В Северной Корее тоже есть аналог «Макдоналдса», но со странностями
. Гамбургер переименовали в «фарш с хлебом» и добавили кимчхиБлиже к концу нулевых правительство КНДР приоткрыло границы практически полностью изолированного государства, после чего иностранный туризм в Северной Корее начал переживать резкий рост. Примерно в тот же период стало понятно, что пожилой на тот момент Ким Чен Ир, страдавший от серьезных сердечно-сосудистых заболеваний, выбрал в качестве преемника своего сына Ким Чен Ына. Уже тогда молодой политик был известен как большой поклонник западной культуры, в том числе компьютерных игр, поп-музыки и баскетбола. От него ждали больших перемен, поэтому лучшего момента для проникновения в страну невиданных доселе гамбургеров, пожалуй, сложно было придумать.
Ким Чен Ын отправил делегацию в Сингапур пробовать картофель фри
Все началось с того, что в 2008 году к двум сингапурским бизнесменам по фамилиям Квек и Тан, чья компания занималась поставками в КНДР металлов и минералов, обратились их северокорейские партнеры с предложением начать совершенно новое дело. Сперва предприниматели рассматривали варианты с запуском сети супермаркетов, однако после консультаций с представителями местного бизнеса и исследования рынка у них родилась смелая идея с рестораном быстрого питания. В дело взяли еще одного сингапурца, Патрика Со, владеющего небольшой сетью закусочных Waffletown в городе-государстве.
За проектом пристально следило правительство КНДР, которое отрядило целую делегацию для поездки в дружественный Сингапур, где специальная фокус-группа из четырех человек «тестировала» картофель фри, бургеры, куриные крылышки, напитки и десерты на предмет их совместимости с неподготовленными к фастфуду желудками северокорейских граждан.
Мебель для нового ресторана заказали в Китае, а все необходимое кухонное оборудование для жарки фарша, курицы, картофеля и приготовления вафель доставили из Сингапура. Производство продуктов, в том числе курицы, говядины и булочек для бургеров, наладили в Северной Корее. Первый костяк сотрудников направили на стажировку в Сингапур, где за несколько недель они постигли тонкости работы западного фастфуда.
Гамбургер переименовали в «фарш с хлебом»
Меню Waffletown подвергли некоторым изменениям для соответствия вкусовым предпочтениям корейцев, не привыкших к «тяжелой пище». Скажем, ряд гарниров заменили кимчхи — салатом из квашеных овощей на основе острой пекинской капусты, который является «основой основ» традиционной корейской кухни. Изменениям подвергли и названия основных позиций в меню. К примеру, слово «гамбургер», отдающее американским империализмом, заменили более простым и понятным корейским словосочетанием «фарш с хлебом». Еще одним существенным отличием от сингапурского варианта стал тот факт, что в меню включили слабоалкогольные напитки местного производства, в том числе сидр и пиво «Тэдонган».
Первый ресторан открыли практически в самом центре Пхеньяна — в молодежном парке развлечений Кэсон, находящемся неподалеку от футбольного стадиона имени Ким Ир Сена. Он расположился в шаговой доступности от нескольких станций метро, а также вблизи крупных учебных заведений и иностранных консульств.
Инвесторы держат в тайне степень участия в проекте властей Северной Кореи, однако можно предположить, что без вмешательства официальных лиц запуск фастфуда в стране идей чучхе был бы просто невозможен. Об этом говорит даже название ресторана, звучащее в английской транскрипции как Samtaesong, что можно перевести с корейского как «Три большие звезды». По неофициальным данным, оно символизирует Ким Чен Ира, основателя северокорейского государства Ким Ир Сена и его жену Ким Чен Сук.
На начальном этапе основными посетителями ресторана были иностранные граждане, в том числе из Китая и России, а также небольшая часть местных жителей, приходивших в «Три большие звезды» скорее из любопытства. Действительно, очень многое для корейцев в Samtaesong было в новинку. Совершенно диковинным казался западный антураж заведения с персоналом, состоящим в основном из молодых девушек в цветастых фартуках, бумажно-пластиковой посудой и, конечно же, самими котлетами в тесте, потреблять которые приходилось не при помощи привычных палочек, а руками.
Как в 1990-м на «Пушкинской»
Со временем появление ресторана быстрого питания на западный манер произвело в стране настоящий фурор, который можно сравнить с открытием первого «Макдоналдса» в Москве на «Пушкинской» в 1990 году. Перед рестораном в Пхеньяне выстраивались очереди: людей, толпящихся у входа в «Три большие звезды», можно было увидеть практически в любое время. Впоследствии ажиотаж утих, однако Samtaesong и по сей день остается популярным местом, где сейчас можно встретить как иностранцев, так и представителей северокорейского среднего класса.
Бургеры, обернутые бумагой, подают в пластиковых контейнерах, а картофель фри фасуют в картонные упаковки красного цвета, очень похожие на те, что используют в «Макдоналдсе». Даже фирменная яркая униформа работников «Трех больших звезд» выполнена на западный лад. Пожалуй, главным отличием северокорейского ресторана от других подобных заведений по всему миру является тот факт, что в Samtaesong не используют практику с самообслуживанием — всю еду посетителям приносят официанты.
Да и классическим заведением быстрого питания «Три большие звезды» назвать можно с натяжкой. По данным, китайского агентства Koryo Tours, занимающегося организацией независимых туров в КНДР, все блюда, как правило, начинают готовить с нуля, в связи с чем среднее время приготовления достигает получаса, что сродни ожиданию заказа в обычном ресторане.
По данным на 2020 год, в стране действовало минимум пять ресторанов Samtaesong, а также несколько десятков небольших точек, работающих по схеме «еда навынос». Меню, которое обновляется примерно раз в месяц, состоит примерно из 20 основных позиций, среди которых — несколько видов бургеров, жареная курица, хот-доги, картофель фри, различные салаты, бельгийские вафли и даже кола китайского производства. Счет зависит от выбора блюд, однако среднее комбо из бургера, картошки и газированного напитка обойдется примерно в $5–7. Это более чем приемлемо для зарубежных гостей КНДР, однако по-прежнему очень дорого для подавляющего числа местных жителей, для которых регулярные походы в «Три большие звезды» сродни большой дыре в бюджете.
Так или иначе, «Три большие звезды» были в авангарде западно ориентированных заведений, начавших продавать диковинные прежде для страны пасту, пиццу и классические американские горячие сэндвичи, которые пользуются в стране все большей популярностью. Благодаря им табуированное прежде слово «гамбургер» уверенно вошло в обиход.