Посмотрите, какие часы создавали в дореволюционной и советской России
. Удивительные экспонаты нового Музея времени и часовНа музейной карте Москвы появилась новая институция — Музей времени и часов. Ее организаторами выступили компания AllTime, крупнейшая федеральная сеть ювелирно-часовых салонов, и фонд «Часовое наследие» при поддержке Национальной ассоциации часовщиков. РБК Life побывал там одним из первых и рассказывает о самых интересных экспонатах.
Это не совсем обычный музей. Во-первых, он работает бесплатно. Во-вторых, занимает целый этаж флагманского магазина AllTime на Русаковской улице. В-третьих, экскурсии в нем проводят сами коллекционеры, владельцы редких экспонатов, выставленных для публичного обозрения. В пространстве площадью 300 кв. м представлено в общей сложности около 3 тыс. экземпляров, лишь малая часть накопленных свидетельств богатой истории русской часовой механики. Российским ценителям удалось собрать огромное количество бесценных экземпляров и историй, которыми они готовы поделиться.
Музей времени и часов
«Мы не просто показываем часы, мы смотрим на историю России сквозь призму часового дела», — говорит Леонид Европейцев, директор Музея времени и часов, президент Российского клуба часовых коллекционеров, исполнительный директор фонда «Часовое наследие» и собиратель часов торговых домов Российской империи.
В его личной коллекции более 2,5 тыс. экземпляров, но в экспозицию музея вошла едва ли четверть. Это, например, наградные карманные часы российской императорской армии — за стрельбу, гимнастику, джигитовку, фехтование и даже за кашеварение. В высоких витринах — настенные часы 1830–1840-х годов, изготовленные мастерами из Ярославля, Петербурга, Тулы и Казани (имена некоторых часовщиков выгравированы на циферблате). По соседству разместились точные секундомеры, созданные фирмой «Павелъ Буре», карманные часы с гравировкой на крышке от Генриха Мозера, часы-шары Вильяма Габю и карманные модели братьев Четуновых.
Часы, изготовленные в 1794 году фабрикой шведского мастера Петра Нордштейна. Это было одно из первых часовых предприятий, учрежденных указом Екатерины II. Императрица приглашала зарубежных специалистов, чтобы те помогли наладить производство и обучить местных часовых мастеров. Первая фабрика была основана в селе Дубровно Могилевской губернии, а потом переехала в Москву. Эти карманные часы изготовлены уже в Москве, о чем гласит надпись на циферблате.
Дореволюционную историю часового дела в России продолжает часть, посвященная советской часовой промышленности. Подъем часового дела был обусловлен тем, что точные измерительные приборы нужны были прежде всего для армии.
В 1920-х годах в Америке были выкуплены две обанкротившиеся фабрики, из которых выросли Первый (имени Кирова) и Второй Московские часовые заводы. После начала войны, осенью 1941 года, Первый Московский часовой завод уехал в эвакуацию, в Златоуст Челябинской области, и дал начало Златоустовскому часовому заводу, ЗЧЗ. Второй завод эвакуировали в город Чистополь в Татарстане, с него начался завод «Восток». В 1960–1980-е годы Советский Союз стабильно входил в мировую тройку лидеров по производству часов. Коллекционер Михаил Корнаухов, курирующий раздел о советском часопроме, собрал на стендах продукцию основных часовых советских заводов: «Полет», «Слава», «Ракета», «Восток», «Заря», «Чайка», «Молния», «Агат», ЗИМ, «Электроника».
НЧ-С — «наручные часы с секундомером». Это однокнопочный хронограф, выпускавшийся Первым Часовым заводом им. Кирова для высшего командного состава ВВС СССР. Часы производились малыми сериями в период с 1938 до 1941 года, когда завод был эвакуирован из Москвы
Техническим директором и хранителем музея выступил Павел Барбаянов, еще один страстный коллекционер часов. Ему удалось собрать целую серию часов с наградными надписями. Среди них встречаются стандартные гравировки — например, «Честному воину Красной армии от Совета рабоче-крестьянских депутатов 1921 год». Но встречаются и удивительные личные истории.
Часы Omega с персональной гравировкой получил в 1948 году легенда советского тенниса и хоккея с шайбой, спартаковец Зденек Зикмунд. Он был членом спортивного общества с самого его основания. Тройка Зикмунд — Новиков — Тарасов считалась главной громящей силой в советском хоккее 1940-х годов. Центральный совет «Спартака» наградил своего чемпиона именными часами Omega с надписью «ЦС «Спартак». Т. Зикмунд З.А. 1948».
В декабре 1935 года гидросамолет Ефима Михайловича Кошелева спас на Азовском море тонущий баркас с рыбаками — об этом происшествии мы узнаем из наградной надписи на серебряной крышке часов Mathey Jacot «За спасение рыбаков-колхозников летчику Кошелеву от Правления колхоза имени Ворошилова. Таганрог. 1.12.1935».
Закрытая модель Tavannes в серебре с чернью рассказывает об Иване Ивановиче Русакове, значимой фигуре в развитии пожарной охраны Москвы. С 1932 года он был старшим пожарным инспектором инженерно-строительного управления РККА, а с 1928 по 1944 год под его именем вышло семь руководств по пожарному делу, что, впрочем, не спасло уважаемого автора от репрессий. Серебряные часы с надписью «Дорогому Брандмейстеру И.И. Русакову от Команды Мясницкой части М.П.К. 3/VI 23» он получил от команды пожарной части на Хитровке.
Музей времени и часов
Благодаря часам K-43 1-го Госчасзавода, всем известной «Кировки», мы узнаем историю Семена Семеновича Астрамирова, художественного руководителя Ярославского дворца пионеров. Часы с гравировкой «Командующему парадом Астрамирову С.С. от ЯГСФК 6 июля 1935 года» он получил за участие в знаменитом физкультурном параде на Красной площади 1 июля 1935 года. Тогда Семен Семенович руководил колонной ярославских физкультурников. А с началом Великой Отечественной войны создал передвижную концертную пионерскую бригаду, которая за военные годы дала в общей сложности более 3 тыс. концертов в колхозах, госпиталях, детских домах.
Это лишь немногие истории, которые рассказывает Музей времени и часов сквозь призму развития часового дела и инженерной мысли в России. Коллекционерам удалось собрать действительно редкие экземпляры, на знакомство с которыми стоит потратить свое время.