Пора брать пример с деревьев: о чем говорит «Вегетация» Алексея Иванова
. Научно-фантастический роман о губительной атомизации обществаВ издательстве «Альпина Проза» и в «Яндекс Книгах» 28 ноября вышел новый роман Алексея Иванова «Вегетация». В нем людям противостоят взбесившиеся комбайны и подозрительно умный лес. Литературный обозреватель Константин Мильчин раскрывает подробности в рецензии для РБК Life.
В городе Магнитогорске, через непонятно сколько лет после конца света, случившегося в одной отдельно взятой стране, юноша Сережа полюбил девушку Марину. А дальше произошли два вроде как не связанных между собой события: Сережа застрелил соперника, а потом обнаружил в своем дворе брата-близнеца Митю, о существовании которого не подозревал. Оба попали в бригаду магнитогорских работяг, которые собрались на промысел в лес. Почти весь дальнейший сюжет книги будет разворачиваться в горах и лесах юга Челябинской области и Башкирии.
Отвлечемся от героев и осмотрим постапокалиптическую реальность, в которой они живут. То ли в результате глобального конфликта (официальная версия), то ли еще по какой-то причине (неофициальная версия) на Южном Урале сплошная радиация и все заросло мутировавшим лесом, который при этом нужен всем. Китаю — чтобы из древесины делать топливо — новую нефть.
«Мы ему (Китаю) бризол, он нам все. Машины, материалы, жратву. У нас же радиация, сельского хозяйства нет. Есть только большие города, которые на наши рубли жируют, а вся остальная страна валит лес и гонит бризол для Китая. Китай без нас сдохнет, а мы без него. Вот так-то, братан, если ты раньше этого не знал».
Лес рубит автоматическая китайская техника, гигантские грузовики и комбайны. Правда, иногда монструозные машины сходят с ума и превращаются в чумоходы, обезумевшие машины, которые нападают друг на друга и на случайно подвернувшихся людей. Страшен чумоход — прет он напролом и только умелый выстрел из базуки может его остановить.
Но не Китаем единым, коллективному и коварному Западу тоже нужен русский лес, только не всякий, а умный. Потому что у мутировавшего леса есть особые главные деревья — вожаки. Они нужны для производства фитроники.
«В Китае — электроника, а на Западе — фитроника. Все выращивают: пластик, микрочипы, аккумуляторы, даже органы для людей. А мы — только дрова на бризол. Понятно, че: Китай — деревня. Смотри!.. — Серега аккуратно отколупнул заднюю панель телефона и показал Мите внутренности аппарата — очень тоненький лоскуток нежной зеленой плесени. — <…> В Пиндостане всю умную технику на биофермах производят, как дрожжи, а в Китае — на заводах клепают. Фитронному телефону зарядка не нужна. Капля воды раз на три дня, и все. Воду, конечно, лучше дистиллированную, но он и обычную пьет».
Вот за этими вожаками и отправляется бригада магнитогорских рабочих, а находят вожаков специальные люди, которые от радиации немножко сами стали деревьями. Миссия у работяг опасная, можно и не вернуться, потому что в лесах тебя может убить и взбесившийся механизм, и другая такая же веселая конкурирующая бригада. Тут человек человеку волк. Или даже чумоход.
«Вегетация» — типичный постапокалиптический роман, идеальная основа для боевика-блокбастера с элементами роуд-муви. Группа персонажей непрерывно то едет, то идет, то бежит, то ползет; по дороге на них нападают люди или машины; группа постоянно ссорится. В какой-то момент непременно обнаружат предателя. А еще тут есть любовный многоугольник. У Алексея Иванова и в предыдущих романах чаще всего кто-то бежал, плыл или полз, но преимущественно вглубь истории. Фантастику Иванов тоже писал, но совсем давно, еще в 1980-х годах, и в старом-новом жанре автору явно комфортно.
Но все-таки перед нами текст Алексея Иванова, который не просто прозаик, а всегда еще и исторический и социальный философ. И «Вегетация» — довольно сильное высказывание.
Автор рисует общество, которое представляет собой скорее набор индивидуумов, временно связанных друг с другом финансовыми обязательствами. Кроме бабок, этих попутчиков ничего не интересует. Дружбы, доброты, красоты, сочувствия, соучастия, милосердия, морали в их мире практически нет. Как и государства — его тоже нет, вместо него присутствует некое начальство, являясь в виде коррумпированных силовиков. Но в остальном это настоящий либертарианский рай, с правом сильного. Слабого же можно ограбить, изнасиловать, убить.
На вопрос, кто в этом виноват, роман дает ответ, намекающий, что люди не добровольно оскотинились и одичали и что атомизированное общество обречено. Еще есть ответ на второй вечный вопрос: «Что делать?» Объединяться и выстраивать связи. Главным конкурентам человечества в борьбе за выживание на Южном Урале — деревьям — это удалось.