Что такое эссе простыми словами и как его правильно написать
. Примеры и советы эксперта
Когда-то эссе было литературным жанром философов и писателей, позже стало излюбленной формой выражения мыслей для журналистов. В наши дни высказать свое мнение на заданную тему в форме эссе все чаще предлагают школьникам и студентам.
Автор статьи Татьяна Меньщикова, кандидат филологических наук, писатель и журналист, рассказывает, какими бывают эссе и как их правильно писать. Материал также прокомментировала Ася Гасымова, преподаватель профиля «Иллюстрация и комикс» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, литературный обозреватель.


Что такое эссе
Эссе — это личные рассуждения автора по какому-либо вопросу, изложенные в краткой и выразительной форме
Эссе — это небольшое по объему сочинение в свободной форме, в котором автор выражает личное мнение по выбранной теме, анализирует проблему и аргументирует свою точку зрения. В нем он пытается взглянуть на проблему через призму опыта, знаний и впечатлений [1].
Термин «эссе» происходит от французского essai — «опыт», «проба». Так называл свои размышления французский писатель Мишель де Монтень. Считается, что именно он стал родоначальником жанра [2]. Сегодня эссе встречается в школе, вузе, на олимпиадах и экзаменах, а также в журналистике, критике и блогах.
Тематика эссе разнообразна: от философских («Что такое счастье?») до социальных («Нужно ли запрещать соцсети детям?»), от культурных и литературных («Почему герои Достоевского страдают?») до личностных («Чему я научился за год»). Главное условие — наличие проблемы или вопроса, на который у автора есть своя позиция. Эссе должно побуждать к размышлению, быть не набором фактов, а их осмыслением.
В школьной и студенческой практике чаще всего встречаются эссе на морально-философские, социальные или литературные темы, например: «Что такое свобода и где проходит ее граница», «Можно ли быть счастливым в одиночестве», «Мой любимый литературный герой», «Зачем нужно изучать историю» и так далее. Эти формулировки позволяют студенту проявить индивидуальность и продемонстрировать способность строить логически связный текст.
Чем эссе отличается от сочинения
Сочинение — это письменная работа, в которой автор излагает размышления на заданную тему, как правило, в логически выстроенной и структурированной форме. Цель сочинения — раскрыть определенную проблему или проанализировать произведение, явление, событие [3]. В таких текстах важно опираться на факты, соблюдать композицию (вступление, основная часть, заключение) и грамотно выстраивать аргументацию.
«Эссе отличается от сочинения прежде всего свободой. Если сочинение требует определенного порядка, строгой структуры и нейтрального тона, то эссе позволяет автору мыслить ассоциативно, рассуждать эмоционально и даже допускать парадоксы. В сочинении обычно важно соответствие теме и правилам, которые задает программа или учитель. В эссе таких границ почти нет: тематику, форму подачи, стиль автор выбирает сам. Эссе может начинаться с риторического вопроса, неожиданного наблюдения, личной истории — подойдет любой прием, который поможет вовлечь читателя в ход мысли».

К примеру, сочинение по литературе требует анализа текста: раскрыть характер героя, показать его роль в сюжете, подтвердить мысли цитатами. А в эссе на ту же тему автор может поделиться личным восприятием героя, сравнить его с собой или с реальными людьми. Сочинение проверяет, насколько хорошо ученик понял тему. Эссе же показывает, как автор умеет думать, чувствовать и излагать свои мысли самостоятельно.
Виды эссе
Существует несколько классификаций эссе, они дают ясное представление о том, насколько это многогранный жанр [1], [4], [5], [6]. Важно помнить, что один и тот же текст в зависимости от классификации может быть и философским, и рецензией, и сравнительным эссе.
1. По содержанию
За основу этой классификации берутся тематика и область, к которой относится эссе. На первый план выходит предмет размышления, отметила Ася Гасымова, преподаватель профиля «Иллюстрация и комикс» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, литературный обозреватель.
- Философские эссе посвящены размышлениям на абстрактные темы, такие как смысл жизни, моральные ценности, природа бытия. «Такие эссе стремятся к обобщениям, а вопросы, поставленные автором, приглашают читателя как бы продолжить думать на заданную тему, вступить в своеобразный монолог в попытке докопаться до сути вещей», — подчеркнула специалист.
- Критические (литературно-критические) эссе анализируют литературные произведения в частности и произведения искусства в целом (фильмы, спектакли, музыкальные альбомы), их темы, образы, стилистику и влияние на культуру. «В арсенале автора такого эссе не только реплики героев или сюжетные перипетии, он волен проводить параллели с другими произведениями или даже с фактами собственной биографии», — рассказала Ася Гасымова.
- Исторические эссе рассматривают исторические события, их причины, последствия и значение для современности. Можно сопоставлять эпохи, высказывать свою оценку событиям и поступкам персонажей прошлого. Еще один вариант: на основе высказывания исторической личности проанализировать ее роль и значение в ходе событий прошлого, выразить свое аргументированное отношение к ней в целом.
- Публицистические эссе затрагивают актуальные политические или социальные вопросы. Их главная цель — повлиять на читателей, сформировать общественное мнение.
2. По литературной форме
Здесь классификация строится не по тематике, а по форме подачи материала. Такой подход встречается в основном в литературоведческих работах, пояснила Ася Гасымова.
- Заметка — короткое эссе на бытовую или общественно значимую тему. Отличается лаконичностью, актуальностью, простотой подачи.
- Рецензия — эссе с оценкой конкретного произведения искусства, чаще всего книги, фильма, спектакля. Основное внимание уделяется сильным и слабым сторонам объекта анализа.
- Диалог — эссе, оформленное в форме беседы, где автор может противопоставлять разные взгляды, как бы ведя внутреннюю дискуссию. При этом все реплики могут принадлежать фантазии одного автора.
- Письма — эссе в форме обращения к конкретному лицу или аудитории, часто служит для выражения личных чувств или мнений. Автор высказывается от первого лица, не вступая в диалог.
- Страницы из дневника — эссе в форме личных записей, часто с датами и другими приметами личных записок. Подобные эссе отражают внутренний мир автора, его переживания и размышления.
3. По цели и функции
Эссе делят по цели и функции в тех случаях, когда основное различие между ними заключается не столько в тематике, сколько в намерениях автора и в том, какую реакцию он хочет вызвать у читателя. Акцент делают на том, какова основная задача текста. Например, в школах, вузах, на образовательных курсах преподаватели часто просят студентов написать эссе определенного типа.
- Аналитическое эссе. Его цель — детально разобраться в проблеме, оценить ее с разных сторон, выявить закономерности и нюансы. Такой тип эссе акцентируется на логическом анализе, аргументации и фактах.
- Рефлексивное эссе. В этом варианте основное внимание уделяется личному восприятию, самоанализу и эмоциональному состоянию автора. Рефлексивное эссе позволяет не столько доказывать объективные истины, сколько делиться своими переживаниями, внутренними конфликтами и наблюдениями за собственным опытом.
- Убедительное (аргументативное) эссе. Автору важно доказать правильность определенной точки зрения или повлиять на мнение аудитории логическими аргументами и примерами. В этом случае автор стремится не только изложить свою позицию, но и убедить читателя в ее обоснованности.
- Описательное эссе. В нем акцент сделан на создании яркого образа, передаче атмосферы или детальном изображении какого-либо явления. Такая форма позволяет погрузить читателя в определенное настроение или обстановку с помощью образных средств и впечатлений автора.
- Повествовательное эссе. Его основная цель — рассказать историю, личный опыт или привести конкретный пример. Повествовательное эссе сочетает элементы рассказа с размышлением, позволяя автору через сюжет показать свое видение определенной проблемы или ситуации.
Структура эссе
Четкая структура — залог успешного эссе. Она помогает автору последовательно изложить мысль, а читателю — легко понять ее суть
Эссе — жанр свободный, но это не означает, что писать его можно как угодно. Несмотря на отсутствие жестких правил, хорошее эссе подчиняется определенной внутренней логике и имеет четкую структуру.
«Хотя структура эссе гибкая, важно, чтобы все его части были логически связаны. Вступление должно вести к тезису, тезис — подкрепляться аргументами, а заключение — быть результатом размышлений. Структура — это не формальность, а способ организовать мысль и донести ее до читателя понятно и убедительно».

Вступление
Вступление — это начало эссе, его «лицо». Оно должно заинтересовать читателя, задать направление размышления и подвести к основной идее. Часто во вступлении автор обозначает проблему или формулирует вопрос, на который далее будет искать ответ.
Важно избегать общих фраз вроде «Во все времена люди задумывались…» или «Всем известно, что…». Лучше сразу перейти к сути, используя риторический вопрос, личное наблюдение или цитату, которая точно передает тему. Например: «Почему мы так боимся неудач? Может быть, страх ошибки сдерживает нас сильнее, чем сама ошибка?» Такое начало вовлекает в размышление и сразу подводит к теме «Страх перед неудачей».
Хорошее вступление не должно быть длинным — достаточно трех—пяти предложений. Оно не должно раскрывать тему полностью, а лишь обозначить проблему и вызвать интерес.
Тезис
Тезис — это основная мысль эссе, утверждение, которое автор будет раскрывать или доказывать. Обычно его формулируют в конце вступления или сразу после него.
Хороший тезис соответствует следующим характеристикам: краткий (одно-два предложения), четкий (не допускает двусмысленности), дискуссионный (предполагает возможность спора или размышления), отметила Ася Гасымова.
Пример тезиса: «Настоящая свобода — это не право делать все, что хочется, а умение выбирать и нести за выбор ответственность». Этот тезис отражает точку зрения автора и задает направление дальнейшим аргументам.
Аргументы и примеры
Когда тезис сформулирован, приходит черед его обосновать. Обычно приводят два-три аргумента — факта, логических рассуждения или наблюдения, которые подтверждают заявленную мысль. К каждому аргументу стоит добавить пример — из личного опыта, литературы, истории, общественной жизни.
Пример: «Свобода невозможна без внутренней дисциплины. Если человек не умеет отказывать себе в сиюминутных желаниях, он становится заложником своих импульсов. Так, герой романа Достоевского «Игрок» считает себя свободным, но на деле зависим от игромании».
Каждый аргумент логически связан с тезисом. Между абзацами уместны переходные фразы: «Кроме того...», «Еще один пример...», «Важно отметить, что…».
Заключение
Заключение — это последняя часть эссе, в которой подводится итог рассуждения. Здесь не вводят новых фактов или примеров. Задача этой части эссе — обобщить сказанное, напомнить о тезисе и кратко сформулировать вывод.
Заключение может отвечать на вопрос, поставленный во вступлении, либо возвращать читателя к начальной мысли, но уже с учетом всех доводов. К примеру: «Таким образом, свобода — не вседозволенность, а способность к осознанному выбору. Только приняв ответственность за свою жизнь, человек по-настоящему становится свободным».
Иногда уместно закончить эссе риторическим вопросом или афористичной фразой, которая резюмирует размышление и оставляет пищу для размышлений.
Правила написания эссе
Каким бы свободным ни был жанр эссе, у него есть определенные требования. Если их не соблюдать, текст будет рыхлым и сбивчивым, предупреждают эксперты. «Это не означает, что текст должен быть жестко формальным. Напротив, соблюдая структуру и ясность, вы получаете свободу для настоящей творческой работы: выражать себя, задавать вопросы, делиться открытиями. Именно в этом и заключается сила жанра», — отмечает Ася Гасымова. Она рассказала об основных правилах написания эссе.
- Не пишите много. Эссе — жанр краткий. В классическом понимании его объем составляет от одной до трех страниц (обычно до 5 тыс. знаков). Это не статья и не исследование. Ценность эссе — в лаконичности, умении выразить мысль точно и емко. При превышении объема текст теряет жанровую четкость.
- Пишите ясно. Несмотря на свободу формы, эссе должно иметь логичную структуру: вступление, тезис, аргументы и вывод. Каждая часть не просто следует одна за другой, но органично вытекает из предыдущей. Без этой логики текст превращается в поток мыслей без цели.
- Выбирайте один тезис на текст. В центре эссе всегда одна мысль, которую автор доказывает или осмысляет. Не стоит пытаться охватить несколько тем одновременно. Один четкий тезис позволяет сосредоточить рассуждение и избежать рассеянности.
- Выражайте свое мнение. Эссе — это прежде всего размышление от первого лица. Важно не просто передать информацию, а показать, как вы ее переживаете, осмысляете, к чему приходите. В такого рода тексте не просто допустимы, а желательны личные примеры, наблюдения, впечатления.
- Подкрепляйте аргументами. Эссе — не поток эмоций, каждый тезис желательно сопровождать хотя бы одним аргументом или примером. Это может быть факт из истории, сцена из книги, собственный опыт. Без доказательности текст превращается в декларацию.
- Позаботьтесь об образности языка. Эссе допускает метафоры, эпитеты, афористичность. В отличие от научного текста здесь приветствуется индивидуальность и образный стиль, даже легкая литературная игра. Но важно не переборщить: пафос и перегруженность сравнениями вредят восприятию.
- Думайте о читателе. Хорошее эссе не только отражает мысли автора, но и разговаривает с читателем. Поставьте себя на его место: интересно ли будет? Понятен ли ход рассуждения? Вызывает ли текст отклик?
- Следите за грамотностью. Орфография, пунктуация и стилистика имеют значение. Даже сильная мысль теряется в тексте, полном ошибок. Правильное оформление — показатель уважения к языку и читателю.
- Будьте оригинальны. Копирование чужих формулировок, избитые фразы, заимствованные выводы — это не эссе. Даже если вы рассуждаете на общую тему, важно, чтобы в тексте звучал ваш голос и ваша позиция. Не бойтесь быть нетривиальным.
- Не бросайте текст. Эссе должно иметь четкое завершение, даже если оно открытое. Последний абзац — это либо вывод, либо возвращение к вопросу, либо точка размышления. Эссе не может просто оборваться.
Как писать эссе
Чтобы писать хорошо, важно не бояться — ни выражать мнение, ни искать свою интонацию
В эссе особенно важно умение ясно и лаконично выражать мысли, логично строить текст и оставаться при этом самим собой.
- Определите тему и задайте себе вопрос, на который хотите ответить. Это может быть что-то широкое («Что такое успех?») или конкретное («Почему мы боимся перемен?»). Вопрос помогает задать направление мысли и не расплываться.
- Сформулируйте основную мысль в одном-двух предложениях. Это ваша позиция, идея, которую вы будете доказывать. Она должна быть четкой и вызывать интерес.
- Набросайте план (пусть и краткий). Даже в свободной форме для эссе важна логика. Составьте план из трех частей: вступление, основная часть (с аргументами), заключение. Не пишите «вслепую» — вы рискуете отвлечься, свернуть с намеченной цели.
- Начните с интересного вступления. Первые строки должны увлечь читателя. Можно использовать риторический вопрос, короткую историю, цитату, наблюдение. Избегайте шаблонных фраз.
- Пишите от первого лица — живо, но не фамильярно. Эссе — личный жанр, поэтому в нем уместны местоимения «я», «мне», но важно сохранить уважительный тон. Это не пост в блоге, а интеллектуальное высказывание.
- Используйте аргументы и примеры. Каждый аргумент — это причина, почему ваш тезис справедлив, а примеры делают текст убедительным. В качестве примеров подойдут как истории из жизни, так и эпизод из книги или фильма, исторический факт.
- Следите за логикой и связками. Между абзацами должны быть смысловые мостики: «еще один довод», «в отличие от этого», «таким образом». Так текст читается легко и последовательно.
- Завершите эссе эффектно. В заключении подведите итог или вернитесь к началу, чтобы «замкнуть» мысль.
- Редактируйте. Когда работа над эссе закончена, отложите текст, а потом перечитайте. Уберите лишнее, уточните формулировки, исправьте ошибки. Хорошее эссе рождается в редактировании.
Пример эссе
Заголовок: «Право на ошибку».
«Иногда нам кажется, что ошибаться — стыдно. Что ошибка — признак слабости, глупости или некомпетентности. Мы стараемся изо всех сил избежать ее, даже если для этого нужно не рисковать, не говорить вслух, не пробовать.
Однако не ошибается только тот, кто ничего не делает. Ошибка — не провал, а часть пути. Каждый новый навык, будь то игра на скрипке или работа с цифрами, начинается с неуверенности. Мы спотыкаемся, путаем, возвращаемся назад — и только так сможем продвинуться вперед.
Самые интересные открытия человечества рождались из сомнений, слепых поисков, неправильных гипотез. Если бы наука боялась ошибаться, она бы не развивалась вовсе.
Даже в повседневной жизни, чтобы стать лучше — в отношениях, работе, личностном росте, — нужно позволить себе быть несовершенным. Учиться. Пересматривать. Начинать заново.
Право на ошибку — это не слабость. Это смелость. Это честность. Это признание того, что мы живем, а не застыли раз и навсегда в правильной позе».
Каких ошибок важно избегать: комментарий эксперта
Даже талантливый автор может допустить ошибки, которые сделают эссе тяжеловесным, неубедительным или формальным. Вместе с Асей Гасымовой составили перечень наиболее частых недочетов, которые мешают тексту «зазвучать» и передать суть мысли.
- Перегруженность. Эссе должно быть легким для восприятия. Одна из главных ошибок — излишняя сложность формулировок, длинные фразы, чрезмерное количество причастий, метафор или научных терминов. Это затрудняет чтение и создает ощущение перенасыщенности. Чем проще и точнее мысль, тем убедительнее она звучит.
- Отсутствие четкого тезиса. Если у эссе нет основной идеи, оно теряет смысл. Расплывчатые формулировки вроде «жизнь — это сложная штука» или «каждый сам выбирает путь» не работают. Тезис должен быть конкретным, сформулированным в одном-двух предложениях и ясно прослеживаться на всем протяжении текста.
- Нарушение логики изложения. Часто текст не имеет внутренней логики: нет переходов между абзацами, аргументы не вытекают из тезиса. В итоге эссе становится набором разрозненных мыслей, а не целостным рассуждением.
- Слабая аргументация. Автор выражает мнение, но не подтверждает его ничем: ни примерами, ни фактами, ни логикой. Или же аргументы поверхностны и очевидны. Например: «Чтение полезно, потому что развивает». Такую мысль нужно развивать и подкреплять конкретикой.
- Обилие общих фраз. Шаблонные выражения вроде «во все времена», «с древности люди стремились…», «каждый человек индивидуален» не добавляют ценности тексту. Они размывают мысль и делают текст безликим. Эссе должно быть личным, живым, оригинальным.
- Слишком длинное вступление или заключение. Вступление не должно быть «разогревом» на полстраницы. Достаточно трех—пяти предложений, чтобы обозначить тему и проблему. Заключение — не место для новых мыслей, оно должно подвести итог, а не начинать заново.
- Грамматические и пунктуационные ошибки. Даже сильная мысль меркнет, если текст полон опечаток, неверных форм слов, ошибочных оборотов. Ошибки разрушают доверие к автору, отвлекают от сути и делают текст небрежным.
- Отсутствие заключения. Частая ошибка — «зависшее» эссе, когда автор заканчивает текст, не подведя итог. Заключение — важный элемент композиции: именно оно оставляет впечатление. Даже если вывод краткий, он должен быть.