и деятельность за прошедшие несколько недель.
Максим, г. Люберцы, инженер, пользователь каршеринга:
«Я живу в ближайшем Подмосковье и сейчас часто пользуюсь сервисами каршеринга. Причем одновременно сразу несколькими. Практически все они начали очень плохо работать после 3 мая. Например, спустя пару дней после известных событий я пытался взять в аренду автомобиль в районе проспекта Мира и около 15 минут искал машину во дворах, поскольку по указанной на карте точке ее не оказалось. Потом отчаялся и позвонил на горячую линию сервиса, где оператор по номеру автомобиля попытался найти его и сообщил, что машина де-факто находится в где-то в районе Баррикадной улицы. Причем дозвонился не сразу и очень долго ждал ответа. Видимо, был шквал звонков от таких же пользователей, как я.
Кроме того, из-за неточности работы геолокации было забавно наблюдать, как на карте приложений некоторые автомобили были «припаркованы» прямо по центру многополосных шоссе вроде Ленинградки или вовсе в русле Москвы-реки.
Спустя несколько дней практически все сервисы каршеринга начали решать эту проблему. В меню их приложений появились предупреждения о сложностях работы в центре города из-за сбоев с геопозиционированием, а также дополнительные опции по поиску автомобиля не только по положению на карте, но и по госномеру.
Сейчас в случае необходимости аренды автомобиля в пределах Садового кольца я стараюсь пользоваться каршерингом так: сначала ищу автомобиль в расклейке на близлежащих улицах, а потом бронирую его по госномеру в специальной форме приложения. Иначе можно долго искать машину по метке на карте и в итоге не найти ее. Занятно, что некоторые автомобили, рядом с которыми ты находишься, после поиска по номеру отображаются на карте в совершенно других районах центра.
Кроме того, иногда случаются сложности с завершением аренды. Бывает, приезжаешь в пункт назначения и паркуешься в разрешенных для этого местах, а из-за сбоя позиционирования приложение продолжает показывать, будто автомобиль находится вне разрешенной для завершения аренды зоне. В этом случае приходится звонить в службу поддержки оператору и завершать аренду принудительно. Но со мной такое за прошедшие пару недель случалось лишь однажды. Хотя среди знакомых также много тех, кто с этим сталкивался.
Понятно, что проблема не на стороне каршерингов и сервисы по аренде стараются всячески решать ее, но некий дискомфорт при использовании все равно присутствует. Впрочем, деваться некуда, приходится привыкать к этим неудобствам».
Антон, г. Москва, водитель такси, автор телеграм-канала «Омбудсмен такси»:
«Проблемы с позиционированием привели к тому, что из центра Москвы, если так можно назвать территорию внутри Третьего транспортного кольца, случился отток такси. Водители, которые плохо знают город, стараются не брать заказы там и быстро, зачастую пустыми, уезжают оттуда после высадки пассажиров. Пользователи также часто отменяют заказы, так как приложение может показывать водителя за десятки километров от точки вызова, хотя машина на самом деле рядом, по указанному в заказе адресу. И наоборот, из-за того, что проблемы с навигацией есть не только у таксистов, а в принципе у всех, карта «Яндекса» не может получить данные о реальном положении дел на дорогах, строит неверные маршруты и серьезно ошибается в расчете времени поездки, а значит, в его финальной стоимости.
Постепенно, спустя почти две недели с момента начала проблем с позиционированием, все адаптируются к сложившейся ситуации. Хотя нередки и уже подзабытые пассажирами ситуации, когда таксист просит сориентировать его по маршруту поездки. Поначалу это даже приводило к конфликтам, но сейчас их меньше. Пассажиры стали выходить к проезжей части и показывать жестами водителю, где они реально находятся. Зачастую, даже если указать в заказе точный адрес, вплоть до подъезда, точка на карте у водителя все равно может оказаться в нескольких сотнях метров.
Агрегаторы, естественно, ничего с этим поделать не могут, но в этом и нет их вины. Устройства видят массу спутников различных систем: GPS, ГЛОНАСС, Galileo, Beidou и даже экзотической японской QZSS, но из-за работы средств радиоэлектронной борьбы получать данные от них уже не могут.
Так как теперь геопозиционирование в центре осуществляется только по A-GPS, то есть по сотовым вышкам и устройствам беспроводной связи (WiFi и Bluetooth), основных проблем две: ужасающая неточность и гигантские задержки с определением текущей позиции, особенно движущегося объекта, коим является автомобиль такси. Собственно, на мой взгляд, такая ситуация надолго, так что всем стоит быть сдержаннее и терпимее друг к другу: и пассажирам, и таксистам.
Москва, конечно, гигантский мегаполис со сложной организацией дорожного движения, но некоторые крупные города России живут в таком состоянии с начала года. Например, Саратов — и ничего. Люди ездят на такси, таксисты возят людей. Человек способен адаптироваться к любой ситуации. В том числе и такой. Просто нужно понимать, что с некоторыми удобствами придется попрощаться. Возможно, навсегда».
Фарид (имя изменено по просьбе собеседника), г. Москва, курьер:
«Я работаю на велосипеде и занимаюсь доставкой продуктов и готовой еды. После того как начались проблемы с геопозиционированием в навигаторе, я особых сложностей в свое работе не почувствовал, поскольку перемещаюсь в пределах одного небольшого района на юге Центрального административного округа. Работаю здесь достаточно давно и уже неплохо знаю основные улицы и нумерацию домов на них. Так что даже если геолокация глючит и неверно отображает мое местоположение на карте, я все равно знаю, куда мне ехать. А после того как приезжаешь на место, все равно ориентируешься уже по вывескам на зданиях и около подъездов. В конце концов, если сложно найти точный адрес, всегда можно позвонить заказчику и уточнить по ориентирам на местности. Мы, в общем-то, так работали всегда.
Преимущество нашей работы заключается еще и в том, что, например, в отличие от такси, в заказах приложений по доставке еды пользователи указывают не точку на карте, а конкретный адрес вплоть до этажа и номера квартиры. В этом случае, даже если геолокация в навигаторе работает не очень хорошо, сам дом свое положение на карте все равно не меняет. Поэтому и с направлением движения к нему можно сориентироваться просто по вывескам на улице.
Думаю, неопытным курьерам, которые недавно начали развозить заказы, но так же, как и я, приехали в Москву из другого города, гораздо сложнее. Хотя я все равно не слышал, чтобы кто-то из знакомых ребят жаловался на увеличившееся время доставки заказов. Видимо, все уже привыкли».