Иван Купала. История и традиции древнего праздника

. Когда Иванов день отмечали в старину и почему искали цветок папоротника

Праздник Ивана Купалы в 2024 году россияне отметят в воскресенье, 7 июля

Обновлено 26 июня 2024, 06:43
Shutterstock
Фото: Shutterstock

С Иваном Купалой связано множество примет, обычаев и суеверий. Это один из самых таинственных и необычных народных праздников, который ведет начало с незапамятных времен.

РБК Life рассказывает, чему посвящен день и как его отмечали в разное время.

Что за праздник Иван Купала

Иван Купала — это древний языческий, а затем народный праздник восточных славян, который ежегодно отмечали в конце июня. Праздник также называют Купалой, Ивановым днем, Иванщиной.

Изначально это был праздник, приуроченный к летнему солнцестоянию, которое всегда выпадает на конец июня. Это самый длинный световой день в году и самая короткая ночь. Считается, что с этого момента наступает астрономическое лето.

В народе Иванов день считался главным летним праздником после Семика (Зеленые святки) и Троицына дня (Троицы).

Когда Иван Купала

Ивана Купалу сейчас ежегодно отмечают 7 июля. Дата праздника фиксированная и не меняется. В 2024-м Иванов день выпадает на воскресенье.

По старому стилю Ивана Купалу отмечали 24 июня. Однако, как пишет этнограф Аполлон Коринфский в книге «Народная Русь» (1901), на Руси Ивана Купалу праздновали два дня — 23 и 24 июня (по старому стилю) [1].

История праздника Ивана Купалы

Народные гуляния в день летнего солнцестояния существовали на Руси с незапамятных времен, задолго до принятия христианства. Похожие празднества встречались у большинства европейских народов, а также в древней Индии и Персии, где с аналогичными обрядами праздновали день бога огня.

В XVII веке польские историки считали, что в древности существовал славянский бог Купала и именно ему было посвящено летнее празднество. Похожего мнения придерживался этнограф Аполлон Коринфский. В его книге «Народная Русь» сказано, что «Купало» и «Купальница» — это древние названия Перуна и богини Зари. В праздничный день Солнце (Перун) сбивается с пути, а дева Заря приходит ему на помощь, ведет бога по небу и каждое утро умывает его росою [1].

Однако другие исследователи считают, что бога с именем «Купало» не существовало, а в день солнцестояния восточные славяне отмечали свадьбу бога-солнца со светоносной зарей-зарницей. В книге Сергея Максимова «Нечистая, неведомая и крестная сила» (1903) сказано, что одним из актов божественной свадьбы было «купанье солнца в водах». Отсюда якобы и пошло название — «купальские» праздники [2].

После принятия христианства на Руси в канун и в день Купалы установили два православных праздника. Первый — день памяти святой мученицы Агриппины, прозванный в народе Аграфеной Купальницей. Отмечали его в канун Купалы — 23 июня по старому стилю или 6 июля по новому [3]. Второй — Рождество Иоанна Предтечи, которого также называют Крестителем. Он выпадал на 24 июня (по старому стилю). В современности в православии его отмечают 7 июля. По христианскому празднику (Рождество Иоанна Предтечи, то есть Ивана) праздник и получил современное название — Иванов день или Иван Купала.

За многие века традиции ранних и поздних языческих и христианских праздников смешались в народном сознании.

Ночь Ивана Купала: традиции

Ивана Купалу на Руси называли «любовным», «веселым», «чистоплотным» праздником или «травником». «Любовным» — потому что по поверью в этот день один раз в году расцветают папоротники, которые «сердце девичье огнями зажигают на любовь» [2]. Существует также поверье, что с цветком папоротника можно найти клад, спрятанный в лесу, а цветет растение в полночь накануне Иванова дня и охраняет его стража из лесной нечисти.

Эпитет «веселый» указывает на то, что в канун и на Ивана Купалу принято было веселиться, разжигать костры, водить хороводы, гулять по деревне, петь и танцевать. В древности на купальские игрища также совершали проводы русалок, душ умерших. По преданию, русалки, или мавки, жили в реках и озерах, весной оживали и вылезали из водоемов, «висли по деревьям», а как приходил Иван Купала, наступала пора им уходить в подводное царство и больше не беспокоить народ до следующего года [1].

«Травником» день прозвали, потому что верили, что в это время травы и коренья обладают целебной силой. С этого времени разрешалось ломать прутья березы для банных веников. Те, что были срезаны раньше, считались непригодными, наносящими вред здоровью.

«Чистоплотным» Иванов день назвали, потому что было принято умываться росой, которая считалась целебной, купаться в реках, обливать встречных прохожих водой. Последняя традиция довольно распространена до сих пор у детей и молодежи даже в крупных городах.

Поделиться
Авторы
Теги