Эксперты рассказали о порядке действий при пропаже вещей из гардероба
. Кто на самом деле несет ответственность за оставленные на хранение вещиФраза «Администрация не несет ответственности за оставленные вещи», которую часто можно увидеть в гардеробах или местах хранения вещей в фитнес-центрах, на самом деле далека от действительности. Об этом рассказали эксперты Роскачества.
Приходя в ресторан или театр в холодное время года, посетители, как правило, оставляют верхнюю одежду и крупные сумки в гардеробе. Торговые центры могут предлагать оставить пакеты и шоперы в шкафчиках на входе в здание. И в первом, и во втором случае, и в любых аналогичных посетителей предупреждают, что администрация не берет на себя ответственность за оставленные вещи. Получается, пройти в театральный зал в верхней одежде нельзя, но и в гардеробе она остается, по сути, без надзора? Как пояснили специалисты, с точки зрения закона ситуация выглядит гораздо проще.
«Предложение оставить свои вещи — не одолжение со стороны администрации, а, говоря языком закона, публичная оферта (п. 2 ст. 924 и п. 1 ст. 891 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если в заведении или магазине организовано отдельное помещение для хранения вещей и посетитель сдает туда одежду, сумки, рюкзаки и так далее, договор о хранении между администрацией и посетителем считается заключенным. Выдаваемый номерок или ключ с номером в данном случае приравнивается к квитанции, чеку, расписке — любому документу, который подтверждает заключение договора (ст. 887 ГК РФ)», — сообщили в Роскачестве.
Таким образом, администрация берет на себя обязательства хранить вещи на протяжении всего действия договора, а также оберегать их от порчи, кражи и прочих неприятностей. Если с оставленными в гардеробе или шкафчике предметам или одеждой что-то случится — ответственность на администрации:
- в случае кражи или потери вещи возмещается ее стоимость.
- в случае порчи вещи возмещается сумма, которая компенсирует снижение стоимости вещи или ее ремонт.
Важно помнить, что договор хранения действует только до тех пор, пока посетитель не покинул заведение, в котором сдавал вещь на хранение. Если же человек ушел, но что-то забыл, ответственность собственников заведения практически сводится к нулю и они будут отвечать только за умышленный вред или грубую неосторожность при обращении с оставленными предметами. Во всех остальных случаях ответственность лежит на владельце.
Если неприятность в гардеробе произошла, в первую очередь надо написать претензию в адрес руководства заведения в двух экземплярах и указать:
- что именно произошло;
- стоимость утраты (для оценки стоимости предмета пригодятся чеки, квитанции на ее покупку, если они сохранились);
- на какую компенсацию рассчитывает хозяин испорченного (потерянного) предмета или одежды.
Один экземпляр претензии надо вручить администрации заведения, второй оставить себе, но на нем должны проставить дату и подпись ответственного лица, еще лучше — печать. После этого остается ждать ответа в течение десяти дней, если он за это время не поступит или ответ не устроит — можно обращаться в суд и через него требовать компенсацию.
«К пакету документов приложите копию своей претензии, а также имеющиеся свидетельства вашей правоты (фото-, видеозаписи, показания свидетелей, чеки на вещи). Как показывает судебная практика, закон нередко встает на сторону потребителей. Возможно, уже сама ваша готовность решать вопрос в суде подтолкнет администрацию заведения к тому, чтобы пойти навстречу и уладить дело в досудебном порядке», — отметили в ведомстве.
Ранее РБК Life выяснил, где можно в российских мегаполисах можно недорого оставить вещи на хранение. В данном случае речь идет о складах для аренды. Такая необходимость, как правило, возникает в связи со скорым переездом или ремонтом. В такой ситуации можно воспользоваться услугами персонального хранения имущества вне дома — self-storage, — которые хорошо развиты во многих городах России. РБК Life собрал контакты компаний, предоставляющих услуги по аренде складов и стационарных боксов, — здесь можно хранить свои вещи и не беспокоиться об их безопасности. С список вошли сервисы, работающие в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Новосибирске, Краснодаре и Екатеринбурге.