От «Умников и умниц» до «Развлечебы»: что готовят каналы для школьников

. И почему не всегда получается захватить юную аудиторию

Глава Института современных медиа Кирилл Танаев: детская аудитория — самая интересная для телеканалов и онлайн-кинотеатров

Обновлено 01 августа 2023, 07:17
smart.friday.ru
Фото: smart.friday.ru

К началу школы ответственно подходят не только дети и их родители, но и телеканалы. В эфир главных вещателей страны к 1 сентября вернутся всем известные хиты образовательного формата вроде «Умников и умниц», а также выйдут совершенно новые проекты. Несмотря на то что, по оценкам исследовательской компании Mediascope, большинство несовершеннолетних от девяти до 17 лет считают просмотр телевизора устаревшим трендом (кстати, как и дискотеки), каналы готовы искать современные подходы к молодой аудитории.

Авторский образовательный контент для школьников предлагают и онлайн-кинотеатры. Для большинства крупных игроков рынка дети — традиционно один из ключевых сегментов аудитории. А отсутствие жестких эфирных рамок позволяет интернет-платформам развивать самые разные направления: от документальных сериалов до педагогических мультфильмов.

Какие телепрограммы для детей, школьников и подростков выйдут в эфир в новом учебном году, что происходит с просветительским вещанием и какие перспективы видят телеканалы в работе с молодой аудиторией — в обзоре РБК Life.

Возвращение классики и новые идеи на ТВ

«Умники и умницы» — «Первый канал»

Ведущий: Юрий Вяземский

Эфир: по субботам

Доля аудитории по Mediascope* среди зрителей от 14 до 59 лет: 5,1%

Телеолимпиада «Умники и умницы» появилась в эфире «Первого канала» в 1992 году и исторически является эфирной версией конкурса поступления в МГИМО. Передача представляет собой конкурс, в котором 11-классники соревнуются в интеллектуальных способностях, отвечая на вопросы из разных сфер знаний. Участникам предлагается на выбор одна из трех дорожек: красная, желтая и зеленая. В зависимости от выбора им будет предлагаться два, три или четыре вопроса и две, одна или ни одной возможности ошибиться соответственно.

По результатам финала, в котором можно выбрать только желтую дорожку, определяются победители и призеры. Первые автоматически зачисляются в МГИМО, вторые получают право льготного поступления.

«Умнее всех» — «Пятница!»

Ведущая: Тина Канделаки

Эфир: по вторникам

Доля аудитории по Mediascope* среди зрителей от 14 до 44 лет: 4,3%

Детское интеллектуальное шоу «Умнее всех» появилось на российском телевидении сравнительно недавно — первый сезон стартовал в марте 2023 года. Презентуя шоу, руководство телеканала «Пятница!» отмечало, что «история российского телевидения знает два великих проекта про умных детей» и один из них — «Самый умный», выходивший на СТС до 2012 года под руководством Тины Канделаки, «которая экзаменовала детей на скорости до 300 слов в минуту». «Спустя десять лет Тина возрождает традицию детских интеллектуальных викторин и запускает новый проект «Умнее всех», в котором она выступает и как ведущая, и как продюсер», — отмечали представители «Пятницы!».

Несмотря на общую схожесть форматов («Самый умный» был адаптацией британского телепроекта Britain's Brainiest Kid), в версии «Умнее всех» шоу претерпело изменения. В центре сюжета остаются дети, задача которых — правильно и быстро отвечать на вопросы из разных сфер знаний. Однако теперь на протяжении игры участники взаимодействуют с интерактивной 3D-графикой: в студии появляются виртуальные цифровые объекты, которые иллюстрируют вопросы и ответы на них.

«Вундеркинды» — «Пятница!»

Ведущий: Роман Каграманов

Эфир: по вторникам

Доля аудитории по Mediascope* среди зрителей от 14 до 44 лет: 2,5%

Шоу «Вундеркинды» можно назвать интеллектуальным конкурсом талантов. По сюжету, в каждом выпуске участвуют две команды: в первую входят звезды российского шоу-бизнеса, а во вторую — дети. Задача детей — продемонстрировать свои необычные умения и навыки, а задача взрослых (как, впрочем, и зрителей) — угадать, в чем именно состоит талант того или иного ребенка.

Некоторые участники «Вундеркиндов» уже зарегистрировали свои рекорды и таланты в Книге рекордов России. Несмотря на то что в основном участники демонстрируют творческие способности, некоторые представляют и интеллектуальные таланты. Например, семилетний Микаел Акопян из Армении показал, что умеет писать обеими руками одновременно, а также обладает феноменальной памятью.

Пресс-служба «Газпром-Медиа Холдинга» (куда входит телеканал «Пятница!»)

«Телеканал «Пятница!» — один из немногих каналов на российском телевидении, который уделяет внимание детям. В топ-5 детских развлекательных проектов на телевидении в 2023 году входят сразу три проекта «Пятницы!»: «Кондитер.Дети», «Умнее всех» и «Вундеркинды». Мы продолжим развивать детское направление, планируются новые сезоны «Умнее всех» и «Кондитер.Дети», а также специальные выпуски «Вундеркиндов» с участием детей звезд».

«Спокойной ночи, малыши!» — «Карусель»

Ведущие: Оксана Федорова, Дмитрий Маликов, Сергей Безруков и др.

Эфир: каждый день

Доля аудитории по Mediascope* среди зрителей от 4 до 45 лет: 6,8%

Выходящая в эфир с 1964 года передача «Спокойной ночи, малыши!» является одной из старейших из ныне существующих телепрограмм. Сюжет в разные десятилетия претерпел перемены, однако в основном был сосредоточен вокруг поучительной истории, разыгрываемой в студии между ведущим и кукольными персонажами.

В рамках таких историй ведущий рассказывает, что нужно делать и как правильно себя вести в разных ситуациях. В некоторых передачах ведущие читают отрывки из книг или делятся знаниями из разных областей науки, доступными детям. Завершается выпуск традиционно коротким мультфильмом.

«Рассказы из русской истории» — «Россия К»

Ведущий: Владимир Мединский

Эфир: в зависимости от программы

Доля аудитории по Mediascope* среди зрителей старше 18 лет: 3,3%

«Рассказы из русской истории» — это авторский цикл лекций Владимира Мединского — бывшего министра культуры России, а ныне председателя Российского военно-исторического общества и помощника президента. Разные лекции посвящаются значимым историческим личностям. Цель курса, как говорится на официальной странице проекта в Сети, — «целостное, объемное восприятие становления Российской империи как крупнейшего государства Европы», а его аудиторией выступает «широкий круг людей, интересующихся историей».

Манера повествования Мединского чаще всего носит свободный и современный характер и дает свежий взгляд на известных по школьным учебникам персонажей прошлого. Так, героями выпусков «Рассказов из русской истории» уже становились Екатерина II, граф Уваров и другие.

Пресс-служба телеканала «Россия К»

«Многие наши программы имеют возрастную маркировку «6+», могут быть рекомендованы для семейного просмотра и носят познавательный, а значит, и образовательный характер. Конечно, у нас есть и цикловые программы, адресованные детской аудитории, пользующиеся большим вниманием зрителей. В новом сезоне зрители увидят новые выпуски популярных познавательных и образовательных передач. Обладатель премии ТЭФИ Kids — программа, посвященная русскому языку для школьников «Грамотеи». Одна из новых программ — «Тайны старого чердака», которая знакомит юных зрителей с историей изобразительного искусства, учит понимать творчество великих живописцев разных эпох. Еще одна новая, но уже ставшая популярной образовательная программа — «Классная тема! Просто о сложном». Многие произведения из школьной программы по литературе становятся предметом рассмотрения в программе «Игра в бисер», которую ведет писатель и историк, профессор МГУ Игорь Волгин».

Что еще готовят для школьников телеканалы и стриминги к новому учебному году

  • К 1 сентября телеканал СТС Kids подготовит для детей новый мини-сезон сериала «Развлечеба», рассказали РБК Life в пресс-службе Национальной медиа группы. Проект призван помочь детям «адаптироваться к сложным вопросам, встающим перед ними перед новым жизненным этапом». Среди запланированных тем выпусков — правила поведения в школе, распорядок дня школьника, школьные праздники и традиции, а также дополнительное образование и необычные школы мира.

  • Кроме того, в новом сезоне в эфире СТС планируется запуск нового научно-популярного шоу, рассчитанного на семейную и детско-юношескую аудиторию. В разработке также новый проект для старшеклассников, уточнили в НМГ.

  • Не отстают от эфирного телевидения и стриминговые сервисы. Так, одним из примеров оригинального образовательного проекта сервиса Okko является скринлайф «Завет». Документально-развлекательный формат сериала, как рассказала заместитель генпродюсера, руководитель направления детского и юношеского кино Okko Светлана Сонина, «переводит древнейшие тексты на современный язык цифровых коммуникаций, более понятный новому поколению». Образовательную функцию несет и подростковый сериал «Лэйт найт скул», затрагивающий важные психологические аспекты взросления, такие как буллинг, отношения в коллективе, проблемы в общении с учителями и родителями, и многое другое.

  • Для Wink детский контент — «традиционно одна из самых востребованных категорий в библиотеке», отмечает директор сервиса по контенту Александр Косарим. «Мы стремимся к тому, чтобы помимо развлекательного предлагать детям и подросткам полезный, развивающий и образовательный контент, — утверждает Косарим. — Например, в Wink уже доступны более 300 эпизодов сериала «Развлечеба». Еще одно интересное направление — витрина блогерского контента для детей и подростков. Среди доступных выпусков есть, например, «МегаКлиника», «Готовим вместе» или «Ой, сломалось!». В них детям о сложном рассказывается простым языком».

Кирилл Танаев, глава Института современных медиа

«Телесмотрение в последние годы снижается и в целом, и в детской и подростковой аудитории. Причем в подростковой (от десяти до 17 лет) падение существенно больше, чем в детской (от четырех до девяти лет). Но в целом телепотребление в детских аудиториях продолжает оставаться востребованным. В мае, по данным Mediascope, среднее время просмотра телевидения в сутки среди аудитории от четырех до 17 лет составило два часа 58 минут. Это значительно меньше, чем, например, среди населения старше 65 лет (семь часов 38 минут), но и не так уж мало.

Детская аудитория — самая интересная и для телеканалов, и для онлайн-кинотеатров. И не только потому, что вокруг детства сформировалась большая индустрия. Дети вырастают и становятся взрослыми телезрителями и потребителями стриминговых услуг. И чем раньше будут сформированы привычки и навыки телесмотрения и потребления стриминга, тем для индустрии лучше.

Что касается детских образовательных программ, такой формат на телевидении жив, но количество подобных программ от года к году сокращается. Во многом это связано с тем, что большинство детских телеканалов ориентированы на дошкольную аудиторию и детей начальных классов, то есть на детей от четырех до девяти лет. А эта аудитория из всех телевизионных жанров предпочитает один — мультфильмы. Зато именно в жанре анимации дети лучше всего в принципе воспринимают информацию в целом и познавательный контент в частности. Большинство отечественных мультфильмов и анимационных сериалов несут в себе большой объем познавательной и образовательной информации. С подростковой аудиторией ситуация иная: она и телевизор смотрит меньше, и установить с ней медийный контакт сложнее».

* Данные Mediascope представлены за период с 1 января по 30 июня 2023 года по городам России с населением больше 100 тыс. человек. Учитываются домашний и дачный просмотры.

Поделиться