20 лет назад погиб Сергей Бодров. Вспоминаем лучшие фильмы с его участием
. Картины, в которых снялся и которые снял артист и режиссерРовно 20 лет назад не стало Сергея Бодрова — актера и режиссера, на закате 1990-х воплотившего в кино символ эпохи, побитого, обозленного, обреченного человека, следующего своей особенной морали выживания. Трагедия Данилы Багрова из «Брата» Алексея Балабанова — самой знаменитой роли Бодрова — срезонировала с трагической судьбой артиста, погибшего в Кармадонском ущелье Северной Осетии на съемках фильма «Связной».
Вспоминаем проекты, в которых Бодров участвовал — как актер, режиссер и главный герой.
«Кавказский пленник», 1996 год
Первая крупная роль для непрофессионального актера Бодрова, искусствоведа с дипломом по венецианской живописи, случилась в фильме отца — тоже Сергея Бодрова. Он заложил одноименную повесть Льва Толстого 1872 года в сюжет о только что отгремевшей первой чеченской войне. Раненые прапорщик Саша Костилин и рядовой Иван Жилин попадают в плен к старику Абдул-Мурату, который надеется обменять пленных на своего сына. Сценарий, как утверждали позднее создатели, родился еще до событий чеченской кампании, но оказался пророческим. На роль Жилина долго не могли найти актера, и в конце концов Бодров-младший сам себя предложил. Дебют в компании Олега Меньшикова оказался триумфальным: посыпались награды за лучшую мужскую роль на фестивалях «Кинотавр» и «Ника», за лучший дебют Международного кинофестиваля «Балтийская жемчужина» и приз кинопрессы лучшему актеру года. «Кавказский пленик» получил номинацию на «Оскар».
«Брат» и «Брат 2», 1997, 2000 год
Ключевая дилогия российского кинематографа конца 1990-х тоже оттолкнулась от больной темы чеченской войны. Главный герой Данила Багров возвращается после службы где-то на Кавказе в родной провинциальный город, но за короткое время успевает набедокурить и по совету матери уехать в Петербург, к брату Виктору, который «там большой человек». Неприкаянный Данила знакомится там с пожилым немцем Гофманом, угрожая пистолетом воспитывает кавказцев в трамвае, покупает диск «Наутилуса», знакомится с питерскими тусовщиками и вызволяет брата-киллера из бандитской передряги. Режиссер Алексей Балабанов вряд ли планировал создавать народного героя из Багрова, но харизма Сергея Бодрова (даже фамилии у них созвучны) так вросла в персонажа, что не симпатизировать ему аудитория не смогла. Из сломленного войной и лишенного будущего молодого человека, что бродит по заброшенному и мрачному пейзажу родины, встречая хтонических созданий разных мастей, Данила Багров превратился в олицетворение новой России. И в этом образе перешагнул в «Брата 2», отправившись уже в Америку, чтобы разоблачить капиталистические грехи западного мира и задать вопрос: «В чем сила, брат?» Многие до сих пор не могут решить для себя, в чем же.
«Стрингер», 1998 год
Польский режиссер Павел Павликовский в 1995 году снял для российского политика Владимира Жириновского документальный роуд-муви из агитационной поездки по России. Во время этого путешествия Павликовский познакомился с фотографом Жириновского, и тот позже стал прототипом героя Бодрова. «Стрингер» — тоже в какой-то степени «Брат», только не в мире беспощадного криминала, а в пространстве не менее беспокойной российской политики 1990-х годов. В центре изломанной постсоветской реальности оказывается Вадик, потерявший отца и сам потерянный, но влюбленный в иностранную журналистку Хелен (Анна Фрил). Ради встречи с ней он становится стрингером — человеком с видеокамерой, охотником за интересным сюжетом для теленовостей. Так, он встречает политика Яворского, который начинает снабжать его острыми (зачастую аморальными) материалами. Вадик не против: гоняясь за сенсациями по наводке покровителя, он чувствует себя при деле. Бодров снова раскрывает типаж эпохи: личность бушующего времени, лишенную ориентиров и ценностей, надеющуюся, что все как-нибудь сложится.
Режиссер Павликовский последовательно изучает в своем кинематографе портреты свидетелей переломных исторических событий и снимает по всей Европе. В 2000-м это был британский иммиграционный вопрос, рассмотренный им в «Последнем пристанище». В 2004-м — столкновение религии и сексуальности в «Моем лете любви». В 2013-м — травма Холокоста в «Иде», за которую Павликовский получил «Оскар», а в 2018-м — безнадежное выживание и любовь в послевоенной Польше в «Холодной войне», отмеченной «Золотой пальмовой ветвью» Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру.
«Восток-Запад», 1999 год
Вторая работа Бодрова вместе с Меньшиковым — драма на французском языке по автобиографии русской эмигрантки первой волны Нины Кривошеиной «Четыре трети нашей жизни». В актерском составе фильма, снятого французом Режисом Варнье («Оскар» за «Индокитай»), — Катрин Денев и Богдан Ступка. Тема — душераздирающая и вызывающая полярные эмоциональные реакции, от сожаления до глубокого возмущения. Фильм посвящен советским репатриантам, вернувшимся в СССР в 1940-х после победы над Германией и столкнувшимся с репрессиями. В центре сюжета — Алексей Головин (Меньшиков) с женой-француженкой Мари (Сандрин Боннэр) и сыном Сергеем, живущие в киевской коммуналке, где каждый сосед — потенциальный доносчик. Мари в конце концов влюбится в спортсмена-пловца Сашу, которого с присущей ему незамутненной искренностью играет Бодров. Головокружительный роман докружит их до мысли о побеге, но судьба распорядится страстью по-своему.
Фильм Варнье получил четыре номинации на французскую премию «Сезар» и по одной — на американские «Золотой глобус» и «Оскар».
«Сестры», 2001 год
Криминальная драма по сценарию Бодрова-младшего стала первой его режиссерской работой. Оттолкнувшись от «Кавказского пленника», снятого отцом, он сознательно воспользовался вселенной Балабанова, родившейся в «Брате», и собрал историю о травмированных детях послевоенного общества, замаранного бандитизмом. Восьмилетняя Дина и тринадцатилетняя Света оказываются в рискованной ситуации из-за криминальных дел отца, только что вышедшего из тюрьмы, и вынуждены выживать. Появление безымянного человека в образе Данилы Багрова в коротком эпизоде — оммаж Балабанову, заставивший поклонников дилогии несколько лет гадать, кто же это был. Пока Бодров сам не подтвердил, что да, получился именно Данила, хотя и ненарочно.
Так вышло, что «Сестры» стали единственной режиссерской работой Сергея. Вторую — «Связного» — Бодров начал снимать 19 сентября 2002 года и должен был появиться там в главной роли. На второй день производства в Кармадонском ущелье сошел ледник Колка, похоронив съемочную группу.
«Нас других не будет», 2021 год
Документальный фильм Петра Шепотинника о Бодрове вышел в прокат 7 октября 2021 года, а позже — на телевидении. В кадре — соратники, близкие друзья Бодрова-младшего: продюсер Сергей Сельянов, композитор Вячеслав Бутусов, оператор Сергей Астахов, художник Надежда Васильева. И режиссер Алексей Балабанов, которого так и не отпустила до самой смерти в 2013-м гибель друга — именно он посоветовал Бодрову для съемок Кармадонское ущелье, где снимал свою картину «Война», и не переставал корить себя за этот совет. В названии фильма — строчка из стихотворения Иосифа Бродского «В горах». В саундтреке — фортепианные этюды Вячеслава Бутусова, а в тональности преобладает оптимизм: масштабность фигур Бодрова и Балабанова в итоге превосходит трагедию их утраты.