6 мультфильмов, которые стоит посмотреть всей семьей. Они очень полезные
. Хорошо объясняют поведение детейРБК Life вспоминает мультфильмы, которые не только отличились интересной идеей и яркой анимацией, но и позволили зрителям узнать, как устроена психика детей, причем как малышей, так и подростков.
«Головоломка»
2015, реж. Пит Доктер, Роналдо Дель Кармен
Отзывчивая и добрая 11-летняя Райли переезжает с родителями из маленького городка в шумный мегаполис и сталкивается с кризисом. Новое окружение, кажущийся чужим и неуютным дом, загруженные проблемами родители. У Райли почва уходит из-под ног, а вместо привычной радости в жизнь приходят другие эмоции: печаль, гнев, отвращение и страх.
Именно от их лица и ведется рассказ: главные герои мультфильма — эмоции, которые живут в сознании ребенка, помогая справляться с трудностями. Этот причудливый синтез (по замыслу фильма) рождает воспоминания о самом разном опыте, из которых складывается вся дальнейшая жизнь.
«Рыбка Поньо на утесе»
2008 год, реж. Хаяо Миядзаки
Пятилетний Саске живет с мамой в доме на высоком утесе: отец служит на корабле и редко бывает дома, а увлеченный морем мальчишка вечерами провожает суда и сигналит отцу фонарем, азбукой Морзе передавая послания.
Однажды утром, перед тем как сесть в машину с матерью и отправиться в детский сад (по соседству с домом престарелых, где мама работает медсестрой), Саске спускается к воде и находит стеклянную банку с застрявшей там золотой рыбкой необычного вида. Мальчик вызволяет рыбку и дает ей имя — Поньо.
Вскоре оказывается, что на самом деле Поньо — дочь колдуна и морской богини, а ее дружба с мальчиком грозит миру катастрофой. «Рыбка Поньо на утесе» хороша не только выдающейся анимацией (одни волны, по которым бежит Поньо за машиной с Саске, производят неизгладимое впечатление), но и изображением детских характеров. Так, главного героя Миядзаки списал» со своего сына Горо, а Поньо — и вовсе настоящее воплощение детского восторга и настойчивости.
«Как приручить дракона»
2010 год, реж. Дин ДеБлуа, Крис Сандерс
На сказочном северном острове живут воинственные викинги, которые героически отбивают регулярные атаки свирепых драконов, сбивающихся в хищные стаи. Только один Иккинг, подросток из семьи предводителя, вообще не годен к подобной службе. Он хилый, но сообразительный — правда, одной сообразительностью меч и щит в руках не удержишь. Смастерив в тайне от всех катапульту, он поражает и обездвиживает самого опасного дракона, который оказывается не таким уж смертоносным, как о нем фантазируют пугливые северяне.
«Как приручить дракона» не только раскрывает тему возможности дружбы между непримиримыми врагами и обличает пагубность слепого следования дремучим традициям, но и дает красочную метафору детского бунтарства. У каждого подростка есть свой дракон: как же его приручить?
«Босс-молокосос»
2017 год, реж. Том Макграт
Младший брат Тима Темплтона какой-то фальшивый — он вообще не ведет себя как младенец. Тим подозревает, что в теле малыша живет взрослый, причем еще и делец, акула бизнеса. Да и одет он вообще-то в деловой костюм. И пока родители Тима этого не замечают, мальчик решает сам выяснить, кто же этот младенец. Им оказывается Босс-молокосос, агент фирмы BabyCorp, которая производит и защищает детей. Он выполняет тайное задание — помешать планам директора корпорации «Песико» создать идеального пса, умиление к которому захватит весь мир. Тим вызывается помочь и так обретает друга, с которым ему придется расстаться, когда задание будет выполнено.
В мультфильме, которым будут очень довольны дети младшего возраста, здорово разобраны детские фантазии, которые помогают отрефлексировать перемены и принять их.
«Мой сосед Тоторо»
1988 год, реж. Хаяо Миядзаки
Сацуки с сестренкой Мэй и отцом перебираются из города в деревню. В старом доме, долго бывшем без хозяев, поселились пугливые черные чернушки (сусуватари), а в окрестном лесу обитает тролль — Тоторо. То ли заяц, то ли лисица, то ли медведь — что-то в его внешности есть от этих трех зверей. Сначала Мэй встречает Тоторо и заводит с ним дружбу, а потом и Сацуки. Однажды утром девочки узнают, что их маму не могут отпустить из больницы, где она лечится от туберкулеза, на выходные. Обеспокоенная Сацуки случайно теряет Мэй и обращается к Тоторо с просьбой помочь в ее поисках.
Второй в карьере Миядзаки фильм долго отказывались финансировать студии, не веря в его потенциал, и в год премьеры он не обрел успех. Ценность «Тоторо» пришла со временем и осознанием, насколько хорошо режиссер изобразил эмоции и поведение детей, переживающих тревожные времена.
«Песнь моря»
2014 год, реж. Томм Мур
На крохотном ирландском острове с маяком живет смотритель Конор, воспитывая сына Бена и дочь Сиршу. Она не обычная девочка: ее мать — шелки, морская дева, оборачивающаяся белоснежным тюленем.
Бен сестру недолюбливает, потому что отец явно испытывает к ней больше симпатии и относится к ней бережнее, чем к мальчишке. А Сирша в свои шесть лет еще и не разговаривает. Однажды ночью она находит на чердаке белый костюм, надев который становится тюленем, как ее мать. Утром, обнаружив ребенка спящим на берегу, Конор выбрасывает ее одеяние в море. Вскоре детей забирают жить в город, к бабушке, но они находят повод сбежать. Бен и Сирша пройдут вместе полный приключений путь, прежде чем вернуться к маяку и наконец поймут друг друга.
Сюжет, взятый из ирландской мифологии, раскрывается глубиной детских характеров. Кстати, Бена режиссер срисовал со своего сына, как это сделал Миядзаки в «Рыбке Поньо».