В правительстве обсудили ужесточение правил езды на электросамокатах

. Как отреагировали сервисы аренды

В правительстве обсудили запрет езды на электросамокатах по тротуарам

Обновлено 01 апреля 2025, 10:17
Власти предлагают ввести обязательное использование шлема при передвижении по дороге на электросамокате или электровелосипеде
Фото: YuryKara / Shutterstock / FOTODOM

Власти предлагают ввести обязательное использование шлема при передвижении по дороге на электросамокате или электровелосипеде

В правительстве России состоялось совещание, на котором обсудили ужесточение правил дорожного движения для средств индивидуальной мобильности (СИМ), к которым относятся электросамокаты и электровелосипеды.

Об этом пишет РБК со ссылкой на собеседника, участвующего в обсуждении, и источник в сфере транспорта.

Что предлагается

  1. Относить электровелосипеды мощностью от 100 до 250 Вт к СИМ, а с бoльшим показателем — к мопедам.
  2. Запретить передвигаться на всех СИМ по тротуарам.
  3. Ввести обязательное использование шлема при передвижении по дороге.
  4. Поднять разрешенный возраст передвижения на СИМ с 14 до 16 лет.
  5. Запретить передвигаться на СИМ двум и более людям одновременно.

Вместо полного запрета передвижения на СИМ по тротуарам представители власти обсуждают альтернативу — введение приоритета движения для электросамокатов и электровелосипедов по велодорожке, правому краю дороги и в последнюю очередь — по тротуару. Как водитель СИМ будет определять этот приоритет, не уточняется. Проект поправок планируется доработать и направить в аппарат правительства до 3 апреля.

Мнения сторон обсуждения

В сервисе аренды электросамокатов Whoosh поддержали уточнение возрастных категорий и отметили, что маломощные устройства, подобные их самокатам, логичнее приравнять к велосипедам и разрешить движение по обочине и правому краю дороги.

Представитель компании «МТС Юрент» считает, что вывод СИМ на проезжую часть без развитой велоинфраструктуры в российских городах спровоцирует хаос и повысит аварийность на дорогах с летальным исходом, поскольку «водители электросамокатов по факту так же уязвимы перед механическими транспортными средствами, как пешеходы».

Директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман заявила, что электросамокат не должен соседствовать как с пешеходами, так и с автомобилями и мотоциклами, поэтому ему нужна своя зона. Единственным «здравым» способом убрать этот социальный конфликт является расширение велоинфраструктуры, чему, по мнению Эрдман, сейчас уделяют недостаточно внимания.

Сервис «Яндекс» сообщил, что 20% курьеров в Москве используют их электровелосипеды с ограничением скорости до 25 км/ч. Все устройства оснащены IoT-модулями для контроля соблюдения ПДД, а курьеры проходят обучение и обеспечиваются страховкой.

Про ДТП с электросамокатами

Ранее РБК Life рассказал, что за девять месяцев прошлого года было зарегистрировано 3897 аварий с СИМ, что на 47,2% больше по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. Погибли 44 человека, в том числе шестеро несовершеннолетних, пострадали 4052 человека, среди них 1392 ребенка. При этом 34,2% ДТП с СИМ зафиксировано на тротуарах и в пешеходных зонах.

Также редакция выяснила у юристов, как действовать пешеходам, которые пострадали в ДТП с участием электросамоката. Порядок действий такой:

  • если есть травмы, сначала вызвать врачей для оказания медпомощи и фиксации повреждений, потом — полицию, чтобы составили протокол. В Москве и некоторых других городах уже есть группы разбора ДТП с электросамокатами;
  • зафиксировать все, что поможет в разборе ДТП, — это важно, особенно если самокатчик скрылся или не признает вину. Желательно записать его данные, контакты свидетелей, сделать фото/видео с места происшествия. Если самокатчик на месте, то зафиксировать его лицо, самокат (номер), повреждения, место происшествия;
  • если самокат кикшеринговый (арендный) — зафиксировать номер самоката и название компании, можно сразу написать в поддержку кикшеринга.

Далее, если виновник отказывается возмещать причиненный вред и ущерб, обращаться в суд и взыскать компенсацию за вред здоровью и морально-нравственные страдания. Подробную эксклюзивную инструкцию юристов читайте здесь.

Поделиться