«Плагиатить нельзя цитировать»: как издательства проверяют книги

. РБК Life разобрался, кто и как может «заимствовать» чужие тексты

Юристы и книгоиздатели рассказали о проблеме плагиата в России

Обновлено 18 января 2025, 16:46
Midjourney
Фото: Midjourney

Писатель Александр Иличевский, лауреат премий «Русский Букер» и «Большая книга», сообщил в соцсетях, что издательство «Альпина. Проза» уничтожит бумажный тираж его книги «7 октября», которая ранее оказалась в центре скандала из-за плагиата.

Роман «7 октября», повествующий о войне Израиля и ХАМАС, был опубликован в октябре 2024 года. В центре сюжета находится главный герой, который едет в пресс-тур в Газу. Вскоре выяснилось, что в книге использовались цитаты из репортажа израильской журналистки Аллы Гавриловой, а также рассказов Владимира Мурзина и произведений Андрея Платонова. За Иличевского тем не менее вступились многие коллеги по цеху, в числе которых писатель Дмитрий Быков (признан в России иноагентом) и критик Михаил Эдельштейн.

Заимствованные фрагменты из художественных произведений Иличевский позже для электронной версии «переписал», а Гавриловой принес извинения и включил ее имя в раздел с благодарностями.

РБК Life пообщался с издательствами и юристами и выяснил, насколько остро стоит проблема плагиата для книжной индустрии, на ком лежит ответственность за воровство чужих текстов и бывают ли случаи, когда использование фрагментов из других произведений законно.

Насколько плагиат — проблема для издательств

Тема плагиата и различного рода заимствований для издательств очень болезненная, особенно в последнее время, когда к созданию контента начали массово подключать нейросети, рассказал глава издательства «Росмэн» Борис Кузнецов. Причем в последнее время чаще бизнесу приходится сталкиваться с заимствованиями в создании иллюстраций, когда художник «забывает» сообщить, что он использовал нейросеть, а потом появляется неопровержимый факт и виде очевидного чужого «прототипа».

Издатель по большому счету «беззащитен перед плагиатом», так как вылавливать его крайне сложно, трудоемко, затратно и не очень эффективно, признает Кузнецов. «В договор мы включаем пункт о том, что автор создает произведение исключительно собственным творческим трудом и все заимствования находятся в его зоне ответственности, — объясняет он. — Но по факту всегда первые проблемы и иски прилетают в издательство. А в случае если плагиат доказан, то издательство вынужденно изымает из продажи и уничтожает остатки тиража».

Издержки можно попробовать переложить на автора, но в реальной практике такая процедура с физлицом мало реальна, продолжает Кузнецов. «Хотя очень хотелось бы, чтобы хоть раз она была произведена наглядно и публично — это стало бы прецедентом и напоминанием тем авторам, которые «случайно» используют чужие произведения, выдавая их за свои, — настаивает глава «Росмэна». — Мы, издатели, не должны держать такие факты плагиата в себе — ими нужно публично делиться хотя бы для того, чтобы другие издатели были предупреждены о недобросовестных контрагентах».

Тем не менее большинство крупнейших российских издательств, в числе которых непосредственно «Альпина» и издательская группа «Эксмо-АСТ» (включает также издательства «Манн, Иванов и Фербер», «Бомбора», «Азбука-Аттикус» и т.д.) отвечать на вопросы РБК Life про борьбу с плагиатом не стали.

В Российском книжном союзе на вопрос о том, насколько книга «7 октября» Иличевского в целом отражает проблему плагиата в отрасли, ответили, что «с таким вопросом в РКС обратились впервые».

Что считается плагиатом

С юридической точки зрения плагиат — это заимствование чужого текста или идеи без указания источника, то есть нарушение исключительных авторских прав, объясняет партнер Digital & Analogue Partners Юрий Брисов. Как акцентирует внимание партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель, произведение может быть заимствовано целиком или частично — в любом случае это является фактом плагиата. Не имеет значения, прямая это цитата, не заключенная в кавычки, или пересказ без ссылки на создателя. Плагиатом, по словам Учителя, также считается сообщение третьим лицам ложных сведений о себе как о реальном авторе произведения.

Впрочем, несмотря на повсеместное использование слова «плагиат» в обычной жизни, в гражданском законодательстве такого понятия нет, настаивает, в свою очередь, юрист практики по разрешению споров в сфере IP Semenov & Pevzner Екатерина Губаева. В Гражданском кодексе России законодатель оперирует термином «цитирование». Тем не менее «плагиат» упоминается в Уголовном кодексе, и под ним понимается присвоение авторства, причинившее крупный ущерб автору или иному правообладателю. Судебной практикой установлено, что плагиат может состоять в объявлении себя автором чужого произведения, выпуске чужого произведения под своим именем, а также издании только под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, конкретизирует Губаева.

Чтобы привлечь человека к ответственности за плагиат, нужно доказать две вещи: наличие умысла в его действиях и наличие заимствований в его произведении, утверждает Сергей Учитель из Pen & Paper. Чтобы факт плагиата был признанным, необязательно даже публиковать ворованный текст, добавляет он. Достаточно хотя бы одного потребителя произведения. «Если человек пишет поэму, заимствуя строфы у Пушкина или Тютчева, а потом уничтожает готовое произведение или кладет его в несгораемый шкаф, то обвинить его в плагиате нельзя, — объясняет Учитель. — Просто у него очень странное хобби. Однако, если он решил прочитать поэму друзьям, соседям, вывесить ее в своем блоге в интернете или отправить заказным письмом редактору литературного журнала, все, факт плагиата состоялся, и по этому поводу пострадавшая сторона может обращаться в суд».

Бывает ли плагиат законным

Не всякое заимствование становится нарушением, настаивает Брысов. Например, допустимо цитировать фрагменты текста с указанием источника. Юридически также разрешена переработка идей или их пародирование. «Пародии вообще защищены как отдельный жанр, если они не переписывают оригинал дословно», — объясняет Брысов.

Еще ряд случаев, когда использование фрагментов чужих текстов разрешено при указании первоисточника, приводит Губаева. По ее словам, цитирование без согласия автора возможно в научных, полемических, критических, информационных и учебных целях. В таких случаях цитата должна приводиться в целях раскрытия творческого замысла автора. При этом цитата не должна быть основной и существенной частью создаваемого произведения.

Но как понять, какой объем цитирования считается оправданным? К сожалению, четкой инструкции не существует, признает Губаева. Судебная практика складывается таким образом, что в каждом конкретном деле суд должен оценить допустимость в объеме цитирования, исходя из всех представленных доказательств. Например, суд может высчитать математически процент использования чужих объектов авторского права в отношении всего текста или оценить допустимость размера заимствования, исходя из собственных убеждений. «Однозначно, что цитирование должно производиться для иллюстрации, подтверждения или опровержения высказываний автора, — объясняет Губаева. — Имя автора и источник заимствования произведения должны быть указаны в месте размещения цитаты в читаемом виде. Выражение благодарности автору оригинальной публикации в отрыве от непосредственно использованных фрагментов текста считаться правомерным цитированием не может».

Как проверяют на плагиат рукописи

До публикации текста издательства активно проверяют рукописи на уникальность с помощью специализированных программ, рассказывает Брысов. Для этого используются, например, «Антиплагиат», Turnitin, Grammarly или Copyscape. AI-помощники, такие как ChatGPT и Perplexity с корпоративным уровнем доступа, также могут выявить плагиат. Принцип работы этих систем состоит в сравнении текста с базами данных книг, статей и интернет-ресурсов. «Однако даже самые современные алгоритмы не всегда способны отличить сознательное присвоение чужого текста от честной литературной интертекстуальности, — признает Брысов. — Здесь вступает в игру человеческий фактор — литературные редакторы и юристы».

Впрочем, по словам президента компании «Антиплагиат» Юрия Чеховича, которые РБК Life привел управляющий вице-президент Российского книжного союза (РКС) Леонид Палько, «Антиплагиатом» пользуются в основном для написания научных трудов. Издательства художественной литературы практически не прибегают к услугам системы. «Среди наших корпоративных подписчиков крупные издательства отсутствуют, — цитирует он Чезовича. — Если такая литература и проверяется, то только частными пользователями в индивидуальном порядке. Основываясь на нашей статистике, мы можем утверждать, что в России проверка на плагиат рукописей авторов художественных произведений перед публикацией не практикуется».

Существует целый блок плагиата, в случае с которым ни одна современная программа не принесет пользы, продолжает Брысов: заимствование на уровне идеи. «Плагиат идей наносит ущерб оригинальному произведению, — объясняет он. — Скажем, я бы прочитал венгерский роман, посвященный метаниям главной героини, которая в конце бросается под поезд. После этого с такой же идеей вышел бы роман Толстого «Анна Каренина». Пусть Толстой был бы кратно гениальнее, но идея мне бы показалось вторичной, и это отразилось бы на восприятии всего романа. Плагиат может похоронить оригинал. Именно поэтому он считается преступлением».

Если же дело доходит до суда, то для выявления плагиата назначается судебная лингвистическая экспертиза, говорит советник юрфирмы «О2 Консалтинг» Иван Галкин. В рамках такого исследования перед экспертом-лингвистом, как правило, ставятся два вопроса: есть ли в анализируемом тексте заимствование и сопровождается ли такое заимствование указанием имени автора и источника заимствования. «Поскольку дословное сравнение не даст справедливого результата, эксперту необходимо прибегнуть к более сложным методам, — рассказывает Галкин. — Например, могут сравниваться логические модели формулировок анализируемого текста и текста, заимствование которого предполагается».

Какие случаи «плагиата» уже были

Юрий Брысов из Digital & Analogue Partners приводит два громких и наиболее известных примера заимствований.

  • «Таня Гроттер» и «Гарри Поттер»

История Дмитрия Емца, автора серии книг о «Тане Гроттер», — классический пример создания литературной пародии, балансирующей на грани плагиата. Книги Емца часто воспринимались как ответ на популярную серию Джоан Роулинг о Гарри Поттере. В 2002 году правообладатели Роулинг обратились в суд Нидерландов с требованием запретить распространение книги «Таня Гроттер и магический контрабас». Суд признал нарушение авторских прав Роулинг, отметив, что, хотя Таня Гроттер и была пародией, сходство с оригиналом носило чересчур буквальный характер. Решение — запрет книги на территории Нидерландов. «Авторы должны быть осторожны с заимствованиями, даже в рамках жанра пародии, а издатели — учитывать локальные законы, чтобы избежать международных споров», — отмечает Брысов.

  • «Мемуары мсье д'Артаньяна» и «Три мушкетера»

Споры вокруг авторства и оригинальности «Трех мушкетеров» начались задолго до появления современных правовых систем. Александр Дюма черпал вдохновение из «Мемуаров мсье д'Артаньяна», написанных Гасьеном де Куртилем де Сандра. Хотя в XIX веке правовых претензий к Дюма не возникло, сегодня такое заимствование наверняка стало бы причиной громкого разбирательства. Дюма также активно пользовался трудом так называемых «литературных негров», что вызывает вопросы о границах коллективного творчества. «Зато роман «Граф Монте-Кристо», сюжет которого Дюма, по его собственному признанию, прочитал в газете, не был бы плагиатом, так как плагиат — это только заимствование чужого вымысла, — обращает внимание Бысов. — Если художественно описать реальную историю, это не будет плагиатом».

Кто несет ответственность за плагиат

Основная ответственность за заимствования лежит на авторе, настаивает Брысов. Но если издательство игнорирует очевидные нарушения, оно тоже может быть привлечено по закону. Согласно Гражданскому кодексу России (ст. 1252), в случае выявления плагиата правообладатель может требовать признания авторства, компенсации морального и материального ущерба и даже полного запрета на использование произведения. Во многих странах за плагиат предусмотрена также и уголовная ответственность, но обычно споры разрешаются в гражданском процессе.

О том, что в случае возникновения претензий третьих лиц автор самостоятельно и за свой счет должен урегулировать возникшие недоразумения, говорит и Леонид Палько из РКС. «Если же этого не происходит, то издатель вправе расторгнуть договор и потребовать от автора возврата гонорара и опять же полного возмещения реального ущерба и убытков», — утверждает он.

Что грозит за плагиат

Если нарушение авторских прав будет доказано, автор или иной правообладатель может рассчитывать на получение компенсации от нарушителя, отмечает Екатерина Губаева из Semenov & Pevzner. Компенсация может рассчитываться, например, в твердом размере (от 10 тыс. руб. до 5 млн руб.). Также возможно определить компенсацию в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения. Третий возможный вариант расчета — это двукратный размер стоимости права использования произведения. Кроме того, пострадавшее лицо может требовать и полного запрета использования своего результата интеллектуальной деятельности в созданной работе. В таком случае нарушающие права фрагменты книги должны быть удалены как из электронных версий, так и из бумажных экземпляров.

Но помимо гражданско-правовой ответственности, за нарушение авторских прав нарушителю может грозить и уголовная ответственность, продолжает Губаева. За нарушение авторских прав статья 146 УК РФ содержит следующие наказания: суд может установить в отношении виновного лица штраф в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, а также присудить обязательные работы (до 480 часов), исправительные работы (на срок до одного года) или арест (на срок до шести месяцев).

Поделиться