«Блокбастер без мыслей, но с водой». Критики — о новом «Аватаре»

. Джеймс Кэмерон работал над фильмом 13 лет и потратил $350 млн
Обновлено 21 декабря 2022, 11:20
Кадр из фильма «Аватар. Путь воды»
Фото: 20th Century Studios

Кадр из фильма «Аватар. Путь воды»

Мировая премьера сиквела «Аватара» Джеймса Кэмерона состоится 16 декабря. Продолжения под названием «Путь воды» поклонникам пришлось ждать 13 лет: ради него Кэмерон погружался на дно Марианской впадины на борту батискафа Deepsea Challenger, экспериментировал с кадровой частотой (увеличив ее с 24 кадров в секунду до 48), много лет дорабатывал и перерабатывал сценарий (автору требовались истории еще четырех запланированных фильмов), пережидал пандемию и потратил на производство в общей сложности $350 млн (по другим данным, $400 млн).

Действие происходит на Ава'Атлу — тропическом рифовом острове, где Джейк Салли (Сэм Уортингтон), бывший морпех, ставший лидером повстанцев на'ви, и его жена Нэйтири (Зои Салдана) с детьми нашли убежище от «небесных людей» (землян, пытающихся колонизировать Пандору). Джейк и его семья заключили союз с водным кланом Меткайна, который обучает их искусству долгого пребывания под водой. Дети обоих кланов становятся близки, словно братья, но этот новый рай не может существовать вечно.

Критики отреагировали на картину смешанно. Основные претензии: фильм слишком затянут, чересчур визуально насыщен яркими цветами преимущественно одного (бирюзового) спектра и лишен внятной мысли. Основные восторги касаются реалистичности изображения, технологических решений и нестандартного развития историй некоторых героев.

Variety

«3D-изображения обладают сверхъестественной тактильностью; если описать одним словом, то оно могло бы быть таким: сверхчистый. Благодаря увеличенной частоте кадров создается ощущение, будто вы находитесь в одном пространстве с персонажами. И это подвиг, учитывая, что большинство из них — высоченные синекожие воины на'ви с глазами горных львов и грацией газелей.

Есть сцены, которые заставят ваши глаза лопнуть, голову — закружиться, а душу — затрепетать <...> Жизнь, которую мы видим в океане Пандоры, — радужная фауна, прозрачные психоделические растения, которые могут вызвать галлюцинации, рыбы, которые выглядят так же научно-фантастически странно, как и рыбы на Земле, неуклюжие киты с лицами акул-молотов — настоящее чудо. Ультрасовременное 3D (никогда не бросающееся в глаза, но представляющее изображение скульптурно) делает каждый заплыв под воду в фильме эмпирическим опытом, будто вы буквально нырнули сами».

The Guardian

«История, которая могла бы уместиться в 30-минутный мультфильм, будто растянута какой-то нейросетью в трехчасовую сентиментальную эпопею <…> Подводный мир этого фильма — своего рода главный персонаж и вся его суть. Переход от земного к морскому существованию отражает весь путь создания фильма. Что касается морского мира, то он представлен с большим количеством клише. Откровенно говоря, нет ни одного интересного образа. Под высокотехнологичной визуальной надстройкой плавает пресный сюжет, похожий на несмешную детскую сказку; история взросления без эмоциональной травмы; экшен-триллер без крупинки осязаемого волнения».

Vulture

«Кэмерон не смог сдержаться. Давний фанат океанов, он создал воображаемые моря, чтобы проводить в них каждую минуту экранного времени, исследуя их цифровые чудеса. Но если первый «Аватар» был замечателен тем, что показывал чудесные богатства суши, непохожие на земные, то «Путь воды» демонстрирует, что этот мир на самом деле очень похож на наш. Создавая лесной мир Пандоры для первого фильма, Кэмерон явно заимствовал образы из существующих экосистем. На суше плавающие в воздухе семена с «щупальцами» правда выглядят потусторонними. Но в подводном мире они кажутся совершенно обычными. Среди многих предыдущих фильмов Кэмерона, к которым отсылает «Путь воды», есть и «Титаник». Но в первую очередь это его документальные работы «Призраки бездны» (2003) и «Чужие из бездны» (2005)».

The Telegraph

«Кэмерон и Disney потратили $350–400 млн на первый голливудский блокбастер без мыслей, но с водой. Зрители должны позволить компьютерной вселенной «Аватара» захлестнуть их, пока герои гребут мимо кораллов, резвятся с плезиозаврами и сплетничают с шестилапыми китами. Проблема в том, что указанная вселенная перманентно яркая, из-за чего при просмотре возникает ощущение, будто тебя заливают разведенным в воде цементом бирюзового цвета. Впечатляет ли чисто технологически? Да. Улучшенное 3D делает персонажей живыми, чему способствует более динамичная частота кадров. Боевые сцены выглядят плавно, как в новейших видеоиграх. Но кто хочет провести три часа за видеоигрой в кинотеатре?

Несмотря на то что в сценарии много патетики в сторону таких важных вещей как антиколониализм и защита окружающей среды, трудно вспомнить фильм, который был бы менее привязан к реальному миру. Знаете, что могло бы вызвать больше впечатлений от чудес природы, чем множество созданных на компьютере рыб стоимостью $400 млн? Настоящие рыбы».

IndieWire

«Перед нами простой сюжет, который хорошо срабатывает, потому что использует новые ослепительные инструменты, чтобы удовлетворить нашу ностальгию по классическим кинотеатральным развлечениям. «Аватар: Путь воды» в 3D с расширенным динамическим диапазоном не похож ни на один фильм, который вы видели прежде. Эта вещь категорически и феноменально отличается от всего остального, включая оригинальный «Аватар» — он на столько же световых лет дальше от других великих блокбастеров года, таких как «Нет» или «Топ Ган: Мэверик», как и Пандора от Земли».

Empire Magazine

«Кэмерон активировал свой ключевой ход «просто добавь воды», вернувшись в океан впервые после «Титаника» 1997 года. За исключением того, что это не тот океан, который мы видели прежде. В первый раз, когда мы погружаемся в глубину океана Пандоры, мозг почти не может все это воспринять. Изображения кристально четкие, гиперреалистичные. Похоже на документальный фильм National Geographic, снятый в другой звездной системе; одержимость Кэмерона морской жизнью и научной фантастикой сливаются воедино в безумный трип».

The Hollywood Reporter

«С точки зрения сложности повествования и тем более диалогов этот сиквел стоимостью в $350 млн почти так же прост, как и его предшественник, а временами даже и слаб. Но расширенное биоразнообразие представленного мира притягивает, визуальное зрелище держит в гипнотическом состоянии, страсть к изучению этого мира пробуждается, а конфликт настолько захватывающий, насколько может пожелать аудитория мультиплексов.

Скептики, которые, посмотрев трейлер, отвергли сиквел «Аватара», называя его гибридом видеоигры и эстетики фотореализма с анимацией, возможно, не совсем ошиблись. Но «триповый» опыт на гигантском экране визуально восхитительный, особенно в эпизодах под водой. Насколько вас взволнует судьба кучки синих гуманоидов, будет зависеть от вашего отношения к научно-фантастическим историям выживания, основанным на классических вестернах и угрозе геноцида. В любом случае это большой фильм, даже монументальный, который оправдывает три с лишним часа экранного времени и гигантские финансовые вложения».

The Independent

«Такие фильмы, во многом похожие друг на друга, кажутся не актом любви, но материальным достижением. Они существуют, чтобы их уважали, чтобы ими восхищались — как указатели на пути истории кино, отмечающие конец одной эпохи и начало другой. «Аватар» предопределил понятие CGI-спектакля. С тех пор Голливуд потратил годы на создание расширенных киновселенных, чтобы просто попытаться соответствовать собственному ощущению грандиозности. «Аватар: Путь воды» — еще одна перчатка, брошенная к ногам индустрии <…> Кэмерон на данный момент, кажется, заинтересован не столько в том, чтобы быть художником, сколько в том, чтобы стать кинематографистом. В этом суть «Пути воды» — это фильм не о том, что можно предложить зрителю сейчас, а о том, что можно сказать в будущем».

Поделиться
Авторы
Теги