В Госдуме призвали Центробанк компенсировать потери россиян от мошенников

. Жертвами злоумышленников становятся даже осведомленные граждане

Миронов призвал Центробанк компенсировать потери россиян от мошенников

Обновлено 22 января 2025, 11:43
Здание Банка России
Фото: Андрей Любимов / РБК

Здание Банка России

Глава фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов направил обращение руководителю Центробанка Эльвире Набиуллиной с просьбой обязать банки компенсировать потери от мошенников. Об этом сообщают «Известия».

Депутат напомнил, что от мошенников россиян защищает закон «О национальной платежной системе», по которому банк отправителя денежных средств обязан вернуть полную сумму украденных средств в течение 30 дней после получения соответствующего заявления от клиента.

При этом, по статистике Центробанка, только в первом квартале 2024 года мошенники похитили у россиян 4,3 млрд руб. Более того, размер потерь граждан на 8% превысил средние показатели хищений 2023 года. По словам Сергея Миронова, жертвами мошенников становятся даже те граждане, которые осведомлены об их схемах и приемах. Он призвал Центробанк возвращать россиянам похищенные мошенниками средства.

«Данная информация показывает необходимость введения дополнительных мер защиты и поддержки граждан, пострадавших от действий мошенников. При помощи специальных технологий они (мошенники. — РБК Life) выводят людей из равновесия. По сути, «взламывают» их сознание. От этого страдают не только вкладчики и владельцы банковских карт с низкой финансовой грамотностью, но и граждане, осведомленные об использовании этих хитроумных приемов», ― пояснил Сергей Миронов.

В июле 2024 года вступил в силу закон, по которому банки должны проверять денежные переводы клиентов и в течение 30 дней возмещать им похищенные средства. Банк отправителя должен вернуть полную сумму украденных средств в течение 30 дней после получения соответствующего заявления от клиента — физического лица в следующих случаях:

  • Если банк допустил перевод средств на мошеннический счет, который находится в специальной базе Банка России. ЦБ ведет базу «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента» на основе данных, полученных от банков и других операторов платежных систем. Она содержит в том числе информацию о совершенных операциях, о плательщиках и получателях денежных средств. Банки получают от ЦБ сведения из этой базы.
  • Если банк не направил клиенту уведомление о совершении перевода, который был совершен без согласия клиента.
  • Если клиент потерял карту или ею воспользовались без его согласия, то банк должен вернуть средства при условии, что клиент уведомил об этих фактах. Если же клиент не предупредил банк о потере контроля над средством платежа, то он может не возмещать средства. В этом случае также указан срок для возврата трансграничного перевода — 60 дней.

По данным Банка России, в первом квартале 2023 года мошенники смогли украсть у банковских клиентов путем несанкционированных переводов 4,5 млрд руб., из этой суммы кредитные организации вернули потерпевшим только 4,3% средств. Такой низкий уровень возврата ЦБ объясняет высокой долей социальной инженерии, когда граждане самостоятельно переводят средства злоумышленникам или раскрывают банковские данные. В таких случаях банки по закону не обязаны возвращать похищенные деньги.

В конце ноября 2024 года Минцифры разработало план по борьбе с мошенниками, который включает 30 мер, направленных на защиту граждан от мошеннических схем с использованием информационных технологий. В частности, граждане смогут запретить оформление кредитов и займов онлайн на свое имя через «Госуслуги» или банковские приложения. Кроме того, кредитные организации будут обязаны проводить более тщательную проверку заемщиков, включая анализ кредитной истории, банковского счета, на который планируется перевод денежных средств, и запрет на перечисление микрозаймов на счета третьих лиц.

Поделиться