Две трети россиян сталкивались с попытками мошенников украсть их аккаунты
. 62% атак пришлось на соцсети«Работа.ру» и ОК: 66% россиян столкнулись с попытками аферистов украсть аккаунты

«Работа.ру» и ОК: 66% россиян столкнулись с попытками аферистов украсть аккаунты
Две трети россиян сталкивались с попытками злоумышленников украсть их аккаунты в Сети, следует из опроса, проведенного социальной сетью «Одноклассники» и сервисом «Работа.ру». Результаты исследования есть в распоряжении РБК Life.
В исследовании участвовали более 3,5 тыс. респондентов из всех регионов России. Опрос проходил в январе 2025 года среди пользователей «Работа.ру». Исследуемая совокупность — экономически активное население России старше 18 лет.
66% респондентов заявили, что в прошлом году мошенники попытались украсть их аккаунты на разных сайтах в Сети. 62% атак пришлось на соцсети, 31% — на банковские приложения, 28% — на мессенджеры. Кроме того, злоумышленники часто пытаются выманить данные с личной (26%) и рабочей (6%) почты.
63% участников опроса были знакомы с правилами кибербезопасности и смогли распознать обман, предотвратив взлом.
«По данным ОК, доля пользователей соцсети, которые столкнулись со спамом или взаимодействовали с профилем злоумышленника, снизилась в 2024 году на 42% в сравнении с 2023 годом», — уточнили в пресс-релизе.
Около половины респондентов, столкнувшихся с мошенниками, не использовали двухфакторную аутентификацию, из-за чего их личные данные оказались под угрозой. 23% сами перешли по фишинговой ссылке и попали под угрозу со стороны аферистов.
Респондентам был также задан вопрос: «Какие действия пользователи предпринимают, чтобы защитить свои данные?» При ответе на него можно было выбрать несколько вариантов. 78% утверждают, что не переходят по странным ссылкам и никому не называют свои коды. 43% составляют сложные пароли. 42% делают покупки лишь на проверенных интернет-платформах, 14% часто меняют пароли на всех аккаунтах. 10% применяют специальный менеджер паролей.
Как отметили эксперты по информационной безопасности в «Одноклассниках», чаще всего взломы аккаунтов в соцсетях происходят из-за использования одинаковых логинов и паролей на различных платформах. Благодаря этому преступники, получившие данные с одного взломанного ресурса, могут завладеть доступом к другим аккаунтам. Также многие выбирают слабые и легко угадываемые пароли, это тоже делает аккаунты уязвимыми перед атаками. Не последнюю роль играют фишинговые атаки, при которых создаются фейковые сайты или отправляются фальшивые сообщения от имени доверенных организаций.
Примеры мошеннических схем
Аферисты рассылают письма с фейковыми задолженностями по платежам, угрозами в виде штрафов и ареста имущества при неуплате. На фальшивых уведомлениях есть конкретная сумма фальшивой задолженности, QR-код или ссылка для перехода к оплате. Подчас мошенники заманивают скидками на оплату таких штрафов.
Злоумышленники рассылают и фальшивые квитанции ЖКХ. Поддельные документы не отличить от настоящих, расчет делается на то, что граждане автоматически оплатят задолженность, отсканировав QR-код.
Преступники создают и поддельные сайты, на которых указывают фейковые номера телефонов поддержки «Госуслуг». Позвонивший по ним будет уверен, что общается с представителем сервиса, и готов к тому, чтобы следовать инструкциям. Однако говорить с ним будет не сотрудник поддержки — звонок поступит в call-центр мошенников.