Почему на кедах adidas три полоски и при чем тут ссора братьев-владельцев

. Один из них продолжил семейное дело, но под новым брендом — Puma
Обновлено 19 июля 2022, 14:40
<p>Адольф &laquo;Ади&raquo; Дасслер&nbsp;показывает результат своего труда &mdash; кроссовки с тремя полосами, выставленными в магазине&nbsp;в Германии в 1973 году.&nbsp;За 25 лет до этого он разругался со страшим братом, вместе с которым основал фирму по производству обуви&nbsp;Gebr&uuml;der Dassler. На ее основе Ади&nbsp;запустил бренд adidas, а Рудоль Дасслер &mdash; компанию Ruda, вскоре переименованную в Puma.&nbsp;</p>
Фото: Brauner / Ullstein Bild via Getty Images

Адольф «Ади» Дасслер показывает результат своего труда — кроссовки с тремя полосами, выставленными в магазине в Германии в 1973 году. За 25 лет до этого он разругался со страшим братом, вместе с которым основал фирму по производству обуви Gebrüder Dassler. На ее основе Ади запустил бренд adidas, а Рудоль Дасслер — компанию Ruda, вскоре переименованную в Puma.

В этом году adidas показал сразу две коллаборации с люксовыми брендами — Gucci и Balenciaga (и это не считая сотрудничества с Prada, которое длится с 2019 года). Практически каждую вещь украшают три полосы, почерк спортивного гиганта. Но как они появились?

Изначально на кроссовках adidas было две полосы, которые символизировали двух братьев. Бренд основал немец Адольф «Ади» Дасслер, который пошел по стопам отца-обувщика и уже потом подключил к обувному производству старшего брата Рудольфа. В 1924 году они открыли фабрику Gebruder Dassler Schuhfabrik («Обувная фабрика братьев Дасслер»), на которой делали шиповки — специальную обувь для спортсменов с шипами на подошве. Полосы имели не столько эстетическое, сколько практическое значение: Дасслеры размещали их на боковой стороне со значительным расстоянием друг от друга, что помогало скрепить обувь и придать ей структуру. Уже впоследствии, когда шиповки попали на крупные спортивные соревнования, полосы стали отличительным элементом компании.

После Второй мировой войны Дасслеры разругались. По какой причине, неясно по сей день. Одни утверждали, что ссора произошла из-за жен братьев, которые не ладили между собой, но были вынуждены жить под одной крышей, а другие предполагали, что Адольф сдал Рудольфа американским оккупантам под предлогом его сотрудничества с гестапо, чтобы убрать из бизнеса.

Так или иначе, Дасслеры разделили предприятие и отказались от использования семейной фамилии, пусть к тому времени и уже очень известной. Рудольф зарегистрировал бренд RuDa (Rudolf Dassler), который из-за неблагозвучности вскоре переименовал в Puma, а Адольф выбрал в качестве нового названия Adidas (Adi Dassler).

Оставался вопрос по использованию полос: ни один из братьев не мог помещать их на свои шиповки, но Ади придумал добавить между двумя полосами третью — так он сохранял отличительный знак и при этом не нарушал договоренность. Но к тому моменту бренд с тремя полосами уже существовал — финский производитель спортивной одежды Karhu. Как гласит легенда, в 1949 году Дасслер выкупил права у его владельца за €1,6 тыс. и две бутылки виски.

Сегодня три полосы так же узнаваемы, как и само название бренда adidas. Они используются в качестве самостоятельного элемента, размещенного по бокам уже не только обуви, но и одежды, а также как составная часть логотипа. Их у компании по меньшей мере три: треугольник (линия Performance для профессиональных спортсменов), трилистник (линия Originals с повседневными вещами и историческими моделями) и круг (линия Style, созданная в сотрудничестве с другими брендами). Также для всех линий свойственно сочетание трех горизонтальных полос и названия adidas.

Впрочем, несмотря на узнаваемость символа, зарегистрировать его как товарный знак не удалось. В 2019 году Европейский суд постановил, что «три параллельные равноудаленные полосы одинаковой ширины, нанесенные на продукт в любом направлении», недостаточно отличительны, а сам бренд не смог доказать, что потребители ассоциируют элемент исключительно с ним.

Поделиться
Авторы
Теги