Россияне опровергли открытие американцев про возраст древнейшего муравья

. Насекомое в янтаре якобы возрастом 40 млн лет оказалось гораздо моложе

В СПбГУ опровергли открытие американских ученых про возраст самого древнего муравья

Обновлено 03 мая 2023, 11:09
Shutterstock
Фото: Shutterstock

Палеоэнтомологи Санкт-Петербургского университета (СПбГУ) доказали, что найденный в конце 2022 года американскими учеными муравей в куске янтаря вовсе не древнейший представитель муравьев-кочевников, как заявили авторы находки. Это оказался современный вид возрастом несколько сотен лет, говорится на сайте российского вуза.

Своим открытием ученые из США поделились в конце 2022 года. Они опубликовали статью в международном научном журнале Biology Letters, что выявили возраст муравья в куске балтийского янтаря, хранящемся в Гарвардском университете почти 100 лет. По их утверждениям, это окаменелый остаток древнейшего вида муравьев-кочевников возрастом около 40 млн лет, как правило живущих в Африке и Юго-Восточной Азии. Причем найденная особь была не похожа на других сородичей, поэтому ученые определили ее в новый род и вид — Dissimulodorylus perseus.

Однако ученые Санкт-Петербургского университета как специалисты по работе с балтийским янтарем и ископаемыми муравьями поставили под сомнение данное открытие, рассказал доцент кафедры прикладной экологии СПбГУ Дмитрий Дубовиков.

«В частности, по снимкам, опубликованным в научной статье, сразу удалось определить, что обнаруженный янтарь не такой древний, как предполагалось изначально, а является субфоссильной смолой, которая сохраняется не так долго. Сказать об этом может характер поверхности и трещины, видные на снимке».

Свое опровержение российские энтомологи недавно разместили в том же Biology Letters.

Спорными оказались и результаты компьютерной томографии, сделанной американскими специалистами. Они допустили ряд ошибок в реконструкции остатков насекомого, на которые им указали россияне. Как объяснили в СПбГУ, в американском исследовании существенно искажены результаты.

«Так, в описании найденного муравья появились иглообразные мандибулы (верхние челюсти), необычная для муравьев форма груди и другие неверно истолкованные признаки».

Из всего этого американские коллеги сделали вывод, что открыли новый вид древних муравьев. На деле же все указанные необычные признаки у муравья оказались домыслами, а сам он относится к современной распространенной группе видов Dorylus. С критикой коллег американские исследователи согласились и признали некорректность сделанных выводов.

Ранее в Канаде обнаружили на редкость хорошо сохранившиеся окаменелые останки молодого гадрозавра — травоядного динозавра, который погиб в промежутке 77–75 млн лет назад. Исключительность находки заключается в том, что найдены не только части скелета, но и окаменелая кожа.

А в Британии нашли зубы динозавра-росомахи возрастом 168 млн лет. Их обнаружили на территории сразу трех графств Соединенного Королевства. Ученые исследовали останки и пришли к выводу, что они могли принадлежать теризинозавру — одной из самых малоизученных древних рептилий, которая отличалась наличием гигантских когтей на лапах.