«Да, я такой». 10 фраз, которые поставят в ступор любого хама
. Как не дать себя в обиду в общении с невежливым собеседникомЭксперты назвали юмор и вежливость эффективными способами борьбы с хамством
В повседневной жизни каждый человек может столкнуться с хамством, нарушением личных границ, критикой и прочими неэтичными проявлениями по отношению к себе.
Пожалуй, мало кому из девушек будет приятно услышать в свой адрес фразы типа «Тебе надо сбросить пару килограммов» или «Это платье тебя полнит». Эксперты советуют, во-первых (и главных), не принимать такие высказывания близко к сердцу, а во-вторых — не подавать виду, даже если слова «задели за душу». Ведь «хам демонстрирует свое превосходство, силу, власть, статус за счет унижения достоинства личности другого», объясняет социолог, автор исследования «Хамство и оскорбления как коммуникативные практики» Надежда Казаринова.
- «Да, я такой. Я признаю это, и это часть моей индивидуальности». Так отвечать посоветовал подписчикам своего YouTube-канала бизнес-тренер и специалист по ведению переговоров Игорь Рызов. Это обезоружит собеседника и не оставит ему маневра для дальнейшей критики.
- «Какая неожиданная мысль, надо будет об этом подумать». А затем можно предложить собеседнику чай или любую другую услугу вежливости, например стакан воды или открыть окно, если тому душно. Таким поведением можно деликатно увести весь негатив в сторону от себя.
- «Я вижу, что вы рассержены, мне очень жаль. Чем я могу помочь вам?» Будьте снисходительны, не обижайтесь на невежливого собеседника, предлагают в тренинговом центре «Фактор Роста».
- «Вы всегда так злитесь?» По мнению психолога Владимира Климова, иногда грубияны сами не замечают своего агрессивного настроя по отношению к другим. Если ему задать прямой вопрос, постоянно ли он злится и нервно реагирует на происходящее, он, возможно, «сбавит обороты» и в следующий раз постарается контролировать себя.
- «Твои слова ранят меня. Вероятно, я когда-то задела или обидела тебя, раз тебе захотелось сделать мне больно. Давай поймем, что между нами произошло, ведь я не хочу терять наше общение». Такая искренняя реакция попадет в сердце. Это и есть ответ на истинный запрос вашего собеседника, а именно: «мне было больно, и я хочу сделать больно тебе в ответ». Вскрыв этот нарыв, вы получите возможность разрешить ситуацию, пояснила тренер по этикету Диана Джалалова порталу «Страсти».
- Соглашаться с любой фразой собеседника. Это прием возведет ситуацию в абсурд, но может оказаться весьма эффективным, заявили в школе ораторского мастерства «Король говорит!» и привели пример:
«Вы пришли в поликлинику, зашли в кабинет и слышите гневное «На двери же написано, что проветривание с 9:45 до 10:00. У вас что, глаз нет?!» Спокойно ответьте: «Конечно же, у меня нет глаз. Как вы это тонко подметили!» В ответ можно услышать: «Ишь какой умный нашелся!» Ответьте: «Да, вполне не глуп, согласен с вами». Очень быстро запас оскорблений у визави иссякнет, да еще и окружающие наверняка начнут посмеиваться — но не над вами, а над вашей неординарной реакцией».
- «Уважаемый, а зачем вы сейчас решили задать этот вопрос/сказать это?» Таким образом мы переводим фокус внимания с себя на хама, таким образом можно взять инициативу в свои руки, особенно в публичном пространстве, считает гештальт-терапевт Антон Махновский.
- «Напомните, когда я интересовался (-лась) вашим мнением? Вот и я не могу вспомнить». Ответив обидчику с юмором, можно дать понять собеседнику, что дальнейшее обсуждение ваших действий, навыков воспитания ребенка или взаимоотношений в семье бессмысленно.
- «У каждого есть право решать за себя, поэтому я решаю за себя, а ты — за себя». Таким образом можно сообщить собеседнику, что для вас важно его мнение и вы его уважаете. Оппонент поймет, что продолжать дискуссию бессмысленно.
- «Я рад, что помог тебе избавиться от негатива. Надеюсь, теперь ты заполнишь свою внутреннюю пустоту чем-то более позитивным». Такой вариант ответа на хамство предложили авторы портала «Мотивация жизни».