«Конклав» — триллер о выборах папы римского: зачем его смотреть

. Рэйф Файнс, Стэнли Туччи и Джон Литгоу ведут психологическую борьбу

В прокат вышел триллер о выборах папы римского «Конклав» с Рэйфом Файнсом

Обновлено 22 ноября 2024, 12:17
Рэйф Файнс в роли кардинала Лоуренса, который руководит конклавом
Фото: FilmNation Entertainment

Рэйф Файнс в роли кардинала Лоуренса, который руководит конклавом

21 ноября в прокат вышел «Конклав» — увлекательный триллер о выборах папы римского с кинофестиваля в Торонто — 2024. Фильм о борьбе за власть в стенах Сикстинской капеллы снял режиссер последней адаптации «На Западном фронте без перемен» Эдвард Бергер, а главную роль исполнил британский актер Рэйф Файнс.

В чем сила «Конклава» и его актуальность, рассказывает кинокритик Мария Ракитина.

На Ватикан опускается пелена траура: умер папа римский. Скорбящие кардиналы чинно прощаются с понтификом и совершают необходимые ритуалы, слезно молясь об упокоении души. Тяжелее всех утрату переживает кардинал Лоуренс (Рэйф Файнс), ведь именно ему предстоит организовать и провести конклав — выборы нового главы Римско-католической церкви, по традиции окруженные завесой тайны.

Кандидаты на пост святого отца прибывают с разных уголков мира. В пятерку основных претендентов на папский престол стремительно выбиваются крикливый консерватор Тедеско (Серджио Кастеллитто), скромный либерал Беллини (вечно смущенный Стэнли Туччи), в том числе выступающий за пересмотр роли женщины в церкви, амбициозный нигериец и потенциально первый темнокожий понтифик в истории Адейеми (Лусиан Мсамати), умеренно консервативный канадец Трембле (Джон Литгоу) и сам распорядитель конклава — кардинал Лоуренс. Последний изначально и не помышлял о том, чтобы в будущем возглавить Ватикан, но вынужден включиться в эту политическую игру.

Наименьшее число голосов в первых турах набирает загадочный мексиканец Бенитес (Карлос Диаз), служивший в Кабуле миссионер, тайно назначенный кардиналом по распоряжению покойного папы. В стенах Сикстинской капеллы на молодого (относительно других кардиналов) проповедника-миссионера, который своими глазами видел ад войны, поглядывают косо, но не считают за конкурента. Мысли здешних обитателей занимают более насущные проблемы, а Лоуренс подозревает, что с репутацией нескольких кандидатов не все так чисто. Параллельно конклаву он начинает свое расследование, чтобы не допустить избрания человека, который отбросит церковь назад в Средневековье.

Религиозный триллер с детективной завязкой — экранизация одноименного романа Роберта Харриса 2016 года. За адаптацию монументальной книги, посвященной политическим распрям и интригам в кулуарах города-государства Ватикана, отвечал Эдвард Бергер. Немецкий режиссер многим запомнился суровой адаптацией романа Ремарка «На Западном фронте без перемен» (2022), которая получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.

Авторский почерк Бергера — всегда щепетильный, злободневный и бескомпромиссный. В драме о немецких юношах-добровольцах, попавших в мясорубку Первой мировой, режиссер полностью отсек жизнь главного героя, солдата Пауля, вне передовой и оставил лишь оголенный нерв на полях беспощадной войны. К осмыслению «Конклава» в форме изолированного триллера, сосредоточенного на противостоянии кардиналов в замкнутом пространстве Сикстинской капеллы, Бергер подходит столь же прямолинейно.

Кардиналы, облаченные в красные сутаны, что символизируют кровь, пролитую за веру и Церковь, изображены тщедушными и охочими до власти. Взять хотя бы карикатурного традиционалиста Тедеско, который вызывающе покуривает вейп, агрессивно демонстрирует неприятие любой инаковости и мечтает о возрождении Тридентской мессы (форма католической литургии, которая была установлена после Тридентского собора в 1545–1563 годах. — РБК Life), чтобы сделать ее «great again». Даже те кардиналы, которые изначально кажутся прогрессивными и заинтересованными в модернизации Римско-католической церкви (Адейеми, Беллини), постепенно обнажают слабость духа.

Подозрения в моральной амбивалентности падают и на главного героя «Конклава» в безукоризненном исполнении Рэйфа Файнса. Декан Коллегии кардиналов Лоуренс не просто испытывает кризис веры, но и последовательно раскрывает грязные факты о прошлом других претендентов на папский престол. Зачем он это делает — из искренней заботы о будущем церкви или банального желания победить — вопрос открытый вплоть до сокрушительной кульминации.

Зритель вынужден строить догадки об истинных намерениях кардинала Лоуренса, который берет на себя роль благородного обличителя, проливающего свет на несовершенство Ватикана, где возможно все — от злоупотребления властью до фальсификации выборов. Внутренний мир Римской курии в фильме неслучайно напоминает политическую арену. Например, Бергер ссылается на реальную ситуацию, когда в 2005 году папу Франциска невольно записали в основные кандидаты на выборах с целью устранить консервативного кардинала Йозефа Ратцингера, который в итоге стал папой Бенедиктом XVI. В «Конклаве» тоже образуется либеральный альянс, готовый играть грязно, лишь бы не допустить триумфа одиозного Тедеско.

Вдобавок триллер Бергера выглядит как элегантный союз «Всей президентской рати» (1976) и «Нового папы» (2020) Паоло Соррентино. От первого «Конклав» берет язвительные намеки на безнравственную политику Никсона и скандальный момент, связанный с обнародованием (пусть и в рамках Римской епархии) компрометирующей информации. От «Нового папы», тоже сфокусированного на выборах понтифика, фильм заимствует церемониальную эстетику и обострение духовного кризиса на фоне «Страшного суда» Микеланджело.

В сыром виде сюжет о грехах и заговорах кардиналов вряд ли станет провокационным откровением — как будто до выхода картины Бергера никто никогда не слышал о секс-скандалах в Католической церкви или коррупции в Ватикане. Однако благодаря оригинальным визуальным и операторским решениям «Конклав» превращается в захватывающий триллер-детектив, бессовестно играющий на нервах зрителя. Контрастное сочетание красного, белого, черного цветов преобладает в кадре, камера подчеркивает формальное единство кардиналов (сцена, где мужчины в рясах и с зонтиками заполняют площадь, вызывает эстетический восторг) и отчужденность фигуры Лоуренса, как бы свысока наблюдающего за ходом выборов.

В «Конклаве» каждая деталь имеет значение. Например, наперсные кресты кардиналов символизируют их идеологические пристрастия: либералы предпочитают серебро, консерваторы — золото. Фильм не скупится и на религиозные метафоры и библейские отсылки. В самой эффектной сцене небеса разверзаются над Сикстинской капеллой сразу после прегрешения. Камера, бросающая взгляд на нижнюю часть фрески «Страшный суд», где черти утаскивают души грешников в ад, как бы намекает, что Бог все видит.

Движущая сила этой истории воплощена в ювелирном исполнении Рэйфа Файнса, чей возвышенный образ кардинала Лоуренса рушится под тяжестью управленческого бремени. Но «Конклав» чинно и последовательно ступает дорогой верующего в торжество справедливости. Здесь голос женщины, беспристрастной сестры Агнес (мощнейший выход Изабеллы Росселлини), пробивает трещину в патриархальной системе Ватикана и на мгновение становится решающим, а все надежды возлагаются на своевременное появление нового мессии, который принесет не меч, но сострадание.

Объединяя политические вопросы с религиозными, триллер Бергера тонко чувствует пульс времени, поэтому легко может стать одним из фаворитов в оскаровской гонке. По крайней мере, у него все для этого есть.

Посмотреть в кино
Посмотреть в кино
Купить билеты
Поделиться
Авторы
Теги