«Поведение, которому нет оправданий». Кто и за что отменяет Канье Уэста

. Разбираемся в хронологии главного скандала мирового шоу-бизнеса
Обновлено 13 декабря 2022, 15:20
SMG / Keystone Press Agency / Global Look Press
Фото: SMG / Keystone Press Agency / Global Look Press

Вчера, 25 октября, Adidas сообщила о разрыве контракта с Йе (Канье Уэстом). Компании пришлось отказаться от многомиллионного сотрудничества после скандала, разгоревшегося из-за его постов в социальных сетях. Разбираемся, что случилось и почему сегодня все против Канье.

Скандалы вокруг Канье Уэста не утихают уже несколько недель. «Как бы хотелось прекратить, наконец, говорить о Йе. Но это невозможно», — гласит заголовок статьи на сайте одного из крупнейших американских медиа NBC. В ней — детальное описание причин, из-за которых поклонникам стоит пересмотреть свое отношение к рэперу: последней каплей стали его антисемитские высказывания. Любопытно, что при этом Йе не спешит посыпать голову пеплом и будто бы специально работает над тем, чтобы его карьера была разрушена полностью, ведь день за днем причин для отмены становится только больше.

Ку-клукс-клан на Неделе моды

Постоянное присутствие Канье Уэста в инфополе можно назвать привычным: его заявления и выходки настолько громкие и резкие, что он стал едва ли не главным героем новостей среди звезд мирового шоу-бизнеса. Подобная пиар-стратегия принесла свои плоды: в 2021 году состояние Канье оценивалось в рекордные $6,6 млрд (хотя Forbes утверждал, что это неправда, и рэпер стоит «всего» $1,8 млрд). Однако теперь он не только превзошел себя, но и перешел черту: любимый своими фанатами за искренность и откровенность, Уэст вдруг стал рупором идей расизма и национализма.

Неожиданность таких мировоззрений в полной мере оценили гости секретного показа Йе на Неделе моды в Париже в начале октября. Планировалось, что шоу станет триумфальным стартом сольного пути бренда Yeezy, но дизайн одежды привлек куда меньше внимания, чем надпись на футболке Уэста в тот день — White Lives Matter («Жизни белых имеют значение»).

Она стала ответом на движение Black Lives Matter («Жизни черных имеют значение»), основанное в 2013 году и направленное против расизма и насилия в отношении темнокожих людей. Пик BLM пришелся на 2020 год: после убийства афроамериканца Джорджа Флойда от рук белого полицейского Дерека Шовина в США начались массовые протесты. Хаос спровоцировал сравнение движения с Ку-клукс-кланом — ультраправой расистской террористической организацией, отстаивавшей идею превосходства белых.

«Все знают, что Black Lives Matter было аферой. Теперь все закончено. Не за что», — написал рэпер в соцсетях. Журналистам он заявил, что идея такого дизайна возникла благодаря его внутреннему инстинкту, связи с Богом и «просто гениальности», а также что носить такую футболку было «забавным».

Надпись ожидаемо вызвала волну негативной реакции со стороны прессы и пользователей социальных сетей. «Канье Уэст, заставляющий темнокожих моделей носить футболки с надписью «Белые жизни имеют значение», еще раз доказал, что он придерживается идеологии превосходства белых. Отвратительно», — возмутилась повествовательница «Твиттера» @Blu_Alexia_. Это один из тысяч комментариев подобного рода. В гуле возмущенных голосов, однако, громче всех прозвучала критика редактора Vogue Габриэллы Карефы-Джонсон.

Присутствовавшая на показе журналистка опубликовала несколько сторис с критикой, назвав выбор лозунга «поведением, у которого не может быть оправданий». В ответ на это рэпер высмеял ее внешний вид: «Это не человек моды. Ты говоришь о Йе — я скажу о тебе». На сторону Карефы-Джонсон встали многие: с критикой Уэста публично выступили, например, Джиджи Хадид и Хейли Бибер. Рэпер раскритиковал и их: первую он назвал «банальной», вторую — «Хейли-пластика-носа-Бибер», попросив Джастина Бибера приструнить супругу.

Скандал, впрочем, удалось замять — не без участия всесильного главного редактора американского Vogue Анны Винтур, организовавшей примирительный ужин. «Мы извинились друг перед другом, — написал Канье в соцсетях, назвав журналистку своей сестрой.

Внезапный антисемитизм

Отделавшись малой кровью, Канье продолжил писать на тему национальностей. В результате его посты в «Инстаграме» (принадлежит компании Meta Inc., деятельность которой признана в России экстремистской и запрещена) были удалены, а сам аккаунт — ограничен. Неизвестно, какое из высказываний нарушило правила площадки, однако незадолго до этого Йе опубликовал скриншот переписки с рэпером Пи Дидди (Шоном Комбсом), в котором обвинил последнего в том, что тот находится под влиянием евреев. Затем он принялся писать в «Твиттер», но был заблокирован и там.

«Я сейчас немного сонный, но, когда я проснусь, я перейду в смертельный режим третьего уровня против ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА. Смешно, что я на самом деле не могу быть антисемитом, потому что темнокожие люди — на самом деле евреи, а вы, ребята, со мной игрались и пытались прокатить любого, кто против вашей повестки», — заявил рэпер.

Масштабная критика очередной выходки не заставила себя ждать. Издание NBC напомнило, что у Канье Уэста в «Твиттере» в два раза больше подписчиков, чем евреев в мире и что такие публикации провоцируют осложнение и без того непростой ситуации: «Евреи составляют всего 2% населения США, но являются объектами почти 60% преступлений, связанных с религиозными предубеждениями».

Однако все это Йе вновь не остановило — он дал интервью, в котором признался, что не испытывает ни малейших угрызений совести. Так, на вопрос: «Сожалеешь ли ты о том, что написал о намерении «включить смертельный режим третьего уровня против еврейского народа?», рэпер ответил: «Абсолютно нет», и повторил те же слова, когда ведущий отметил: «А стоило бы».

Такая однозначная позиция запустила череду отмен контрактов: на следующий день после интервью владелец Balenciaga, конгломерат Kering, объявил, что бренд разрывает сотрудничество с рэпером. «У Balenciaga больше нет никаких отношений и никаких планов на будущие проекты, связанных с этим артистом», — говорится в пресс-релизе компании. Французский модный дом также удалил все фото и видео с Канье со своих платформ. Кроме того, вещи из трехстороннней коллаборации Yeezy Gap Engineered by Balenciaga убрали со своих сайтов как минимум три крупных онлайн-магазина — Farfetch, Mytheresa и LuisaViaRoma. Отмена произошла даже на ресейл-платформах: американская The RealReal объявила, что больше не принимает на перепродажу вещи или бренды, как-то связанные или ассоциирующиеся с Йе.

Разорвал отношения с музыкантом, по слухам, и его главный медийный покровитель — американский Vogue. Анна Винтур дала понять сотрудникам издания, что отныне рэпер — персона нон-грата.

Дольше всех на разрыв сотрудничества решался немецкий спортивный бренд Adidas: их решению, опубликованному лишь 25 октября, предшествовали множественные призывы покупателей и сотрудников компании в соцсетях. Так, директор по торговому маркетингу Сара Камхи публично обвинила бренд в лицемерии, заявив, что «как член еврейской общины не может больше молчать». По ее словам, Adidas не единожды отказывался от сотрудничества со спортсменами из-за ошибок вроде приема стероидов, а в данной ситуации «компания не проговорила ситуацию даже внутри, между сотрудниками».

Вероятная причина отсрочки решения — финансовые потери. Adidas придется прекратить производство товаров линейки Yeezy, которая была создана в коллаборации с Канье Уэстом. Мера, как ожидается, снизит чистую прибыль компании в 2022 году примерно на €250 млн: после новости о разрыве сотрудничества ее акции уже упали почти на 5%. При этом, по оценкам, партнерство с Yeezy приносит Adidas от €1 млрд до €1,5 млрд в год, что составляет примерно 4–8% общей выручки.

Отмена навеки?

Удивительно, но даже после произошедшего однозначно ответить на вопрос, потеряет ли Канье все, нельзя. «Публика может простить исполнителю многое, если он продолжит создавать продукт, который однажды сделал его знаменитым, — заявил Эрик Бернстайн, президент Bernstein Crisis Management в разговоре с американским Forbes. — Если бы это был генеральный директор, его бы уже не существовало. Но [артисты и спортсмены] находятся в другой стратосфере».

Учитывая широкую сферу деятельности Йе — он известен и как рэпер, и как дизайнер, и просто как генератор громких инфоповодов, перед ним закрыты не все двери. Тем более что в начале октября он объявил о планах запустить собственный модный дом.

Поделиться
Авторы
Теги