Святки: когда и как гадали. История старинного обычая
. Его истоки прослеживаются до Древнего ЕгиптаНазваны подробности из истории святочных гаданий

Во время гадания девушки надеялись узнать, как сложится их личная жизнь
Со Святками связано множество поверий, в которые вплетены суеверные обычаи. Одни из них гадания — например, в это время девушки надеялись узнать, как сложится их личная жизнь. Рассказываем подробнее об истории святочных гаданий и почему в старину на Руси верили, что на Святки можно узнать будущее.
История праздника
Святки отмечаются в январе в течение 12 дней — с Рождества Христова до Крещения (с 7 по 19 января). По старому стилю, торжества начинались раньше — с 25 декабря — и продолжались приблизительно до 5 января.
Как отметил этнограф Михаил Забылин в книге 1880 года «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия», Святки соответствовали священным ночам у немцев. По другой версии, значение слова «Святки» — праздник.
Забылин подчеркивает: слово «Святки» говорит о святости ввиду важности христианского праздника. Но в древности в это время проводились языческие обряды, искоренить такую традицию полностью не вышло, она сохранилась, но в измененной форме. К таким обрядам он относит гадание, игры, ряженье и прочее. Их истоки этнограф находит в Древнем Риме и Древнем Египте, в Древней Греции и даже в Индии.
Святки отмечаются в январе в течение 12 дней — с Рождества Христова до Крещения (с 7 по 19 января)
Так, древнеегипетские жрецы отмечали восстание Озириса (Осириса). Праздник рассматривался как своеобразный Новый год. Жрецы переодевались в костюмы различных божеств и выходили в таком виде на улицы. Схожие обычаи, утверждает Забылин, были и у персов на день рождения Митры.
Осирису в Древнем Египте поклонялись как богу плодородия, кроме того, он рассматривался как умерший и воскресший правитель. Древние египтяне верили, что Осириса убил его брат Сет, жена которого изменила свою внешность, чтобы соблазнить первого. Тело Осириса разорвали на куски и разбросали по всему Египту. Возлюбленная убитого, Исида, собрала его останки, позже у пары родился сын Гор, бог неба и солнца.
В древней индоиранской мифологии Митру почитали как бога света. Его культ распространился из Индии до Испании, Великобритании и Германии. Первое письменное упоминание о Митре относится к 1400 годам до н.э. После того как персы потерпели поражение от войск Александра Македонского культ Митры разошелся по эллинскому миру. В III и IV веках н.э. Митре поклонялись солдаты Римской империи. Митраизм приняли римские императоры Коммод и Юлиан Отступник.
В Скандинавии Святки были известны как Иольский и Юльский праздник. В Норвегии торжества шли в честь Тора, а в Дании — в честь Одина. Начинали праздновать обычно в полночь 4 января, длились торжества три недели. Название праздника происходит от слова Hjul, что можно перевести как «колесо». Считалось, что в это время год «поворачивался колесом».
Один считался в скандинавской мифологии главным богом. Его наделяли различными характеристиками. К нему обращались при подготовке к войнам, кроме того, он почитался как бог поэзии, мертвых, рун и магии.
Тор — бог грома, неба и земледелия, сын Одина.
Какие на Руси были гадания на Святки
Во время гадания запрещалось говорить, смеяться и даже оглядываться
В старину на Руси верили, что во время, близкое солнцестоянию, размывается граница между мирами людей и духов. Считалось, что на Святки по свету гуляет нечистая сила, а гадания в это время правдивы, потому что души умерших становятся к живым ближе и могут раскрыть различные тайны. Расспросить о будущем пытались и нечисть. Гадали о том, каким будет урожай, о судьбах и о свадьбах.
Такие ритуалы воспринимались как нечто опасное: верили, что злые духи могли причинить вред гадавшему и даже забрать его на «тот свет». Для защиты от них во время гадания запрещалось говорить, смеяться и даже оглядываться. Гадавшим следовало держаться за мизинцы и нарисовать защитный круг. В завершении ритуала нужно было перекреститься и «зачураться» — сказать «чур меня».
Гадания про урожай
Крестьяне шли к перекрестку после утренней службы 1 января, чертили крест на снегу и прикладывались к нему ухом. Услышат груженую телегу — урожай будет богатым. Звук пустой телеги не сулил добра — урожай не задастся. Также связывали пучки колосьев разных злаков, оставляли на улице и по образовавшемуся на них поутру инею судили, какой злак даст летом хороший урожай. Дождливый месяц пытались узнать по луковицам: 12 луковиц очищали и посыпали солью, утром смотрели, на какой из них соль будет самой сырой.
Гадания на судьбу
В семье у каждого была своя ложка, по ней в Святки и пытались узнать о судьбе владельца. Ложки клали в кашу с изюмом и медом так, чтобы углубление было сверху. Блюдо накрывали пирогом или хлебом, покрывали скатертью. На следующий день уже можно было составить предсказание. Скорая смерть грозила тому, чья ложка перевернется.
Кроме того, в ложки могли налить воду и выставить их на мороз. С утра судили о будущем: замерзшая «ямкой» вода — к смерти, долголетие обещали по льду, замерзшему «пузырьками» или «бугром».
Будущее пытались и услышать, прижимаясь к земле в новогоднюю ночь, на месте для молотьбы хлеба. Стук — к смерти, звон — к свадьбе, молотьба — быть гадающему богатым. Вечером перед Рождеством будущее выведывали, подслушивая под чужими окнами. Самое хорошее предзнаменование — услышать молитвы. Считалось, что не повезет тем, кто услышит звуки ругани и плача. В первом случае гадающего ждет беспокойный год, а во втором — болезнь. Смельчаки надеялись выведать будущее, «подслушивая» у закрытой церкви. Покажется им, что из храма раздается заупокойная, то это сулит смерть. Звуки венчальной, очевидно, предрекали свадьбу.
Гадание на замужество
Нервное напряжение при гадании может сказаться и на воображении, развив из фантазий различные образы
На гадания по зеркалам отваживались только самые смелые девушки, писал Забылин. Например, они пытались увидеть лицо суженого через свечу, глядя в зеркало. Тут важно было вовремя проговорить «чур меня» — тогда видение пропадало.
Кроме того, силуэт будущего мужа пытались рассмотреть и в коридоре отражений, образованном двумя зеркалами, поставленными друг напротив друга. Якобы образ суженого принимала нечисть.
Еще в XIX веке Забылин уточнял, что нервное напряжение при гадании может сказаться и на воображении, развив из фантазий различные образы. По мнению этнографа, к гаданиям как раз «способны» нервные и впечатлительные натуры. Ипохондрикам и страдающим от проблем со здоровьем от такого занятия лучше отказаться — они могут сильно испугаться от «увиденного», что скажется на их самочувствии.
Впрочем, девушек подобные замечания останавливали явно не всегда. Они мечтали узнать не только внешность будущего мужа, но и то, будет ли брак счастливым. Одно из таких гаданий было по поленьям. Девушка вытаскивала полено в темноте из поленницы и по нему судила о том, какой муж ей достанется. Гладкое полено сулило как доброго, так и бедного супруга. Трактовки, связанные с суковатым поленом, тоже разнятся. По одной из версий, это обещание богатого мужа, а по другой — у суженого будет скверный характер.
Когда ждать замужества, тоже пытались узнать на Святочных гаданиях. Один из способов связан с водой. Как указывал Александр Афанасьев в «Поэтических воззрениях славян на природу», крестьянки набирали воду в рот из реки и спешили воротиться в избу. Не прольют воду — жених посватается, а та, что выплюнет воду (не важно от страха, закашляется ли или просто устанет), пока может забыть о свадьбе. Считалось, что раньше всех замуж выйдет быстрее всех вернувшаяся в избу девушка.