«Мелочи жизни»: почему нужно смотреть драму с Киллианом Мёрфи

. В основу фильма легли реальные события в приютах Магдалины

Фильм «Мелочи жизни» с Киллианом Мёрфи вышел в российский прокат

Обновлено 14 марта 2025, 09:17
Киллиан Мёрфи в фильме «Мелочи жизни»
Фото: Big Things Films/ Про:взгляд

Киллиан Мёрфи в фильме «Мелочи жизни»

В российский прокат вышла ирландская драма «Мелочи жизни», в продюсерах которой фигурируют Мэтт Деймон, Бен Аффлек и Киллиан Мёрфи. Последний сыграл главную роль — отца семейства с пятью дочерьми в городе Нью-Росс, которым заправляет католический монастырь.

Картину создали на базе короткого романа Клэр Киган о приютах (прачечных) Магдалины, позорно известных монастырских учреждений, где «перевоспитывали» так называемых падших женщин. Фильм, снятый режиссером «Острых козырьков» Тимом Милантсом, заполучил рейтинг 93% на Rotten Tomatoes и оценку 82 балла на Metacritic (заблокирован в России).

Рассказываем, почему история, разворачивающаяся в другой стране и в другой, пусть и не так отдаленной эпохе, напоминает сразу и «Левиафана», и чеховские сюжеты о маленьких людях.

Торговец углем Билл Ферлонг (Киллиан Мёрфи) растит с женой Айлин (Айлин Уолш) пятерых дочерей, все они учатся или будут учиться в школе при монастыре на окраине города Нью-Росс. Уходит 1985 год, скоро Рождество, и празднично настроенные жители украшают свои дома и распределяют скромные бюджеты на подарки и угощения.

Молчаливый Ферлонг под грузом тяжелой работы весь согнулся, опустив взгляд в землю под ногами, но что-то засевшее в нем глубоко не позволяет ему отвернуться от случайно встреченного на дороге, кажется, голодного мальчишки. Или не заметить, как в монастырь, куда он возит уголь, насильно тащат девушку, которая умоляет мать не отдавать ее в приют. Все в городе знают о существовании этого места и все не желают вмешиваться в то, что творится там с «падшими» девушками. Ведь монахини так много делают для жителей Нью-Росса! Билл сталкивается с дилеммой маленького человека: выступить против зла или промолчать, отвести взгляд, покорно опустить голову, принять откуп, умыть руки. Он делает это дважды, и камера Франка ван ден Эедена («Террор») пристально и недвусмысленно осматривает этот процесс сверху.

Купить билеты в кино
Купить билеты в кино
Найти сеансы

В основе «Мелочей жизни» — небольшой одноименный роман Клэр Киган, ирландской писательницы, автора рассказов о семейных конфликтах и тревогах, вышедший в 2021 году. В нем она попыталась осмыслить не поддающуюся осмыслению беду, постигшую десятки тысяч женщин (в титрах к фильму называют 56 тыс.), угодивших в прачечные Магдалины. В этих учреждениях девочек, девушек и женщин, провинившихся, ослушавшихся или ожидающих родов, держали в тюремных условиях, заставляя тяжело трудиться. Новорожденных отбирали у матерей и отдавали за плату на усыновление в другие семьи.

Одна из самых известных «воспитанниц» приюта Магдалины, ирландская певица Шинейд О'Коннор, в 1992 году навлекла на себя гнев общественности, выступив против католической церкви публично в эфире шоу Saturday Night Live. Это разрушило ее карьеру. Последнюю прачечную Магдалины закрыли в 1996 году. «Мелочи жизни» можно поставить рядом с «Мальчишками из «Никеля», еще одной драмой об угнетении уязвимых групп, вышедшей в 2024 году. Правда, в фильме РаМелл Росса, номинированном на «Оскар», повествование велось от лица живущего в исправительной школе темнокожего подростка, но зритель видел его глазами как произвол, так и чудовищное безразличие общества.

«Мелочи жизни», снятый за $3 млн, впервые показали в феврале 2024 года на Берлинском кинофестивале, где его приняли очень хорошо. Возвращение Киллиана Мёрфи после оскаровского триумфа (за роль в «Оппенгеймере» Кристофера Нолана) на контрасте тихое, но впечатляет не меньше. Тишина эта звучит еще отчетливее над пропастью, которую стараются игнорировать обыватели города. Герой Мёрфи на крупных планах почти без слов, одним взглядом выражает все, что тяготит его душу, и сложно не подключиться к этому постепенному осознанию кошмара, который стучит молоточком в двери.

Переключение Ферлонга с обывательского неучастия происходит деликатнее, чем в упомянутом «Левиафан», чей герой идет против системы с шашкой наголо. Это тонкая, почти неуловимая трансформация сознания через глубокую рефлексию, которую Мёрфи передает в языке тела и заполненном сомнениями взгляде. В целом, если не копать глубоко, весь фильм артист, который только что изобрел атомную бомбу у Нолана, ходит с тревожным лицом.

Приюты Магдалины существовали и процветали с молчаливого согласия общества, подмятого церковными привилегиями и подачками, выдаваемыми за милость и благодать. Олицетворяющая этот порядок в фильме сестра-настоятельница Мэри (Эмили Уотсон из сериала «Чернобыль») ведет себя, точно глава могущественной мафии, раздавая грязные деньги и усыпляя бдительность приглашением на чай у камина. Под ее взглядом Ферлонг превращается в маленького мальчика, неспособного посмотреть могучему произволу в глаза, и после такой аудиенции его закономерно накрывает паническая атака.

Ферлонг часто перемещается в прошлое: мучительно вспоминает обстоятельства своего появления на свет. И выясняет, что его мать вполне могла стать узницей прачечных, если бы ее не приютила богатая протестантка миссис Уилсон (Мишель Фэйрли из «Игры престолов»). Именно осознание своей близости с жертвами перемещает его наконец с мертвой точки сомнений, подкрепляемых супругой (Айлин Уолш перешла в «Мелочи жизни» из «Сестер Магдалины» 2002 года, посвященных приютам) и приятельницей, хозяйкой местного бара. Да и целым городом, населенным маленькими людьми, спешащими выразить благодарность церковным сестрам, чтобы ненароком не обидеть их, не прогневать.

Примечательно, что в фильме, который открывает и закрывает звон колоколов, нет очевидного акцента на рьяной религиозности персонажей и жителей города. Они соблюдают ритуалы (дети поют в церковном хоре, монастырь собирает воскресные службы), но не более. Тем страшнее гнет монастырской благочестивости, замывающей следы преступлений и жестокости, исходящей от женщин по отношению к женщинам, а там и ко всем остальным.

Что может один торговец углем, обремененный пятью дочерьми, противопоставить этой реальности? Ничего. Разве что не рвать на себе волосы, а сделать какое-то одно маленькое хорошее дело. В конце концов, нет ничего благороднее, чем помочь тем, кому очень худо.

Поделиться