Что делать, если взломали «Госуслуги». Как это узнать и куда обращаться

. Советы, как защитить свою учетную запись
Обновлено 13 марта 2025, 07:51
Портал госуслуги
Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

Портал госуслуги

Взлом аккаунтов и кража персональных данных из личных кабинетов «Госуслуг» — один из способов мошенничества. Преступникам интересны все данные профиля: сведения из паспорта, номер телефон и даже имена супруга или детей. Обезопасить свой аккаунт можно, использовав многоступенчатую авторизацию и сложные пароли. Если вас уже взламывают, действовать нужно быстро. Рассказываем, как понять, что у вас пытаются украсть аккаунт к «Госуслугам», и как обезопасить себя.

Эксперты в материале:

Михаил Божор
Михаил Божор
Генеральный директор юридической фирмы «Афонин, Божор и партнеры»
Мария Спиридонова
Мария Спиридонова
Член Ассоциации юристов России

Что такое «Госуслуги»

«Госуслуги» — это портал для доступа государственным и муниципальным сервисам. Практически все контакты с госорганами можно осуществлять через личный кабинет на сайте. Благодаря этому россияне избавлены от необходимости ходить в разные инстанции, заполнять бумаги от руки, забирать документы самостоятельно.

Многие заявления можно подать онлайн через «Госуслуги», подписав их с помощью ЭЦП (электронная цифровая подпись). К порталу подключены ключевые учреждения, такие как ФНС, МВД, Росреестр, Минздрав для записи к врачу, ФССП, региональные администрации, загсы и МФЦ. Это лишь часть организаций, с которыми можно контактировать через «Госуслуги».

Для чего нужны «Госуслуги»

У «Госуслуг» широкий функционал, который регулярно пополняется. С помощью сайта можно:

  • оформить документы: загранпаспорт, паспорт РФ, водительские права;
  • записаться в госучреждения: к врачу, в ГИБДД, МФЦ;
  • оплачивать штрафы, налоги, госпошлины;
  • получить справки: о судимости, месте жительства, выписки из реестров;
  • подать заявления: на пособия, льготы, регистрацию брака;
  • следить за начислениями: пенсии, детские выплаты, налоговые начисления.

Зачем мошенникам «Госуслуги»

Мошенники охотятся либо за доступом к аккаунту, чтобы провести какие-то операции, чаще всего финансовые, либо, для продажи персональных данных на черном рынке [1]. Личный кабинет на «Госуслугах» содержит большой объем личной информации, которая интересна злоумышленникам, отмечает Мария Спиридонова, член Ассоциации юристов России. В персональных профилях пользователей хранятся паспортные данные, индивидуальный страховой номер, информация о принадлежащей недвижимости и прочие конфиденциальные сведения. Эти данные предоставляют мошенникам широкие возможности для махинаций, включая, например, схемы с переводом средств на так называемые безопасные счета.

В целом неправомерный доступ к личным кабинетам «Госуслуг» довольно распространенная схема. По данным Генпрокуратуры, только в 2024 году было совершено 50 тыс. таких преступлений.

Зачем мошенникам «Госуслуги» [1]

Оформление займов

По многим документам, которые загружены в профиль на «Госуслугах», можно оформить кредит. Если профиль взломали с этой целью, то владелец аккаунта станет обладателем займа, который он не брал. Мошенники могут использовать для этого паспортные сведения, подгруженные в заявках сканы документов, справки 2-НДФЛ, которые можно заказать онлайн через сервис. Кстати, в том числе для борьбы с мошенниками с 1 марта 2025 года на «Госуслугах» появилась новая опция, которая позволяет поставить самозапрет на выдачу кредита.

Кража выплат

С помощью «Госуслуг» можно оформить различные выплаты, в том числе налоговые. Одна из таких — вычет, он положен при покупке недвижимости, плате за обучение, лечение и многих других тратах. Сумма вычета варьируется от нескольких тысяч до сотен тысяч рублей. Эти деньги могут стать объектом интереса мошенников. Через взломанный аккаунт преступники не только получат доступ к персональным данным, но могут подать заявление на вычет якобы от вас, указав при этом свои реквизиты [1].

Продажа данных в даркнете

Все личные данные, включая Ф. И. О., паспорт, СНИЛС, номер телефона, — это основа массовых рассылок спама и телефонного мошенничества. Преступники получают их разными способами, в том числе через взлом личных кабинетов пользователей на порталах государственных услуг. Интерес мошенников понятен — такие аккаунты содержат, как правило, сразу всю необходимую информацию. Ее могут продать на черном рынке для рассылок либо использовать для подделки документов или регистрации серых компаний.

Получить доступ к вашим близким

Помимо персональных данных, в личном кабинете на «Госуслугах» может быть информация о ваших родственниках — супруге, детях, родителях. Эти данные также интересны преступникам, в том числе для организации телефонных атак. В этом случае схема мошенничества может быть многоуровневой: сперва взламывают аккаунт, с помощью авторизации через «Госуслуги» оформляют электронную сим-карту, а после используют ее для звонков от имени жертвы [1].

«Существует несколько основных методов взлома аккаунта на «Госуслугах».

Первый — получение информации о логине и пароле пользователя, а также SMS-кода для авторизации так называемыми методами социальной инженерии. То есть звонок с указанием, что «Вам нужно обновить СНИЛС», «Вы вправе получить социальную помощь от правительства Москвы», «Срок действия вашего номера подходит к концу» и так далее. Важно, что мошенники могут аналогичным образом, например по информации из соцсетей, узнать ответ на контрольный вопрос для восстановления пароля (примеры: «день рождения дочери», «кличка собаки»).

Второй — это хакерские атаки на устройство пользователя с установкой вредоносных приложений, которые пересылают злоумышленникам учетные данные, а также SMS-сообщения. Зачастую вирусы распространяют через мессенджеры или соцсети с предложением пользователю перейти по определенной ссылке, часто отправленной со взломанного аккаунта родственника или знакомого.

Есть еще фишинг — метод, сходный с предыдущим. Пользователю направляют ссылку на ресурсы, совпадающие по содержанию с порталом «Госуслуг» или сайтами государственных органов, где просят ввести учетные данные».

Михаил Божор
Михаил Божор
Генеральный директор юридической фирмы «Афонин, Божор и партнеры»

Как узнать, что взломали «Госуслуги»

Если ваш аккаунт на «Госуслугах» взломали, можно заметить ряд подозрительных признаков [2]. Вот на что стоит обратить внимание:

  • Неожиданное уведомление о входе в виде SMS с кодом. Это явное свидетельство того, что кто-то пытается получить доступ к вашему аккаунту.
  • Поменялись данные в профиле, например телефон для уведомлений, email или банковские реквизиты. Это можно проверить в разделе «Настройки профиля».
  • Исчезли или изменились заявки на услуги. В личном кабинете появились не ваши запросы (например, заявление на пособие, штрафы, кредиты). Пропала история прошлых обращений.
  • Появились новые начисления или задолженности в разделе «Штрафы и задолженности». Возможно, мошенники оформили кредит.
  • Вы не можете войти в аккаунт. Ваш пароль не подходит, а email для смены пароля не совпадает с вашим. Мошенники сразу сделали все, чтобы вы не получили доступ к своим «Госуслугам».

Что делать, если аккаунт на «Госуслугах» взломали

Если вы подозреваете, что ваш аккаунт подвергается атаке или уже украден, нужно срочно предотвратить взлом либо блокировать профиль [3]. Вот что может помочь.

  1. Поменяйте пароль и настройте двухфакторную защиту: старайтесь придумывать сложные пароли, никак не связанные с вами персонально. Если доступа к аккаунту уже нет, попробуйте восстановить его через телефон или email. Это поможет, когда мошенники еще не успели сменить эти данные в кабинете.
  2. Выйдите из своего аккаунта на всех устройствах: телефоне, компьютере, планшете. Это можно сделать на самих «Госуслугах». Зайдите в Профиль -> Безопасность -> Действия в системе -> Выйти -> Мобильные приложения -> Выйти. Сделать это нужно как можно быстрее, пока мошенники не взломали доступ и не сменили пароли на свои.
  3. Проверьте данные: телефон, email, банковские реквизиты, адрес регистрации и паспортные данные. Если что-то изменилось, срочно измените на ваши личные и пароль.
  4. Проверьте заявки и задолженности: посмотрите, не совершались ли какие-либо действия от вашего лица. Для этого зайдите в личный кабинет -> Профиль -> Безопасность -> Действия в системе. Если вы видите, что от вашего имени оформлены заявки в какие-то учреждения, обязательно свяжитесь с ними и отзовите. Это касается в том числе разрешений на совершение различных действий.

Куда обращаться, если взломали «Госуслуги»

Если уже очевидно, то вы потеряли доступ к вашему аккаунту, то нужно обратиться за помощью.

  • Обратитесь в техподдержку «Госуслуг» по бесплатной горячей линии 8-800-100-70-10, она работает круглосуточно. На сайте госуслуг можно оставить обращение в разделе «Помощь»;
  • Заявите о факте кражи по телефону 112 или в районном отделении.
  • Проверьте свою кредитную историю. Это можно сделать на сайте кредитного Бюро. Обнаружив незнакомые кредиты, свяжитесь с банком и сообщите, что вы не оформляли их. Одновременно напишите заявление в полицию.

«Если мошенники успели получить заемные деньги, то следует обратиться непосредственно в банк или МФО с заявлением об аннулировании заключенного договора, и, если обращение будет безрезультатным, подавать иск в суд о признании договора незаключенным».

Михаил Божор
Генеральный директор юридической фирмы «Афонин, Божор и партнеры»

Как восстановить доступ к «Госуслугам»

Есть три способа для восстановления доступа в свой аккаунт на «Госуслугах» [4]:

  1. На сайте госуслуг. На странице авторизации кликните на восстановление доступа. Подготовьте заранее номер СНИЛС, паспорта или ИНН. Код для смены пароля придет по почте или SMS.
  2. Через онлайн-банк. Войдя в свой профиль банковского кабинета, вы можете найти опцию «Восстановить доступ» к «Госуслугам». Например, в Сбербанк-онлайн он находится в Все сервисы -> Госуслуги -> Восстановить [5].
  3. Через МФЦ. Для подачи заявления в отделении потребуется паспорт и СНИЛС.

Как защитить учетную запись на «Госуслугах»

Чтобы ваш аккаунт не смогли украсть, примите меры предосторожности [6].

  1. Настройте многофакторную систему защиты. У «Госуслуг» есть несколько вариантов: одноразовые коды, SMS и биометрия. Можно подключить все сразу или хотя бы два фактора защиты. Тогда при входе нужно будет вводить не только пароль, но и еще, например, код, присланный на телефон. Это усложнит задачу мошенникам.
  2. Подключите сообщения о входе в ваш аккаунт. Тогда вы сразу узнаете, что кто-то вошел в ваши «Госуслуги» и сможете оперативно связаться с техподдержкой или сменить пароль.
  3. Настройте контрольный вопрос. На него нужно отвечать, если кто-то воспользуется схемой восстановления пароля.
  4. Используйте сложные пароли. Это должно быть сочетание цифр, букв и симовлов (лучше разными регистрами), которые не встречаются в других ваших аккаунтах. Регулярно их меняйте.
  5. Не переходите по подозрительным ссылкам от «Госуслуг». Заходите на сайт вбивая самостоятельно адрес в поисковой строке. Если вам пришла ссылка якобы от сервиса внимательно изучите URL: мошенники могут изменить одну букву в названии либо использовать другой домен, например com.
  6. Никому не сообщайте никакие коды. Возьмите за правило никогда и ни с кем не делиться информацией, присланной SMS или по почте. Если кто-то настойчиво требует от вас коды из сообщений, это повод задуматься. Лучше всего прервать такую беседу и самостоятельно связаться с техподдержкой «Госуслуг» и любых других учреждений.
Поделиться
Авторы
Теги