Сама виновата? 7 фильмов и сериалов о борьбе женщин с домашним насилием
. Рассказываем о картинах, поднимающих важную тему
Кадр из фильма «Сестры»
Домашнее насилие — тема, о которой еще недавно предпочитали молчать. Когда проблема масштабна, а общество реагирует на нее болезненно, искусство, в том числе кинематограф, не может ее игнорировать. Это пространство, где проговаривается то, что долго замалчивалось, и можно услышать голоса тех, чьи истории были вытеснены за пределы публичного поля.
РБК Life и онлайн-кинотеатр «Иви» собрали семь фильмов и сериалов, которые уже стали не просто художественными высказываниями, а документом эпохи. Они фиксируют травму, исследуют структуру насилия, разоблачают виктимблейминг с газлайтингом и показывают, как сложно бывает выбраться из токсичных отношений. Все картины из подборки можно посмотреть в онлайн-кинотеатре «Иви».
«Сама виновата?»
Вышел в 2023 году
Кадр из сериала «Сама виновата?»
Мини-сериал стал одной из самых пронзительных экранных хроник домашнего насилия в современной России. В основе — реальная история Маргариты Грачевой, которой муж в приступе ревности отрубил кисти обеих рук. Проект не столько воспроизводит события, сколько пытается разобраться, как могла произойти трагедия: какие тревожные сигналы были проигнорированы, почему правовая система не сработала вовремя и какую роль в этой истории сыграло общество.
Драматургически сериал строится как столкновение частной боли с общественным равнодушием. Тема виктимблейминга — ключевая: героиню обвиняют в том, что она «сама виновата», что не ушла раньше и «довела мужчину». Но на экране показывают и тех, кто поддержал Маргариту и помог предать дело огласке. Именно публичность помогла добиться наказания для преступника и собрать средства на лечение пострадавшей.
Главную роль исполнила Анна Глаубэ. Грачева, по автобиографии которой снят сериал, выступила консультантом на съемках. Девушка высоко оценила проект и назвала его важным шагом в публичном обсуждении проблемы насилия в России.
«Жауап Бер. Одиночество»
Вышел в 2024 году
Кадр из фильма «Жауап Бер. Одиночество»
Казахская драма переносит зрителя в зал суда, где рассматривается дело Дианы (Асель Калиева), обвиняемой в убийстве мужа-тирана. Судебный процесс объединяет пять женщин: обвиняемую, сестру убитого, прокурора, адвоката и судью. Каждая из них когда-то столкнулась с насилием и каждая сыграет свою роль в деле о семейной катастрофе.
В ходе процесса вскрываются подробности произошедшего: жертва подвергалась не только физическим, но и психологическим пыткам, а обвинение в убийстве рассматривается как самооборона. После допросов свидетелей выясняется, что убитый страдал патологической ревностью, был наркоманом, проигрывал деньги в карты и избивал жену.
«Жауап Бер» — не просто судебная драма, а глубокое исследование женских судеб, где каждая героиня вынуждена бороться за свое достоинство и право на защиту. Авторы фильма задаются вопросом, почему жертвы насилия оказываются на скамье подсудимых, а не под защитой? Хотя картина и начинается с дисклеймера, что все события вымышлены, «Жауап Бер» во многом отсылает к резонансному делу Куандыка Бишимбаева — с узнаваемыми деталями и мотивами. Это не экранизация, а скорее художественная рефлексия болезненной для Казахстана истории, в которой предлагается альтернативный финал.
«В чем вина Фатмагюль?»
Выходил с 2010 по 2012 год
Кадр из сериала «В чем вина Фатмагюль?»
Турецкий сериал, вышедший уже относительно много лет назад, подробно говорит о сексуализированном насилии, перерастающем в тотальное угнетение личности насильниками и обществом. Молодая девушка Фатмагюль (Берен Саат, сыгравшая позднее главную роль в сериале «Великолепный век. Империя Кёсем»), провожает жениха в плавание и в тот же вечер становится жертвой группового изнасилования. Виновные — наследники влиятельных людей — избегают наказания, а Фатмагюль вынуждают выйти замуж за одного из преступников, чтобы избежать скандала и замять дело.
Но эта история — не про смирение, а про борьбу. Сериал методично вскрывает механизмы патриархата: родственники давят на жертву, адвокаты уговаривают не выносить на публику, а общество обвиняет пострадавшую. Стыд становится инструментом давления: Фатмагюль должна не только пережить травму, но и постоянно оправдываться. Важнейшим моментом становится мотив женской солидарности. Медленно, но верно героиня находит опору в других женщинах, способных понять и поддержать. И это становится ее главным ресурсом, чтобы отстоять себя.
«Кошкин дом»
Вышел в 2020 году
Кадр из сериала «Кошкин дом»
Это история Надежды Кошкиной (Ольга Филиппова), руководительницы кризисного центра для женщин, который в народе прозвали «Кошкиным домом». В юности Надежда пострадала от тирании мужа (Дмитрий Лавров) и была вынуждена оставить дочь в Доме малютки ради ее спасения. Теперь она сама помогает тем, кто оказался в подобной ситуации, параллельно безуспешно разыскивая девочку. Однажды в центр обращается известная телеведущая Наталья Большова (Майя Вознесенская), которая также стала жертвой насилия. В ее муже Кошкина узнает своего экс-супруга. Тот, поняв, что Надежда знает слишком много, решает уничтожить ее и «Кошкин дом».
Российский сериал соединяет социальную драму и личную историю преодоления, подчеркивая, что травма не проходит бесследно, а последствия абьюза дают о себе знать даже спустя годы.
«Сестры»
Вышел в 2022 году
Кадр из фильма «Сестры»
Необычный для российского кино мистический триллер, где тема домашнего насилия раскрывается через жанр хоррора. Аня (Ирина Старшенбаум) живет с мужем-абьюзером (Никита Ефремов), который контролирует каждый ее шаг и поднимает на нее руку. Попытки сбежать и спасти ребенка заканчиваются неудачей: муж предугадывает каждое ее движение, а родственники закрывают глаза на происходящее. Запертая в квартире Аня ищет поддержки на интернет-форуме и случайно узнает о «сестринстве», обещающем помощь жертвам абьюза.
Этот проект работает сразу на нескольких уровнях. С одной стороны — реализм: сцены домашней тирании, слежка, психологическое давление. С другой — мифология: хоррор здесь становится языком отчаяния. Само появление сестринства символизирует внутреннюю мобилизацию женщины, решившей бороться. Мистический элемент усиливает ощущение безысходности, но в то же время намекает на возможность спасения, пусть и необычным путем.
Анна Богомолова, специалист центра помощи пережившим сексуализированное насилие «Сестры», рассказала, что проблема насилия, к сожалению, по-прежнему табуирована, несмотря на ее масштабы в мире. Проекты на эту тему позволяют информировать о проблеме и делать ее более видимой, способствовать развитию общественной дискуссии, а еще помогают самим пережившим насилие и их близким почувствовать, что они не одни.
«Есть один наиболее заметный эффект, который мы можем заметить по нашей работе. Фильмы и сериалы, в которых проблема домашнего и сексуализированного насилия проблематизирована корректно, где переданы чувства и состояния переживших, а расхожие вредные мифы о насилии развенчиваются, дают возможность зрителям осмыслить свой травмирующий опыт и поговорить с близкими на эту тему без необходимости самораскрытия. То есть необязательно рассказывать непосредственно о своем опыте, если пережившая или переживший еще к этому не готовы. Это само по себе очень значимый шаг на пути исцеления», — добавила Анна Богомолова.
«Только ты и я»
Вышел в 2023 году
Кадр из фильма «Только ты и я»
Эта французская драма — тонкое высказывание о том, как насилие может быть завуалировано под заботу. Учительница Бланш (Виржини Эфира) выходит замуж за обаятельного и внимательного мужчину. Постепенно идеальный брак превращается в тюрьму — без решеток, но с постоянным контролем.
Тревога нарастает медленно: первая ревность, просьба сменить гардероб, ограничения на встречи с подругами — все кажется мелочью, но они складываются в систему. Бланш сталкивается с газлайтингом: муж убеждает ее, что она во всем виновата. При этом окружающие считают его заботливым супругом. Из-за этого героиня начинает терять ощущение реальности и сомневаться в собственной нормальности.
Фильм-предупреждение разрушает миф о том, что страшны только побои. Здесь показаны и психологические ловушки, и манипуляции, и лишение поддержки даже в самых близких кругах.
«Правда или ложь»
Вышел в 2024 году
Кадр из фильма «Правда или ложь»
Главная героиня Карла (Летиция Каста) много лет страдала от домашнего насилия в браке с Вито (Джордано Де Плано). После развода Карла пытается начать новую жизнь, но с бывшим ее связывают трое детей. В свой день рождения младшая дочь приглашает отца на семейный ужин, после которого отец бесследно исчезает. Полиция начинает расследование, а Карла оказывается главной подозреваемой.
Это история о том, как тяжело доказать домашнее насилие, если оно не оставляет видимых следов. Режиссер намеренно балансирует на грани: зритель не сразу понимает, кому верить. Но по мере развития сюжета становится ясно — дело не в доказательствах, а в системной неспособности общества слышать жертв. Это история о сломанных доверительных связях и травме, которую трудно легитимизировать.
Реклама. ООО «Иви.ру»
erid: 2SDnjex6XR7