С 1 апреля вступает в силу новый закон о рекламе. Кто обязан платить сбор
. Размер штрафов может достигать 500 тыс. руб.С 1 апреля владельцев телеграм-каналов обяжут платить 3% с дохода от рекламы

С 1 апреля в России вступят в силу поправки к закону о рекламе. Они обязывают распространителей интернет-рекламы, которые работают на российскую аудиторию, выплачивать 3% с дохода в бюджет.
Источники РБК на рынке рекламы уже сообщили, что ряд телеграм-каналов и интернет-платформ начали уведомлять клиентов о повышении цен на свои услуги по распространению рекламы на 3% с 1 апреля.
Как это будет работать и кому грозит штраф, разбирался РБК Life.
Что изменится
В декабре прошлого года Владимир Путин подписал закон, согласно которому распространители рекламы в сети Интернет обязаны будут отчислять в бюджет 3% от дохода, полученного за квартал.
«Обязательные отчисления, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, устанавливаются в размере 3% от базы расчета обязательных отчислений, определяемой в соответствии с ч. 3 настоящей статьи», — говорится в документе.
Процент вычитается из дохода, который распространитель рекламы или же оператор рекламных систем получил в течение квартала.
Введение нового сбора власти объяснили необходимостью поддержки российских IT-компаний. Деньги собираются направить на развитие отечественных технологий.
Еще до подписания закона глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин обращался к правительству с просьбой уточнить правила взимания новых обязательных отчислений для распространителей рекламы.
Новый документ, по его словам, не исключает, что уплаченная сумма будет облагаться отчислениями несколько раз — в зависимости от количества участников цепочки распространения рекламы. Это может привести к существенному росту стоимости распространения рекламы, предупредил тогда Шохин.
Он предложил облагать обязательными отчислениями доход только рекламораспространителя или оператора рекламных систем, заключившего договор на распространение рекламы с рекламодателем.
Кто будет обязан платить сбор
Платить сбор должны все, кто размещает рекламу на своей площадке:
- владельцы телеграм-каналов (вне зависимости от численности аудитории);
- авторы блогов;
- рекламные посредники и агентства;
При этом рекламодатели, которые заказывают рекламу своего товара или услуг, не обязаны вносить этот платеж.
Как это будет работать
Получивший доход от рекламы должен самостоятельно отчислить 3% в бюджет. Контролировать уплату сбора будет Роскомнадзор. Деньги должны поступить в течение 10 дней, по истечении этого срока начнется процедура взыскания. Размер штрафов может достигать 500 тыс. руб.
В конце марта Госдума приняла во втором и третьем чтениях законопроект о запрете рекламы в Instagram и Facebook (обе площадки входят в корпорацию Meta, признаны экстремистскими и запрещены в России). Закон вступит в силу с 1 сентября 2025 года.
Ответственность за нарушение запрета будут нести рекламодатель и рекламораспространитель. Штрафы за нарушение для физлиц составят от 2 тыс. до 2,5 тыс. руб., для должностных лиц — от 4 тыс. до 20 тыс. руб., для юрлиц — от 100 тыс. до 500 тыс. руб.