Как «Игра на выживание» возрождает интерес к жанру «Королевской битвы»

. И почему этот формат вновь так популярен у россиян
Обновлено 09 сентября 2022, 16:24
Premier
Фото: Premier

Осенью в онлайн-кинотеатре PREMIER стартует второй сезон сериала «Игра на выживание» — одного из самых ожидаемых в этом году. «Игра на выживание» создана в жанре королевской битвы, набравшем огромную популярность в последнем десятилетии. Почему зрители так любят смертельные и кровавые конкурсы, и когда зародился жанр, рассказываем в нашем материале.

Почему «Королевская битва»

Телевизионные конкурсы и викторины еще в середине 20-го века стали одним из самых популярных развлечений для зрителей. Почти сразу же у людей разыгралась фантазия на эту тему, которая привела к радикализации такого вида развлечения. Уже в 1953 году популярный писатель-фантаст Роберт Шекли выпустил цикл рассказов «Седьмая жертва» об игре, состоящей из двух участников: охотника и жертвы. Цели участников ясны, а победитель получал различные преференции в обществе.

Увлекался этим жанром и Стивен Кинг, написавший «Долгую прогулку» и «Бегущего человека». Обе эти повести рассказывают о бесчеловечных телевизионных играх, в которых выживший получал огромный приз.

Но это все были предтечи жанра королевской битвы. Он окончательно оформился на рубеже веков в 2000 году с выходом на экраны японского фильма «Королевская битва», который и дал название целому жанру — на сегодняшний день едва ли не самому популярному. Картина рассказывала о недалеком будущем, в котором последствия глубокого экономического кризиса привели к росту насилия среди детей. Японское правительство запустило проект «Королевская битва». Согласно правилам, школьники оказывались на острове и были лишены коммуникации с внешним миром, а их главной задачей было убить всех своих одноклассников. Единственный выживший объявлялся победителем.

Лента быстро обросла внушительной армией фанатов, многие профильные западные издания включали ее в списки лучших фильмов десятилетия, а Квентин Тарантино назвал его одним из своих любимых.

Влияние японского шедевра на поп-культуру оказалось огромным, правда до западного зрителя жанр дошел только десять лет спустя. Прошлое и нынешнее десятилетия ознаменовались огромным количеством фильмов и сериалов в этом жанре. Это франшизы «Голодные игры» и «Судная ночь», фильмы «Нация убийц», «Я иду искать», «Охота».

Новый всплеск популярности жанр королевской битвы получил год назад — с выходом на Netflix сериала «Игра в кальмара». Он до сих пор остается самым популярным сериалом на платформе, даже опережая недавно вышедший четвертый сезон «Очень странных дел». На фоне хайпа японский сериал Netflix «Алиса в пограничье», снятый годом ранее, обрел вторую волну популярности на стриминговом сервисе.

И, конечно же, нельзя забывать о видеоиграх — огромном рынке развлечений с миллиардными оборотами. Игры-сервисе в жанре королевской битвы пользуются колоссальной популярностью и привлекают миллионы игроков со всего мира.

Все началось на телевидении

Телевизионные корни жанра королевской битвы видны невооруженным глазом, и именно отсюда пришли все важнейшие признаки. Во-первых, это соперничество некоторого количества игроков до последнего. Тут не может победить команда — всегда остается кто-то один, хотя в течение конкурса игроки могут временно делиться на команды.

Во-вторых, экзотические условия — необитаемый остров, удаленные от цивилизации места, заброшенные замки, дремучие леса, экстремальные погодные условия. Все это увеличивает градус накала. И хотя телезрители понимают, что все игроки находятся в безопасности, они с удовольствием принимают правила игры и по-настоящему переживают за героев.

Королевская битва расцвела на телевидение в формате реалити-шоу. Хотя сам формат и подвергается многочисленной критике фактически с момента своего появления, его популярность постоянно подталкивает телевизионных продюсеров придумывать все новые и новые формы развлечения.

Еще в 1940-е годы в США появились первые намеки на реалити-шоу, а в 50-е вышла передача Beat the Clock, в которой участники исполняли трюки, пранки и подвергались различным испытаниям.

Однако тот формат, который знает каждый из нас, появился в 90-е годы. Первопроходцами стали голландские телевизионщики, которые в 1992 году выпустили «сериал» под названием «Номер 28», в котором зрители наблюдали за жизнью нескольких студентов. Главным же хитом голландцев стало шоу «Большой брат», стартовавшее в 1999 году. К концепции подглядывания за жизнью людей был добавлен соревновательный элемент. Участники должны были выполнять разные задания, чтобы не выбыть. Также добавился интерактив — теперь зрители с помощью телефонного голосования могли выбирать, кому остаться в проекте, а кому его покинуть.

«Большой брат» был лицензирован в огромном количестве стран мира и везде пользовался колоссальным успехом, показывая беспрецедентные для такого формата рейтинги.

Сегодня реалити-тв стало неотъемлемой частью телесетки почти в каждой стране. «Икс-фактор», «Танцы со звездами», «Фактор страха», «Топ модель», «Мастер шеф», «Голос» — эти шоу до сих пор смотрят, они показывают очень хорошие рейтинги, и пока не видно, какой новый формат может заменить реалити-шоу в ближайшее время.

Как в России приняли новый формат

В Россию формат пришел с небольшой задержкой в два года. В 2001 году на канале ТВ-6 состоялся запуск проекта «За стеклом», который был очень похож на голландского «Большого брата», однако его создатели утверждали, что это была их оригинальная идея. Эффект «За стеклом» был ошеломляющим — у выпусков шоу были огромные рейтинги, жизнь героев обсуждали в различных СМИ, на проект с разных сторон сыпалась критика.

Несмотря на большой успех первого сезона, продолжить его развитие создателям не удалось — все последующие сезоны уже не пользовались популярностью у зрителей. Зато удачно освоить формат смогли другие телеканалы. Проекты «Последний герой» и «Дом/Дом 2» приобрели популярность в начале нулевых и продолжают выходить до сих пор.

Уникальный случай произошел с «Последним героем». Проект Первого канала был закрыт еще в 2009 году, однако через десять лет был возрожден и сейчас транслируется на ТВ-3. Несмотря на столь большой перерыв, возращение проекта было триумфальным. Первый выпуск первого сезона стал рекордным для ТВ-3 по доле смотрения.

Почему «Игра на выживание» так популярна

Вышедший два года назад на PREMIER сериал «Игра на выживание» сразу же оказался большим хитом. Показ сериала на канале ТНТ после премьеры на видеосервисе принес каналу высокие результаты: доля второй серии составила 18%, став лучшей по просмотрам среди всех телеканалов.

Зритель-киноман со стажем, возможно, скажет, что жанр королевской битвы далеко не нов, однако в России «Игра на выживание» стала в этом смысле первопроходцем. Зрители впервые увидели что-то похожее на популярного «Последнего героя», но в игровом кино. Насмотревшись «Голодных игр» в постапокалиптическом мире будущего, люди захотели увидеть на экране обычных людей — наших с вами соотечественников, которые вполне могут оказаться нашими соседями в обычной жизни. Большое внимание привлекла и география сериала «Игры на выживание». Все популярные реалити-шоу, как правило проходили в экзотических местах, на необитаемых островах в тропиках или на экваторе, а здесь действие происходит в России.

По сюжету «Игры на выживание», в Сибири проходят съемки реалити-шоу «Выживший». Говорить о красотах байкальской природы просто нет смысла — это действительно природное достояние России. Набившие оскомину пальмы необитаемых островов уже перестали привлекать людей, а мощные таежные массивы, бурные горные реки и зеркальная вода самого Байкала, напротив, обрели налет романтизма.

Второй сезон «Игры на выживание» предложит героям новые условия и новые испытания. Если два года назад участники телешоу искали способы согреться в суровой сибирской природе, то уже совсем скоро им придется спасаться от жары в пустынях Узбекистана.

Режиссером проекта остался Карен Оганесян. Сценарий написал Сергей Калужанов.

В ролях: Игорь Верник, Линда Лапиньш, Владимир Верёвочкин, Анна Зайкова, Андрей Чадов, Самвел Мужикян, Никита Плащевский и другие.

Сериал «Игра на выживание» будет эксклюзивно доступен в онлайн-кинотеатре PREMIER уже этой осенью.

«Игра на выживание 2»
«Игра на выживание 2»
Реклама ООО «ПРЕМЬЕР», 16+
Смотреть все серии
Поделиться