Госдума приняла закон о запрете рекламы в Instagram. Что это значит

. Аналогичное ограничение уже действует на ресурсах иноагентов

Госдума запретила рекламу на сайтах нежелательных организаций

Обновлено 25 марта 2025, 13:13
Михаил Гребенщиков / РБК
Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

Госдума приняла во втором и третьем чтениях законопроект о запрете рекламы в Instagram и Facebook (обе площадки входят в корпорацию Meta, признаны экстремистскими и запрещены в России). Закон вступит в силу с 1 сентября 2025 года, говорится на сайте нижней палаты парламента. До этого его должны одобрить Совет Федерации и президент.

Что под запретом

Устанавливается запрет на распространение рекламы на информационных ресурсах иностранных или международных организаций, деятельность которых признана нежелательной в России, а также на ресурсах компаний, деятельность которых признана экстремистской и запрещена в стране.

Ответственность за нарушение запрета будут нести рекламодатель и рекламораспространитель. Штрафы за нарушение для физлиц составят от 2 тыс. до 2,5 тыс. руб., для должностных лиц — от 4 тыс. до 20 тыс. руб., для юрлиц — от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

Первое чтение законопроекта об ограничении рекламы на запрещенных площадках прошло еще в июле 2024 года. Документ стал «логичным продолжением уже принятых инициатив», заявил «Известиям» зампред комитета по безопасности Анатолий Выборный.

«Сегодня создалась ситуация, когда, несмотря на запрет деятельности ряда нежелательных или запрещенных в России иностранных организаций, в том числе соцсетей, на них продолжает размещаться реклама», — пояснил Выборный.

По его словам, стоимость рекламы даже выросла, как и заработок публикующих ее блогеров. «Вместе с ними на рекламе зарабатывают и владельцы недружественных России соцсетей, которые разжигают враждебность в отношении нашей страны и ее граждан. Мы должны это пресечь», — уверен депутат.

К чему приведет запрет

По данным сервиса ADinBlog, в 2024 году рейтинг успешных инфлюенсеров возглавила Ксения Собчак. Журналист заработала на размещении постов и сторис в одной из запрещенных соцсетей более 37 млн руб. Следом — телеведущая Ксения Бородина. Она получила от рекламы доход почти в 30 млн руб. У блогера Иды Галич доход от рекламы составил почти 13 млн руб. У шоумена Павла Воли — 8 млн руб.

Российские блогеры, которые зарабатывают на рекламе через упомянутые в законопроекте платформы, столкнутся с серьезными финансовыми трудностями, считает управляющий партнер агентства цифровых коммуникаций Heads'made Ярослав Мешалкин.

«Для некоторых это может стать даже причиной ухода с рынка или поиска альтернативных источников дохода. Возможно, часть контент-мейкеров перейдут на российские платформы (например, VK, Rutube, «Дзен»), что может стимулировать развитие этих сервисов», — объяснил эксперт.

При этом рекламодатели, которые ориентировались на зарубежные платформы, будут вынуждены перераспределять бюджеты. Это может привести к росту спроса на рекламу в российских соцсетях, однако ее эффективность только предстоит оценить, подчеркнул Мешалкин.

При запрете рекламы в зарубежных соцсетях вырастет стоимость размещений на других площадках, такую точку зрения высказал «Коммерсанту» основатель рекламного агентства PurpleDoor Алексей Пак.

«Именно в этих социальных сетях вырастет серый рынок рекламы, все остальное начнет умирать потихонечку. Будет больно малому и среднему бизнесу. Следующая история — это уход аудитории в Telegram, повышение стоимости рекламы там, уход рекламодателей в VK с увеличением стоимости рекламы, при этом с сомнительной эффективностью. И останется RuTube, получается», — считает собеседник газеты.

Аналогичный запрет уже действует в отношении рекламы на ресурсах иноагентов. В случае, если внесенный Минюстом в реестр иноагентов продолжит размещать рекламу, тогда он получит штраф в размере до 50 тыс. руб. для физлиц и до 500 тыс. руб. для юрлиц. После двух административных нарушений иноагента могут привлечь к уголовной ответственности. Рекламодателям грозит штраф до 300 тыс. руб.

Поделиться