Забастовка Wildberries. Что происходит и как это касается покупателей

. Владельцы пунктов выдачи недовольны новыми условиями работы

В Wildberries бастуют сотрудники, владельцы пунктов выдачи недовольны новыми условиями работы

Обновлено 15 марта 2023, 15:02
Сергей Фадеичев / ТАСС
Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

Уже третий день одной из главных тем обсуждений остаются забастовки в компании Wildberries. РБК Life пересказывает хронологию событий и объясняет, с чего начался конфликт, чего хотят его стороны и как это отражается на клиентах маркетплейса.

С чего все началось

Телеграм-канал Baza опубликовал 13 марта скриншоты переписок, в которых, как отмечает канал, владельцы пунктов выдачи заказов (ПВЗ) Wildberries делятся недовольством новыми правилами работы компании и «собираются на штурм маркетплейса». По информации канала, ранее, 3 марта, Wildberries подготовила новую оферту для держателей ПВЗ, согласно которой, если покупатель возвращает бракованную вещь обратно в пункт выдачи, с владельца пункта удерживают полную стоимость товара. Если в посылке оказывается не тот предмет, деньги также списывают с ПВЗ. Тем временем издание VC.ru обратило внимание на появление в оферте пункта (8.15), который запрещает владельцам ПВЗ распространять недостоверную и оскорбительную информацию о компании, ее клиентах и партнерах и обязует заплатить за нарушение штраф в размере 100 тыс. руб.

14 марта телеграм-канал «Осторожно, Москва» поговорил с одной из представительниц ПВЗ, которая сообщила, что из-за штрафов у нее возникли проблемы с выплатой зарплат сотрудникам. «Сейчас по нововведениям — это сначала 20% за брак вешают на водителей, на склад, на пункты выдачи, а теперь еще и стали списывать полную стоимость якобы подменного товара. Назначается штраф за подмену, хотя сам товар мы отправляли без проверки по камерам, всю ответственность за подмену товара возложили на продавцов».

Чуть позже на канале появились фотографии документа с коллективными предложениями партнеров Wildberries к компании. Однако передать они его представителям маркетплейса не смогли, так как в головном офисе их не приняли.

Тогда же, по сообщениям «Осторожно, Москва», в офис приехала полиция. После этого, продолжает канал, представители Wildberries провели с партнерами из пунктов выдачи совещание по Zoom, на котором рассказали об изменении положений о добавлении 100% штрафов за подмену товара, а также напомнили о новом пункте оферты, запрещающем распространять ложную информацию о компании, и необходимости «уважительно друг к другу относиться». Других комментариев по жалобе на встрече не было, рассказала телеграм-каналу ее участница.

Другие владельцы ПВЗ, собравшиеся у офиса компании, также пожаловались на «финансовую составляющую» и высказали необходимость в прозрачности заработка и штрафных санкций. Но в первую очередь, подчеркнул собеседник телеканала РБК, партнеры Wildberries требуют обратной связи.

В Wildberries сообщили РБК, что информация о митинге возле офиса не соответствует действительности и является фейком. В разговоре с Forbes представитель маркетплейса выразил неуверенность по поводу того, что в офис приходили действительно партнеры, поскольку они отказались предоставлять свои данные. В компании считают, что это были 10–15 человек в сопровождении «желтых телеграм-каналов» и именно каналы «раздули из мухи слона и представили это как «бунт» или «штурм» партнеров».

Обложка видео
РБК

Как недовольство владельцев пунктов выдачи отражается на покупателях

14 марта издание «Фонтанка» опубликовало в телеграм-канале фотографии объявлений на дверях пунктов выдачи заказов Wildberries в Санкт-Петербурге, в которых сотрудники сообщали клиентам о «временном отказе в обслуживании» — до тех пор, пока компания не удовлетворит их требования и «не вернет ЗП». «Фонтанка» подчеркнула, что забастовка общероссийская. Портал E1.RU рассказал о том, что в Екатеринбурге также «менеджеры закрывают пункты выдачи заказов и уходят домой» и что это коснулось «по меньшей мере трех филиалов».

«Случилось это из-за массовых крупных удержаний не по вине сотрудников. На них повесили долги в 100–200 и даже 500 тыс.», — объяснил в разговоре с E1.RU владелец партнерских ПВЗ в Екатеринбурге.

Забастовки проходят в том числе на Дальнем Востоке и в Сибири — об этом написали порталы «7x7» (сайт заблокирован Роскомнадзором), «Тайга.инфо» (также заблокирован) и «Сибирьмедиа». Сотрудница пункта выдачи Wildberries в Смоленской области подчеркнула в разговоре с РБК, что «это не забастовка» и пункты выдачи не закрываются, но некоторые из них приняли решение о временном прекращении выдачи заказов. «Сотрудники выполняют свои трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором», — добавила она. По информации Forbes, сотрудники ПВЗ принимают товар со складов, но посылки покупателям не выдают.

В группе Wildberries во «ВКонтакте» с вечера 14 марта клиенты жалуются на то, что не могут получить свои заказы, и спрашивают об их дальнейшей судьбе. Компания в свою очередь публикует одно и то же сообщение, направляя недовольных клиентов в раздел «Задать вопрос» («Обращения») личного кабинета и в чат службы поддержки.

Официально Wildberries опровергает сообщения о забастовках и утверждает, что заказы можно получать без ограничений. Прокуратура начала проверку. В ходе нее, рассказали в ведомстве, «будет дана принципиальная правовая оценка порядка привлечения работников к осуществлению трудовых функций, выплаты им заработной платы, принятия локальных актов, устанавливающих обжалуемые ими правила начисления штрафных санкций».

Как долго это продлится

Владельцев ПВЗ, недовольных тем, что на них переложили всю ответственность за товар, объединил телеграм-канал «MEGA Бунт», на который подписано уже более 12 тыс. человек. Его создатели призывают партнеров Wildberries к забастовке и подчеркивают, что этим, впрочем, дело не ограничится: «В ближайшее время будут подготовлены коллективные иски против компании». Кроме того, на канале запрещают бастующим давать комментарии журналистам, напоминая о наказании за разглашение коммерческой тайны, и расписывают порядок действий при взаимодействии со СМИ, в частности то, что «съемка разрешена только с письменного согласования пресс-центра Wildberries». В то же время на канале подсчитывают убытки Wildberries («Каковы потери ВБ за сегодня, 500–700 млн? Потерпит еще?») и обмениваются информацией о ходе ситуации («Говорят, что сама [основательница Wildberries Татьяна] Бакальчук подключилась»).

По сообщению «Осторожно, Москва», утром 15 марта партнеров Wildberries позвали на совещание в Госдуму, по итогам которого пообещали подать заявку в ФАС и в прокуратуру. «Ситуация серьезная, нам обещали помочь. Когда услышали, сколько мы зарабатываем, это не назвать честным бизнесом, мы рабы Wildberries», — сообщили представители ПВЗ.

Телеграм-канал добавляет, что сама компания тоже была приглашена на встречу, но ее представители не явились «по неизвестным причинам». Депутат Госдумы Дмитрий Гусев подтвердил, что на следующей неделе в ФАС пройдет совещание, где будет рассматриваться вопрос по маркетплейсу. Политик также добавил, что представителей Wildberries пригласили для отдельного разговора, «чтобы услышать их позицию и сделать так, чтобы малый бизнес не страдал». Будут ли в этот период работать приостановившие свою деятельность ПВЗ, неизвестно. Тем временем днем 15 марта в офис Wildberries в Москве вновь пришла полиция.

UPD от 16:49: Wildberries сообщила о закрытии нескольких пунктов выдачи. «Как мы вчера и предупреждали, с «партнерами», которые выбирают нецивилизованные формы диалога, угрожают представителям компании и предпринимают попытки сорвать работу офиса, сотрудничество будет приостановлено в целях безопасности. Было закрыто несколько таких пунктов, из них мы вывозим товары, которые принадлежат нам и продавцам-предпринимателям, покупателей мы проинформировали о переносе их заказов в другие ПВЗ»,сообщили РБК в пресс-службе компании.

Поделиться