Мошенники звонят родителям под видом учителей. Чего они хотят
. Выманивают секретный код под предлогом обновления электронного журналаВ МВД раскрыли новую схему мошенничества, нацеленную на родителей школьников
Появилась новая мошенническая схема: злоумышленники звонят родителям под видом учителей или директоров школ под предлогом обновления электронного журнала, списков учащихся или профиля учащегося в «Сферуме», чтобы узнать у жертвы обмана код от портала госуслуг. Об этом сообщили в телеграм-канале Управления по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД.
«Для «обновления» просят предупредить ребенка, что ему будут звонить со школы. Общаясь с ребенком, его убеждают сообщить мошенникам номер из СМС-сообщения», — сказано в сообщении киберполиции России.
Полученный код мошенники используют для восстановления доступа к аккаунту гражданина на «Госуслугах», а далее они получают доступ ко всем личным данным, указанным в профиле. Полицейские рекомендовали, если такой звонок поступит в адрес взрослых или детей, обязательно перепроверить информацию по официальным каналам связи с администрацией школы.
Как рассказали РБК Life в пресс-службе «Сферума», обновления коммуникационной платформы происходят автоматически и исключительно на устройстве пользователя, без участия третьих лиц. Для этого не используются коды из СМС, в том числе коды от «Госуслуг».
«Информация об обновлениях сервиса может приходить исключительно от платформы в виде системного сообщения и носит только информационный характер. Также важно знать, что коммуникации по учебе также ведутся исключительно в «Сферуме», где все пользователи верифицированы. «Сферум» призывает быть бдительными и соблюдать правила цифровой безопасности: не сообщать посторонним коды подтверждения от ваших аккаунтов в цифровых сервисах и не передавать свои персональные данные», — уточнили в пресс-службе.
Существуют и другие схемы обмана россиян с целью получения доступа к личным кабинетам граждан на портале госуслуг. В одном из сценариев злоумышленники звонят жертве от имени оператора связи и под предлогом продления договора на обслуживание абонентского номера просят сообщить код из СМС. На самом деле это код, необходимый для доступа к личному кабинету портала госуслуг.
Получив код, злоумышленник входит в личный кабинет «Госуслуг» и меняет пароль, в поле подсказки к контрольному слову пишет: «Ваш аккаунт заблокирован, позвоните по указанному номеру». В данной фразе указанный номер телефона будет являться номером мошенников, после звонка на который те начнут убеждать собеседника, что через личный кабинет «Госуслуг» кто-то пытается взять кредиты и похитить денежные средства, поэтому накопления нужно срочно спасать и перевести на «безопасный» счет, который окажется счетом мошенников.
Ранее в Банке России напомнили алгоритм действий на случай, если мошенники взяли кредит на ваше имя. В первую очередь необходимо запросить свою кредитную историю через портал госуслуг. Затем необходимо как можно скорее написать в банк или микрофинансовую организацию заявление, что вы не оформляли договор по своей воле и не получали деньги. Помимо этого, важно попросить провести внутреннее расследование. После этого нужно обратиться с заявлением о мошенничестве в ближайшее отделение полиции. Нужно приложить копию заявления в финансовую организацию, а также все полученные документы или ответы.