Что такое подлежащее в русском языке, как его найти и подчеркнуть

. Разбираем правила с примерами
Обновлено 21 мая 2025, 10:52
Что такое подлежащее в русском языке, как его найти и подчеркнуть
Фото: fizkes / Shuttersock / FOTODOM

Понять, о чем идет речь в сообщении, нам помогает подлежащее. Именно вокруг него строится все высказывание. Оно называет того, кто действует, или то, о чем говорят в предложении. РБК Life разобрался с экспертами, как найти подлежащее, на какие вопросы оно отвечает и каким образом его можно выразить.

Что такое подлежащее

Подлежащее — это главный член предложения, называющий предмет или лицо, о которых говорится в сообщении. Подлежащее чаще всего отвечает на вопрос «кто?» или «что?», стоит в именительном падеже и согласуется со сказуемым в лице и числе [1], [2].

Например, в предложении «Тумба стоит в углу» «тумба» — подлежащее, выраженное существительным, к которому мы задаем вопрос от сказуемого: стоит (что?) тумба. В предложении «Добрый помогает бедному» «добрый» — подлежащее, выраженное прилагательным, к которому мы также задаем вопрос от сказуемого: помогает (кто?) добрый.

Зачем нам нужно подлежащее? Чтобы понимать предмет разговора, вокруг чего строится ядро нашего предложения, о чем говорится в предложении. С учениками мы находим подлежащие с первого класса, постепенно усложняя изучаемый материал. В теме важно помнить, что в роли подлежащего может выступать практически любая часть речи: глагол, местоимение, прилагательное, а не только существительное.

Ольга Трапезникова
Ольга Трапезникова
Учитель русского языка и литературы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе в Миасской школе №2, Челябинская область

На какие вопросы отвечает подлежащее

Подлежащее отвечает на вопросы «кто?» или «что?». Чтобы не спутать его с дополнением или обстоятельством, нужно помнить:

  • подлежащее связано со сказуемым — согласуется с ним по числу и лицу;
  • подлежащее не зависит от других членов предложения, наоборот, другие зависят от него;
  • подлежащее обычно стоит в именительном падеже: поэтому нельзя задать к нему вопросы косвенных падежей;
  • подлежащее может быть выражено разными частями речи, но всегда выполняет функцию называния того, о ком или о чем говорится [3].

Частые ошибки при поиске подлежащего:

  • путают с дополнением (особенно в пассивных конструкциях). Например: в предложении «Письмо написано мной» ошибочно будет считать подлежащим местоимение «мной»;
  • принимают за подлежащее слово в винительном падеже (вопросы «кого? что?»). Например, в предложении «Он передвинул стол» будет ошибкой назвать подлежащим слово «стол»;
  • не учитывают, что подлежащее может быть выражено словосочетанием. Например, в предложении «Каждый из нас должен стараться» вместо «каждый из нас» ошибкой будет определить подлежащим только слово «каждый».

Я часто замечаю у учеников ошибку: дополнение принимают за подлежащее, особенно если оба слова отвечают на вопрос «что?» и на первый взгляд выглядят одинаково. Например: «Учитель проверил тетрадь». Иногда думают, что подлежащее — «тетрадь», потому что можно ответить на вопрос «что проверил?» — «тетрадь». Но это дополнение, так как действие совершается над этим предметом. Подлежащее здесь — «учитель», потому что именно он выполняет действие — проверяет. Чтобы не перепутать, важно помнить: подлежащее не просто отвечает на вопрос «что?» или «кто?», оно выполняет действие или связано с основным смыслом сказуемого. Все, что «делается с кем-то или чем-то», — как правило, дополнение.

Надежда Голубкова
Надежда Голубкова
Учитель словесности в школе «Апельсин», Санкт-Петербург

Как подчеркивается подлежащее

В школьной грамматике подлежащее подчеркивают одной прямой чертой.

Если в предложении есть однородные подлежащие, то каждое подчеркивают раздельно одной чертой.

Способы выражения подлежащего

Подлежащее может выражаться разными частями речи, инфинитивом, словосочетаниями или фразеологизмами.

В роли подлежащего не могут выступать:

  • существительные в косвенных падежах;
  • глаголы в личной форме;
  • деепричастия;
  • предлоги, союзы и частицы, служащие для связи слов [1].

Иногда ученики ищут подлежащее в каждом предложении, полагая, что оно обязательно должно быть. Но это не так. В русском языке существуют безличные предложения, в которых подлежащее отсутствует вовсе. Например, в предложении «Холодно» описывается состояние. В таких случаях действие происходит само по себе, без участника, который его выполняет. Важно, чтобы ученики научились отличать такие конструкции от предложений, где подлежащее есть, но выражено нестандартно — например, местоимением, инфинитивом или словосочетанием.

Надежда Голубкова
Надежда Голубкова
Учитель словесности в школе «Апельсин», Санкт-Петербург

Как найти подлежащее

  1. Прочитайте предложение целиком, поймите его смысл и определите, о ком или о чем в нем говорится.
  2. Найдите сказуемое и задайте от него вопросы «кто? что?» к остальным словам в предложении. Подлежащее всегда отвечает на эти вопросы и обозначает предмет или лицо, о котором идет речь.
  3. Определите, чем выражено подлежащее, — проверьте по таблице выше.
  4. Убедитесь, что подлежащее не зависит от других слов, а остальные члены предложения зависят от него или сказуемого.

Пример поиска подлежащего в предложении: «На дереве сидела птичка».

  1. Смысл: кто-то сидел на дереве.
  2. Сказуемое: сидела (что делала? — действие). Кто сидел? — Птичка.
  3. Чем выражено подлежащее? Существительным в именительном падеже.
  4. «Птичка» не зависит от других слов в предложении, к нему нельзя задать вопросы. «На дереве» — обстоятельство места, оно зависит от сказуемого.

Очень распространенная ошибка — ориентироваться на то слово, которое в действительности не является подлежащим. Например, в предложении «Те, кто пошел за школу драться, придет позже» ошибка в том, что глагол «придет» стоит в единственном числе, хотя подлежащее — «те» — во множественном. Правильно будет: «Те, кто пошел за школу драться, придут позже». Ученики часто смотрят на слово «кто» и подбирают сказуемое к нему, забывая, что главное слово здесь — «те». Возникает путаница. Чтобы ее избежать, важно сначала определить, какое слово является настоящим подлежащим, и уже к нему подбирать форму сказуемого. Если быть внимательными, можно легко избежать таких ошибок.

Ольга Трапезникова
Ольга Трапезникова
Учитель русского языка и литературы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе в Миасской школе №2, Челябинская область

Упражнения:

  1. Найдите подлежащее в предложении и подчеркните его одной чертой: «На берегу озера стояла старая лодка».
  2. Определите, чем выражено подлежащее в предложении: «Каждый из нас мечтает о путешествиях».
  3. В каком из предложений подлежащее выражено инфинитивом? а) Письмо пришло вовремя. б) Бегать по утрам — полезная привычка. в) Ребята смотрели фильм.

Ответы на упражнения:

  1. Подлежащее — лодка (что стояло? — лодка). Подчеркиваем: лодка.
  2. Подлежащее — каждый из нас (кто мечтает? — каждый из нас). Способ выражения: местоимение с пояснительным оборотом.
  3. Ответ: б. Способ выражения: инфинитив.
Поделиться
Авторы
Теги