Форма для армии, олимпийцев и футболистов. Кого одевал Валентин Юдашкин
. Историк моды — о проектах одного из главных дизайнеров РоссииИсторик моды Мэган Виртанен: Юдашкин старался сотворить нечто народное, доступное каждому жителю России
2 мая в возрасте 59 лет умер российский дизайнер Валентин Юдашкин. Специально для РБК Life историк моды, культуролог и автор книг «Советская мода» и «Советская красота» Мэган Виртанен рассказывает о том, чем он запомнился широкой аудитории и какими были его работы в последние годы.
У людей из модных кругов слова «Валентин Юдашкин» вызывают в памяти в первую очередь образы роскошных вечерних нарядов, вдохновленных российскими императрицами XVIII века, придворными балами XIX века или же искусством ювелира Карла Фаберже. Кто-то вспомнит про его творения для звезд российской эстрады, кто-то — коллекции с традиционными вышивками и оренбургскими платками, кто-то — костюмы к театральным постановкам. Но для широких масс, увы, имя Юдашкина скорее напоминает о неудаче его сотрудничества с Министерством обороны.
Трудно забыть развернувшуюся бурную дискуссию, связанную с разработанными в 2007–2010 годах новыми образцами армейской парадной униформы. Большая часть нареканий практического толка касалась тогда новой полевой униформы, к созданию которой Юдашкина привлекли только как консультанта. Видимо, такова сила имени, и абсолютно все свойства тех образцов считали делом рук непосредственно Валентина Юдашкина, включая и плохие ткани, и некачественную фурнитуру, и неудобный крой. Особо ретивые спешили обвинить дизайнера в незнакомстве с тяготами армейской жизни и непонимании ее условий, но тут они промахнулись: у Юдашкина в биографии два года срочной службы.
История с этой формой напоминала худшие варианты времен функционирования советских домов моделей: дизайнеры создавали прекрасные образцы, представители фабрик на худсоветах закупали пакет лекал и техническую документацию, а вот непосредственно на производстве могло выясниться, что и ткань будет использована другая, и фурнитуру заменят на имеющуюся, так что от изначальной идеи не оставалось ровным счетом ничего. Точно так же изначальный проект Юдашкина, по его словам, был «доработан» тогдашними чиновниками Минобороны.
Несколько лет подряд Валентин Юдашкин в многочисленных интервью пытался донести до широкой публики, что его изначальные идеи были искажены во имя экономии бюджета, ткани и фурнитура заменены на значительно более дешевые (например, высокотехнологичный холлофайбер на обычный синтепон), крой изменен для удешевления пошива, и все это без его ведома. Не помогли даже выложенные им в Cеть фотографии образцов изначального проекта, а в 2012 году заголовки кричали «Шойгу избавится от формы Юдашкина», хотя, по словам дизайнера, от нее избавились еще на стадии разработки.
Впрочем, досталось и дизайну парадной униформы. Сам Юдашкин рассказывал: «Чтобы создать парадные кителя, мы взяли что-то от формы армии Суворова, что-то от армии Жукова, от Советской армии — цвета, фактуру. Например, основной цвет российский — красный, который к нам пришел из советского времени, очень красивый. К нему мы добавили синий, чуть цвета морской волны, очень глубокий». На деле у многих, глядя на образцы, возникали ассоциативные образы, связанные не столько с Рабоче-крестьянской Красной армией, сколько со вкусами латиноамериканских диктаторов 1950-х годов.
Почему же кутюрье Валентин Юдашкин — а он был первым, кто не просто показал свою коллекцию в Париже, но и получил официальное членство во французской Федерации высокой моды, дав тем самым право называться именно кутюрье, а не дизайнером или модельером, — заинтересовался темой, столь далекой от утонченного искусства создания вечерних платьев из воздушного тюля и сверкающего бисера?
«У меня был художественный интерес — сделать масштабный национальный проект по созданию красивой, функциональной, современной, технологичной формы. Мы рассчитывали, что это вдохнет новую жизнь в наши текстильные предприятия, позволит им закупить новые станки, новые технологии. Лично я потратил два года жизни на это дело, изучил историю военной формы», — отвечал он.
Слова дизайнера о том, что он работал ради идеи, а не ради гонорара, подтверждались заявлением тогдашнего начальника тыла вооруженных сил и заместителя министра обороны генерал-полковника Дмитрия Булгакова: «Разработчик новой военной формы одежды Валентин Юдашкин авторского вознаграждения от Минобороны не получал и не требует».
Склонность Валентина Юдашкина к трудной задаче создания униформ прослеживалась и до провального проекта, а большая часть ранних экспериментов была весьма удачной. Олимпийскую сборную России ему довелось одевать даже дважды — в 1994 и 1996 годах, а три года спустя, в 1999-м, он же придумал костюмы для поездки на чемпионат мира и для мужской, и для женской футбольных сборных России.
Если уж говорить о спортивной форме, то неудивительно, что одной из главных сфер внимания кутюрье стал танцевальный спорт — настолько, что в 2012 году Юдашкин даже был избран президентом Союза танцевального спорта России. Эта сфера, с одной стороны, подразумевает исключительную зрелищность нарядов, декорированных стразами, перьями и блестками, а с другой — все эти яркие платья следуют принятым танцевальными федерациями нормативам.
Неудача с армейской униформой не заставила Юдашкина лишиться интереса к этой сфере, тем более что он сам утверждал: «Я люблю тех, кто не боится».
В 2010 году региональные СМИ приписывали ему создание формы сотрудников МВД, которые в 2011-м как раз были переименованы из милиции в полицию. В частности, говорилось, что дизайнер изменил цвет комплекта (темно-синий вместо серого), форменной рубашки (белая вместо голубой) и галстука (черный вместо серого), а в 2016-м и вовсе предложил полицейским носить бейсболки. Однако официального подтверждения того, что к изменениям приложил руку именно Юдашкин, найти не удалось.
Так или иначе есть ощущение, что Валентин Юдашкин, платья из коллекций которого выставлены в ведущих музеях мира, в том числе в Государственном историческом музее в Москве и в парижском Лувре, все же стремился не только реализовать свой талант как кутюрье для избранных, но и сотворить нечто истинно народное и популярное, доступное каждому жителю России. Творец изысков искал ключик к массовому вкусу.
В последние годы жизни, уже сражаясь с недугом, он продолжал работать, в первую очередь над демократичными проектами, такими как появившаяся в 2017 году коллекция женской одежды и аксессуаров, созданная для компании «Фаберлик», включавшая повседневные свитеры, брюки, юбки и платья в серо-синей гамме, а также бархатные костюмы и пайеточные вечерние наряды. До последних дней Юдашкин трудился и над кутюрными коллекциями, хотя весной 2022 года в силу политических причин ему было отказано в уже запланированном показе на парижской Неделе моды.
Двумя сутками ранее ушел из жизни тот, кого Валентин Юдашкин называл Учителем. Вячеслав Зайцев был наставником Юдашкина, когда тот пришел работать в Дом моды на проспекте Мира. На сайте дизайнера успело появиться трогательное прощание с Зайцевым, которое, увы, сегодня должно смениться на прощание с самим Валентином Юдашкиным. В 2021 году он, рассказывая прессе о поиске дизайнера, способного стать ему заменой в роли главы модного дома, заявил: «Мы все уходим и не будем интересны. Я к этому отлично отношусь. Но надо найти того, кто подхватит знамя и пойдет дальше».
И тут Валентин Юдашкин был категорически неправ. Да, они ушли — и Зайцев, и Юдашкин. Но трудно представить, что интерес к ним, первопроходцам советско-российской моды, когда-либо угаснет.