В Троице-Сергиевой лавре нашли белокаменное надгробие. Находка уникальна
. Надгробная плита была установлена в конце XV векаВ Троице-Сергиевой лавре нашли уникальное белокаменное надгробие конца XV века

Надгробная плита инока Филофея
Во время спасательных археологических работ в Троице-Сергиевой лавре нашли одну из самых древних белокаменных надгробных плит с эпитафией 1492 года, в которой упоминается инок Филофей, сообщается на сайте Института археологии РАН.
Массовое распространение подписных надгробий в регионах Московской Руси началось в конце XV века и было «связано с постепенным утверждением новой поминальной практики — вклада в монастырь за вечное поминовение, возникшей в Иосифо-Волоколамском монастыре».
Учитывая надгробие Филофея, за 70 лет археологического изучения лавры здесь нашли лишь четыре подписных надгробия с датой до конца XV века. Ранее в обители обнаружили надгробия с эпитафиями иноков Мисаила Плещеева (умер между 1467–1474 годами), Вассиана (дьяка Василия Беды, умер в 1480 году), а также Юрия Романова сына Алексеева (умер в 1493/94 году).
В основе узора надгробия инока Филофея — две полосы небольших треугольников. В верхней части узор дополняется «характерными для раннего этапа «облачками»-дугами из мелких треугольников, отсекающими верхние углы плиты». Внизу представлена розетка, от которой идут две полукруглые боковые тяги. Такой декор был типичным для белокаменных надгробных плит московского типа конца XV — первой половины XVI века.
В центре надгробия находится шестистрочная надпись: «положен инок Филофей лета 7000 [1492] августа 20». Вероятно, ее выполнил человек, знакомый с книжным письмом, но не обладавший навыками резьбы на камне. Такая ситуация обычна для похожих текстов конца XV — начала XVI века. Плиты тогда приобретали уже украшенными орнаментом, эпитафию же наносил кто-то из монастыря.
Некрополь Троице-Сергиева монастыря появился при жизни основателя обители, преподобного Сергия Радонежского (1314–1392), но белокаменные надгробия с эпитафиями здесь стали устанавливать лишь в последней четверти XV века. Их возводили над могилами насельников (так называют монахов или послушников, проживавших в монастыре) и обеспеченных вкладчиков, которые приняли здесь постриг. «У каждого такого памятника дважды в год — в день ангела и в день смерти — совершалось поминальное богослужение», — уточняют в РАН.
Ранее сообщалось о том, что при реставрации и благоустройстве территории Новодевичьего монастыря заметили следы старинного некрополя.
На территории обители расположен один из самых исторически значимых для прошлого столицы некрополей. В нем сохранились памятники великим людям, жившим в XIX — начале XX века. В ходе работ по понижению уровня грунта на территории монастырского ансамбля обнаружили более древние надгробные плиты — они относятся к XVI—XVIII векам.