Что такое подлежащее в русском языке, как его найти и подчеркнуть
. Разбираем правила с примерами
Понять, о чем идет речь в сообщении, нам помогает подлежащее. Именно вокруг него строится все высказывание. Оно называет того, кто действует, или то, о чем говорят в предложении. РБК Life разобрался с экспертами, как найти подлежащее, на какие вопросы оно отвечает и каким образом его можно выразить.
Что такое подлежащее
Подлежащее — это главный член предложения, называющий предмет или лицо, о которых говорится в сообщении. Подлежащее чаще всего отвечает на вопрос «кто?» или «что?», стоит в именительном падеже и согласуется со сказуемым в лице и числе [1], [2].
Например, в предложении «Тумба стоит в углу» «тумба» — подлежащее, выраженное существительным, к которому мы задаем вопрос от сказуемого: стоит (что?) тумба. В предложении «Добрый помогает бедному» «добрый» — подлежащее, выраженное прилагательным, к которому мы также задаем вопрос от сказуемого: помогает (кто?) добрый.
Зачем нам нужно подлежащее? Чтобы понимать предмет разговора, вокруг чего строится ядро нашего предложения, о чем говорится в предложении. С учениками мы находим подлежащие с первого класса, постепенно усложняя изучаемый материал. В теме важно помнить, что в роли подлежащего может выступать практически любая часть речи: глагол, местоимение, прилагательное, а не только существительное.

На какие вопросы отвечает подлежащее
Подлежащее отвечает на вопросы «кто?» или «что?». Чтобы не спутать его с дополнением или обстоятельством, нужно помнить:
- подлежащее связано со сказуемым — согласуется с ним по числу и лицу;
- подлежащее не зависит от других членов предложения, наоборот, другие зависят от него;
- подлежащее обычно стоит в именительном падеже: поэтому нельзя задать к нему вопросы косвенных падежей;
- подлежащее может быть выражено разными частями речи, но всегда выполняет функцию называния того, о ком или о чем говорится [3].
Частые ошибки при поиске подлежащего:
- путают с дополнением (особенно в пассивных конструкциях). Например: в предложении «Письмо написано мной» ошибочно будет считать подлежащим местоимение «мной»;
- принимают за подлежащее слово в винительном падеже (вопросы «кого? что?»). Например, в предложении «Он передвинул стол» будет ошибкой назвать подлежащим слово «стол»;
- не учитывают, что подлежащее может быть выражено словосочетанием. Например, в предложении «Каждый из нас должен стараться» вместо «каждый из нас» ошибкой будет определить подлежащим только слово «каждый».
Я часто замечаю у учеников ошибку: дополнение принимают за подлежащее, особенно если оба слова отвечают на вопрос «что?» и на первый взгляд выглядят одинаково. Например: «Учитель проверил тетрадь». Иногда думают, что подлежащее — «тетрадь», потому что можно ответить на вопрос «что проверил?» — «тетрадь». Но это дополнение, так как действие совершается над этим предметом. Подлежащее здесь — «учитель», потому что именно он выполняет действие — проверяет. Чтобы не перепутать, важно помнить: подлежащее не просто отвечает на вопрос «что?» или «кто?», оно выполняет действие или связано с основным смыслом сказуемого. Все, что «делается с кем-то или чем-то», — как правило, дополнение.

Как подчеркивается подлежащее
В школьной грамматике подлежащее подчеркивают одной прямой чертой.
Подлежащее «солнце» подчеркиваем одной чертой
Если в предложении есть однородные подлежащие, то каждое подчеркивают раздельно одной чертой.
Однородные подлежащие подчеркиваем одинаково
Способы выражения подлежащего
Подлежащее может выражаться разными частями речи, инфинитивом, словосочетаниями или фразеологизмами.
Способы выражения подлежащего
В роли подлежащего не могут выступать:
- существительные в косвенных падежах;
- глаголы в личной форме;
- деепричастия;
- предлоги, союзы и частицы, служащие для связи слов [1].
Иногда ученики ищут подлежащее в каждом предложении, полагая, что оно обязательно должно быть. Но это не так. В русском языке существуют безличные предложения, в которых подлежащее отсутствует вовсе. Например, в предложении «Холодно» описывается состояние. В таких случаях действие происходит само по себе, без участника, который его выполняет. Важно, чтобы ученики научились отличать такие конструкции от предложений, где подлежащее есть, но выражено нестандартно — например, местоимением, инфинитивом или словосочетанием.

Как найти подлежащее
- Прочитайте предложение целиком, поймите его смысл и определите, о ком или о чем в нем говорится.
- Найдите сказуемое и задайте от него вопросы «кто? что?» к остальным словам в предложении. Подлежащее всегда отвечает на эти вопросы и обозначает предмет или лицо, о котором идет речь.
- Определите, чем выражено подлежащее, — проверьте по таблице выше.
- Убедитесь, что подлежащее не зависит от других слов, а остальные члены предложения зависят от него или сказуемого.
Пример поиска подлежащего в предложении: «На дереве сидела птичка».
- Смысл: кто-то сидел на дереве.
- Сказуемое: сидела (что делала? — действие). Кто сидел? — Птичка.
- Чем выражено подлежащее? Существительным в именительном падеже.
- «Птичка» не зависит от других слов в предложении, к нему нельзя задать вопросы. «На дереве» — обстоятельство места, оно зависит от сказуемого.
Очень распространенная ошибка — ориентироваться на то слово, которое в действительности не является подлежащим. Например, в предложении «Те, кто пошел за школу драться, придет позже» ошибка в том, что глагол «придет» стоит в единственном числе, хотя подлежащее — «те» — во множественном. Правильно будет: «Те, кто пошел за школу драться, придут позже». Ученики часто смотрят на слово «кто» и подбирают сказуемое к нему, забывая, что главное слово здесь — «те». Возникает путаница. Чтобы ее избежать, важно сначала определить, какое слово является настоящим подлежащим, и уже к нему подбирать форму сказуемого. Если быть внимательными, можно легко избежать таких ошибок.

Упражнения:
- Найдите подлежащее в предложении и подчеркните его одной чертой: «На берегу озера стояла старая лодка».
- Определите, чем выражено подлежащее в предложении: «Каждый из нас мечтает о путешествиях».
- В каком из предложений подлежащее выражено инфинитивом? а) Письмо пришло вовремя. б) Бегать по утрам — полезная привычка. в) Ребята смотрели фильм.
Ответы на упражнения:
- Подлежащее — лодка (что стояло? — лодка). Подчеркиваем: лодка.
- Подлежащее — каждый из нас (кто мечтает? — каждый из нас). Способ выражения: местоимение с пояснительным оборотом.
- Ответ: б. Способ выражения: инфинитив.