Монополиям — бой. Зачем Минюст США потребовал от Google продать Chrome
. Ведомство утверждает, что компания контролирует 90% рынка онлайн-поискаМинюст США в суде потребовал от Google продать Chrome
Минюст США требует через суд, чтобы компания Alphabet (холдинговая компания, управляющая компанией Google Inc и ее дочерними структурами) продала свой браузер Chrome, поделилась данными и результатами поиска с конкурентами и приняла ряд других мер, чтобы положить конец своей монополии на поиск в интернете, пишет The Guardian.
РБК Life собрал все, что известно об одном из самых громких разбирательств года.
Монополисты поиска в интернете
19 ноября Bloomberg, сославшись на источники, знакомые с планами американских чиновников, сообщил о намерении антимонопольного управления Министерства юстиции США обратиться в суд с просьбой принудить Alphabet продать браузер Chrome. Издание отметило, что это может стать исторической мерой давления на одну из крупнейших в мире технологических компаний.
Эти требования — продолжение антимонопольного дела против Google, в ходе рассмотрения которого в августе этого года суд по округу Колумбия вынес решение в пользу Минюста, признав, что Google использовала незаконные методы для сохранения монопольного положения на рынке поисковых систем.
Утверждалось, что Google потратила миллиарды долларов на эксклюзивные контракты с такими крупными компаниями, как Apple, LG, Samsung, Motorola, T-Mobile, Opera и другими. По соглашению поисковые сервисы Google должны быть установлены по умолчанию на их устройствах.
Судебные разбирательства
Судебные документы расширяют ранее озвученные в СМИ требования. В частности, там говорится про запрет Google возвращаться на рынок браузеров в течение пяти лет и требование от техногиганта продать свою мобильную операционную систему Android, если другие меры не помогут восстановить конкуренцию.
«Незаконное поведение Google лишило конкурентов не только критически важных каналов сбыта, но и партнеров, которые в противном случае могли бы обеспечить их выход на эти рынки новыми и инновационными способами», — говорится в заявлении Министерства юстиции США, поданном в суд 20 ноября.
По данным StatCounter (инструмент для анализа веб-трафика), сервисы техгиганта занимают более 89% глобального рынка поиска.
Минюст США также потребовал запретить Google покупать или инвестировать в любых конкурентов в сфере поиска, продукты искусственного интеллекта на основе запросов или рекламные технологии.
Реакция Google
Google назвала предложения радикальными, отметив, что они навредят американским потребителям и предприятиям и пошатнут американскую конкурентоспособность в области искусственного интеллекта. Компания заявила, что подаст апелляцию.
Вынужденная продажа Chrome и Android была бы одним из худших возможных вариантов развития событий для Google, отмечает The New York Times. Chrome, представленный в 2008 году, является самым популярным веб-браузером в мире, занимая 67% мирового рынка браузеров. На другой продукт компании — Android — приходится 71% рынка, что делает его самым популярным в мире мобильным программным обеспечением, продолжает издание.
«Предложение Министерства юстиции выходит за рамки решения суда. Это нарушит работу продуктов Google — даже помимо поисковика, — которые люди любят и считают полезными в своей повседневной жизни», — заявил президент Alphabet по глобальным вопросам Кент Уокер.
Apple против Google
Ополчился против Google не только Минюст. «Тихую войну» против корпорации ведет Apple, утверждала еще в 2023 году газета Financial Times со ссылкой на бывших сотрудников компании.
Бывшие инженеры Apple рассказали, что компания намерена развить собственные сервисы. Конечная цель — убрать из своей экосистемы приложения Google. Например, в 2012 году Apple выпустила приложение «Карты», которое должно было вытеснить «Google Карты», которые предустанавливали на iPhone. Однако в приложении от Apple сразу же обнаружились серьезные ошибки, что не позволило ему занять лидерское положение.
Главное «поле битвы» гигантов — поисковик. С 2015 года работает AppleBot — это поисковая система, которую использовали сервисы Siri и Spotlight. Однако она не способна конкурировать с аналогичным сервисом Google. Как утверждают аналитики, Apple может отказаться от поисковика конкурента, что позволит ей повысить свою долю на поисковом рынке. Однако это решение будет стоить от $8 млрд до $12 млрд в год — ровно столько Google платит компании из Купертино за возможность быть поисковой системой по умолчанию на iOS.
Microsoft и Google
Непростые отношения у корпорации и с Microsoft. В октябре этого года последняя обвинила Google в создании «теневых компаний» по дискредитации облачного бизнеса.
«Начинает свою работу группа по астротурфингу (имитация общественной поддержки), организованная Google. Ее цель заключается в дискредитации Microsoft в глазах антимонопольных органов и политиков, а также во введении общественности в заблуждение», — говорилось в заявлении вице-президента и заместителя генерального юрисконсульта компании Римы Алайли.
По мнению Microsoft, Google создает «теневые кампании», в ходе которых финансируются «отраслевые комментаторы, ученые и различные авторы исследований». При этом в Google «приложили все усилия для скрытия своего участия» в астротурфинге.
На протяжении шести лет между компаниями действовало «патентное перемирие», которое истекло в 2021 году. Продлевать его не стали, и спустя два года Google обвинила Microsoft в антиконкурентных методах из-за облачных технологий.
«Мы открыто заявляли о своих опасениях по поводу облачного лицензирования Microsoft. Мы и многие другие считаем, что антиконкурентные действия Microsoft ограничивают возможности клиентов и приводят к негативным последствиям, которые влияют на кибербезопасность, инновации и выбор», — заявил представитель Google Cloud.
Минюст против монополии
В конце 1990-х Минюст США боролся с монополией Microsoft. Ведомство обвинило компанию в злоупотреблении доминирующим положением на рынке. Корпорация требовала от производителей компьютеров обязательной установки браузера Internet Explorer вместе с ОС Windows.
Сторонам удалось урегулировать разногласия лишь спустя почти пять лет. Минюст настаивал на разделе корпораций на две части: одну — выпускающую ОС, и другую, которая бы занималась прикладным софтом. Для этого Microsoft пришлось пойти на уступки, в частности разрешить производителям компьютеров включать в комплекты поставки программное обеспечение других вендоров наряду с продуктами Microsoft.