Новый век — новые люди: что нулевые дали культуре России
. Клубный бум, литература, способы коммуникации и другоеВ онлайн-кинотеатре PREMIER стартовал показ нового сериала «С нуля». Его действие разворачивается в двух временных отрезках: в наши дни и в 2008 году. Сериал повествует о двоюродных сестрах, пути которых разошлись в нулевые из-за серьезного конфликта.
Создатели сериала постарались, чтобы воссоздать в точности сцены из нулевых: на автобусной остановке висит афиша «Сумерек», бомбила на «семерке» слушает в машине «Черные глаза», светские львицы появляются на шумных вечеринках (где обязательно есть танцовщицы гоу-гоу, акробаты и другие эффектные шоу) в утягивающих платьях Herve Leger. Таких коротких отсылок в сериале много, и зрители, хорошо помнящие ту эпоху, смогут заметить их все. Чем запомнились нам нулевые, какие были настроения в обществе, что люди смотрели и слушали – рассказываем в этом материале.
Первое десятилетие XXI века ознаменовалось для России экономическим ростом. После сложного переходного периода 1990-х начали выстраиваться новые коммерческие, социальные и культурные связи. Это отразилось не только на статистических показателях, но и на обычной жизни в быту. Поменялось настроение в обществе, появилось множество услуг на любой вкус – после долгих лет дефицита люди смогли себе позволить потреблять больше. Даже, не побоимся этого слова, неосознанно потреблять.
В культурном плане произошло много положительных изменений. Ожил кинематограф, появилась новая литература и новая музыка. Совершенно по-новому взглянули на музеи. Появилось много площадок, где было представлено современное искусство, как в традиционной, так и в экспериментальной форме: среди них парк Музеон, Винзавод, Гараж.
Руководитель проектов ЦСИ Винзавод Ирина Саминская в беседе с РБК Life рассказала о зарождении множества проектов в области искусства, и появлении новых пространств:
«После лихих, но бурных девяностых высвободилась творческая энергия, открылся мир, начался культурный обмен, диалог, — вспоминает Саминская. — Я впервые съездила на международные биеннале и, конечно, сразу захотелось это все делать здесь, так как были возможности, ощущалась поддержка на всех уровнях. Мой круг и тусовка точно были заинтересованы и в искусстве и в его развитии».
При этом, по мнению Саминской, нельзя рассматривать нулевые как целое десятилетие.
«Я бы различала начало нулевых до 2008 года и десятые годы. Если нулевые были скорее эйфорическими, то после кризиса 2008 года стало очевидно — необходимо построить профессиональную и более устойчивую систему взаимоотношений. Вот тогда, мне кажется, и началась та самая «культурная революция», с парками и открытием ЦСИ Винзавод, институциональным поворотом, как я это называю», — отметила Саминская.
Возрождение кинопроката
В нулевые годы в России значительно увеличилось количество производимых фильмов по сравнению с предыдущим десятилетием. В обиход прочно вошло понятие отечественного блокбастера. Студии стали снимать не только камерные и авторские ленты, но и крупнобюджетные картины, рассчитанные на массового зрителя. В эти годы стремительно стала расти карьера Тимура Бекмамбетова, Федора Бондарчука, Валерия Тодоровского. Бекмамбетов экранизировал «Ночной» и «Дневной» дозоры Лукьяненко, Бондарчук добился большого успеха в прокате с «9 ротой», а Тодоровский как раз в 2008 году (время действия одной из сюжетных линий сериала «С нуля») снял сериальный хит «Стиляги».
Новые идеи реализовали уже известные и заслуженные авторы. Павел Лунгин снял неожиданный «артхаусный» хит «Остров». А Алексей Балабанов после дилогии «Брат» переключился на более камерное кино, но смог наделать много шума с уморительными «Жмурками» и страшным «Грузом 200».
При этом в кинематографе появилось много новых имен. Андрей Звягинцев выстрелил с картинами «Возвращение» и «Изгнание», Кирилл Серебренников снял «Изображая жертву» и «Юрьев день», молодая Валерия Гай Германика выступила с мощным дебютом «Все умрут, а я останусь».
Клубный бум
На музыкальной сцене тоже кипела жизнь. Появившиеся в конце 90-х Земфира и «Мумий тролль» не остановились на своих дебютах и продолжили выпускать успешные качественные альбомы. Группа «Би-2», прорвавшаяся, наконец, в ротацию на радио в 1999 году, стала очень успешной в новом десятилетии.
В нулевые появилась группа «Звери» и певица Макsим, чьи хиты вышли за рамки просто популярной музыки тех времен, а стали настоящими народными хитами, которые до сих пор можно услышать и в караоке, и на самой модной вечеринке.
Большой прорыв случился на рэп-сцене. Жанр очень быстро перерос из нишевого в популярный. В нулевые годы успешно начали свою карьеру Баста, Гуф, группа «Каста» и многие другие.
На поп-сцене одним из главных хитмейкеров и продюсеров того периода стал Максим Фадеев. Прекратив сотрудничество с очень популярной во второй половине 90-х Линдой, Фадеев запустил сразу несколько успешных проектов. В 2003 году он стал продюсером второго сезона «Фабрики звезд» на Первом канале. В том же году вышел дебютный альбом Глюкозы, которая долгое время не покидала ротацию радио и телеканалов. Чуть позже Фадеев начал продюсировать Катю Лель, Юлию Савичеву, Иракли, а также создал группу «Серебро».
Самой же громкой поп-группой нулевых стала «Тату». Альбом 2001 года «200 по встречной» до сих пор с теплотой вспоминают многие люди. «Тату» завоевали популярность не только благодаря провокационному имиджу, но и качественным аранжировкам и композициям хитов «Я сошла с ума», «Нас не догонят» и «Досчитай до ста».
Год спустя группа перепела альбом на английском и издала его за границей. Успех для российского исполнителя на мировой арене оказался беспрецедентным. Альбом поднялся на первое место в чартах Японии, Австрии и Венгрии, в США на 13-ю строчку в Billboard 200. Сингл «Нас не догонят», спетый на английском, и вовсе возглавил общеевропейский чарт, а также занял первое место в хит-параде синглов Великобритании.
Можно сказать гимном нулевых стала песня Moscow never sleep в исполнении Тимати и DJSmash. Она отражала отношение жителей столицы к жизни, работе и развлечениям.
Нельзя не упомянуть клубную сцену, которая в это десятилетие стала важнейшим элементом музыкальной жизни. Гламурные «Дягилев» и «Опера», противопоставленные им «Денис Симачев» и «Солянка» были желанными местами, попасть в которые, зачастую, могли только избранные. Клубы соревновались между собой в том, чья ночь будет дороже, роскошнее, смелее. Сложно сказать, чего не видели посетители тех вечеринок: безумные шоу с акробатами, танцовщицами, карликами. В то же время начала зарождаться другая тенденция: клубы, ориентированные на электронную музыку и приглашенных западных звезд. Здесь уникальность места создавало не безумно дорогое шоу, а недосягаемость для простого человека – «Крыша мира» со своим комьюнити и открывшаяся в 2008 году «Арма 17.
Были и другие клубы, более доступные московской публике: «16 тонн», «Точка», «Китайский летчик Джао Да», «Проект ОГИ», «Б2»: эти места тоже стали приметой той эпохи.
Настоящий всплеск клубной жизни пришелся на вторую половину 90-х годов, рассказал РБК Life арт-директор клуба «16 тонн» Владимир Морозов.
«Тогда в каждой подворотне открывались ночные клубы, только в нашем районе Пресни их было с десяток. Движение возникло сумбурно, как следствие существования многочисленных рок-клубов, которые были сродни творческим лабораториям, где музыкантам представлялась возможность донести свои произведения до аудитории», — сказал Морозов.
Арт-директор также объяснил, почему практически одномоментно резко возросло количество сцен.
«Тогда наблюдалась четкая взаимосвязь происходящих процессов. Эпоха характеризовалась появлением многочисленных музыкальных СМИ: глянцевые журналы писали о клубной культуре, обильно анонсировали культурные события и концерты; открылось несколько музыкальных ТВ-каналов, шло активное FM-вещание, развивалась музыкальная журналистика, и в какой-то момент возникло большое количество звукозаписывающих лейблов. У групп появилась возможность выпускать свой материал. То есть было и где выпускаться, и где выступать, и где давать интервью. Надо еще принять во внимание, что общее количество исполнителей и музыки в 90-е и нулевые было гораздо меньше. Сейчас все раздроблено на ячейки современными методами таргетирования», — отметил Морозов.
Новая литература
В литературной среде также начались значительные изменения, что неудивительно. Завершился сложный период в стране, появился экономический рост, и многие люди, в том числе и писатели, стали с большим оптимизмом смотреть на мир вокруг.
В массовой литературе закончился период детективов про бандитов и «братков». Огромную популярность набрала Дарья Донцова, которая стала антиподом криминальной литературы 1990-х.
На пик творчества выходит Владимир Сорокин. Его «День опричника» до сих остается одной из его самых цитируемых и вспоминаемых книг. Изменился и звезда 1990-х Виктор Пелевин, которые отметился в это десятилетие несколькими романами, самыми популярными из которых стали «Священная книга оборотня» и «Empire V». Людмила Улицкая написала в 2001 году свой самый известный роман «Казус Кукоцкого» — взгляд на СССР с начала его создания до середины 60-х годов. В том же году Татьяна Толстая написала роман «Кысь».
Появились в те годы и новые имена. Одним из самых популярных на сегодняшний день российских авторов стал Алексей Иванов. Несмотря на то, что свои первые романы Иванов написал еще в 90-е, издали их в 2000-е. Его романы «Географ глобус пропил», «Сердце Пармы», «Общага-на-крови» очень быстро завоевали популярность. Сейчас уже есть экранизации этих романов.
Невероятно популярным стал роман «Духless» Сергея Минаева, вышедший в 2006 году. Стилистика популярных на тот момент Бегбедера и Уэльбека упала на благодатную почву, и роман стал одним из самых обсуждаемых в те годы. Минаев одним из первых отказался от рефлексии по прошедшим сложным годам, и описал текущую действительность, как он ее видел на тот момент. В том же стиле работала и Оксана Робски, предоставляя «женский взгляд» на время, на которое пришелся расцвет предпринимательства в стране.
Новое телевидение и способы коммуникации
Мощное развитие в те годы получило телевидение. После распада СССР стало появляться множество новых телеканалов. Например, 2х2 стал первым коммерческим каналом в стране. Во второй половине 1990-х появились и завоевали новую аудиторию ТНТ, СТС, Рен ТВ, ТВ3. В первые годы своего развития каналы хоть и привлекали внимание зрителей, но не могли похвастать разнообразием контента, и часто многие передачи, фильмы и сериалы повторялись по несколько раз в день.
Но уже в нулевые годы на российском телевидении стало появляться много собственного продукта, привлекавшего внимание широкой аудитории. Большую популярность набрали ТНТ и СТС, которые предложили разный контент. СТС специализировался на создании семейных сериалов («Моя прекрасная няня», «Папины дочки», «Бедная Настя») и на развлекательных передачах познавательного и интеллектуального свойства («Галилео», «Самый умный»). ТНТ сделал ставку на юмористический жанр и первым в стране представил жанр стэндапа, запустив и по сей день успешный Comedy Club. Тогда же канал начал создавать реалити-шоу («Дом», «Дом 2», «Школа ремонта») — жанр, переживавший в те годы бум во всем мире.
Оставалось крайне актуальным музыкальное телевидение. Российское подразделение MTV, ставшее культовым во второй половине 1990-х, до 2002 года сохраняло свой уникальный формат и было сконцентрировано на передачах собственного производства. Однако после 2002-го со сменой владельца телеканал изменил политику, стремясь к сходству с оригинальным каналом MTV.
В целом телевидение в России стало работать по общемировому стандарту, предлагая зрителям большой выбор телеканалов узко направленности: музыка, спорт, сериалы, мистика, комедия и другие.
Вместе с техническим прогрессом начал развиваться и принципиально новый в те годы источник информации и развлечений — интернет. В начале десятилетия понятие «выделенной линии» было мечтой очень многих людей. Во второй половине нулевых годов интернет стал неотъемлемой частью жизни людей.
***
Первое десятилетие XXI века останется в памяти, как время больших возможностей, новых форм искусства и появления новых музыкантов, художников, писателей. Такая ситуация сложилась благодаря нескольким факторам.
По мнению Морозова, одной из причин стали сами люди, которые успели пожить в двух странах — СССР и РФ.
«Тогда было много людей с советским культурным багажом; среди молодых (на тот момент) людей была огромная жажда к открытиям, они рвались в другой мир. Встреча этих людей с новым миром и породила рассвет. Люди были более образованными, искали, смотрели на все умными глазами, придумывали что-то свое, а не повторяли за кем-то, осмысляли происходящее вокруг. В сфере искусства и музыки работали люди с академическим образованием, они сами были интересны и делали все интересно», — заключил арт-директор «16 тонн».
Руководитель проектов Винзавода в свою очередь отметила важную роль медиа в распространении культуры в стране.
«Это, действительно, было глобально, волнами расходилось от Москвы в другие крупные города. Как раз за популяризацию культуры во многом стало отвечать пространство медиа, стало проще узнавать новости, отсюда появились и зрители, и читатели, и посетители выставок. Правда, это было невероятно, что вот ты читаешь Бодрийяра в университете, а тут раз, и он гуляет по Москве. Или восхищаешься новым романом Уэльбека, и он приезжает в ЦСИ Винзавод и с Бегбедером пьет водку. Сейчас, оглядываясь назад, в это даже сложно поверить», — подвела итог Саминская.